Проектная деятельность на уроках общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов по профессиям технического цикла


Автор: Юрий Викторович Рафальский
Место работы: ОГПОБУ «Многопрофильный лицей»
Должность: преподаватель


Дополнительные файлы

Увидел – узнал
Услышал – запомнил

Сделал сам – научился

Стратегия современного образования состоит в том, чтобы дать возможность всем, без исключения, обучающимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.

Некоторые исследователи считают, что характерной чертой нашего столетия есть «всё пронизывающая проектность». Проектируют всё и все. Проектирование стало стилем жизни современного общества.

Метод проектов, как технология организации учебной деятельности, разработан еще в первой половине XX века. Большинство педагогов в 20-е считали проекты актуальными, поскольку они есть последним звеном в развитии педагогических идей от «школы-учебы», – до свободной школы жизни. Они считали, что метод проектов:

  • развивает инициативу обучающегося;
  • приучает к плановой работе;
  • дает умения взвешивать все обстоятельства, учитывая трудности;
  • приучает к самостоятельности;
  • учит проверять себя в работе, в работе с коллективом;
  • расширяет сферу интересов и мн. др.

Однако он получил популярность именно в наши дни.

Проект от лат. projectus – «выброшенный вперёд». Становление данной категории связано с развитием так называемой «проектной культуры». В общем контексте проект можно определить как замысел какого-либо нового объекта, явления, процесса, выраженный в схемах, чертежах или ином описании. Однако зачастую проектом называют любую самостоятельно проводимую работу обучающегося, например доклад, сообщение или реферат.

Современные исследователи, определяют, проект – это система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов.

Гипотеза: Обращение профессионального образования к технологии учебного проектирования позволяет активизировать деятельность обучающихся на всех этапах обучения при изучении как общепрофессиональных дисциплин, так и междисциплинарных курсов по профессиям технического цикла. Преподавание таких дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеаудиторную деятельность обучающихся СПО. Кроме того, проектный метод эффективен при подготовке к государственной итоговой аттестации.

Задачи:

  1. рассмотреть метод проектов как вид учебной деятельности в арсенале инновационных педагогических средств и методов;
  2. в процессе анализа учебно-методической литературы систематизировать знания об изучаемой технологии и особенностях применения методики проектного обучения в учебно-воспитательном процессе СПО;
  3. дать научно-методическую базу для применения метода проектов.

Методы исследования:

  1. Анализ психологической и педагогической литературы по данной теме.
  2. Педагогическое наблюдение.
  3. Анализ и обобщение педагогического опыта.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования отмечено, что образовательными учреждениями должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

  • оценка уровня освоения дисциплин;
  • оценка компетенции обучающихся.

В лицее определены основные направления по созданию организационно-педагогических условий для развития у обучающихся и преподавателей первоначальных навыков творческой деятельности, исследовательской и экспериментальной работы.

Включение студентов и преподавателей в исследовательскую деятельность проводится последовательно и постепенно по нескольким направлениям:

  • Научно-исследовательская, экспериментальная работа преподавателя, включающая творческую разработку авторской программы, учебно-методического комплекса дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля, темы, экспериментальную проверку и внедрение новых технологий, учебников, создание условий, обеспечивающих развитие научно-исследовательской и учебно- исследовательской работы преподавателей;
  • Обобщение и описание преподавателем собственного опыта работы. Описание собственного опыта работы ‒ это тоже научная работа, в которой есть свои правила и методы, от грамотного применения которых зависит успех, эффективность этой работы;
  • Обучение студентов методами творческой деятельности, навыкам самостоятельной работы, в том числе и посредством метода проектов.

В настоящее время проектная и исследовательская деятельность обучающихся – это неотъемлемая часть образования, одно из направлений его модернизации.

Современный человек должен многое уметь для того, чтобы быть успешным в различных областях своей жизни. Важными требованиями к нему, являются:

  • умение работать в команде;
  • умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники;
  • умение выполнять исследовательскую работу;
  • гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях;
  • развитые коммуникационные навыки.

Одним из наиболее эффективных педагогических средств, позволяющих направить процесс обучения и развития обучающихся в нужное русло является метод проектов, разработанный в первой половине XX века.

Сегодня метод проектов является неотъемлемой частью учебного процесса. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Преподавателю в рамках проекта отводится роль координатора, эксперта, консультанта.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проект – это последовательность шагов по эффективной реализации задуманной идеи в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Это способ организации процесса познания и способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом.

Основными элементами проектирования являются – определение цели и задач проекта, определение собственно, проблемы – постановка гипотезы, выбор способа ее решения, определение ресурсов, составление плана действий, изучение проблемы, поиск путей ее решения, подведение итогов, оценка полученных результатов.

Главная цель любого проекта – формирование различных общих и профессиональных компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты:

  • самостоятельно добывают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
  • развивают исследовательские умения (умение выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

Задачи проекта всегда связаны с поставленными целями и проблемой, они указывают на промежуточные и итоговые результаты проекта.

Поставить задачу – значит определить, через какие действия, представленные в разных условиях, можно достичь цели.

Задачи – это конкретные, поддающиеся измерению шаги по достижению цели, они определяют действия. При анализе задач важно учитывать:

  • насколько эти задачи адекватны выбранным для их решения методам;
  • не потребует ли работа больших дополнительных затрат (финансовых, временных, интеллектуальных и т.п.);
  • достаточно ли имеющихся ресурсов для реализации идеи (квалифицированный персонал, время, оборудование и т.п.);
  • не станет ли предлагаемый проект непосильным?
  • существуют ли альтернативные варианты решения данной проблемы?

Виды проектов по продолжительности:

  • мини-проекты, могут укладываться в один урок;
  • краткосрочные, требуется несколько уроков;
  • недельные, выполняются в группах в ходе проектной недели, выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя;
  • долгосрочные, могут выполняться как в группах, так и индивидуально, выполняется, как правило, во внеурочное время.

Виды проектов по профилю знаний:

  • монопроекты проводятся, как правило, в рамках одной дисциплины или МДК, хотя могут использовать информацию и из других. Руководителем такого проекта выступает преподаватель – предметник, консультантом – преподаватель другой учебной дисциплины.
  • межпредметные выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких преподавателей различных дисциплин.

Типология учебных проектов:

  • практико-ориентированный, нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика;
  • исследовательский, по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов;
  • информационный, направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
  • творческий, предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов;
  • ролевой, разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли различных выдуманных персонажей.

Виды проектов по количеству участников:

  • личностные (индивидуальные);
  • парные;
  • групповые.

Этапы проведения проекта:

1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект):

  • выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта);
  • определение цели, формулирование задач;
  • формирование проектных групп, распределение в них обязанностей;
  • выдача письменных рекомендаций участникам проектный групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.);
  • утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы;
  • установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

2. Поисково-исследовательский этап:

  • определение источников информации;
  • планирование способов сбора и анализа информации;
  • подготовка к исследованию и его планирование;
  • проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций;
  • организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3. Трансляционно-оформительский этап:

  • предзащита проекта;
  • доработка проекта с учетом замечаний и предложений;
  • подготовка к публичной защите проекта;
  • определение даты и места защиты;
  • определение программы и сценария защиты, распределение заданий в группе;
  • стендовая информации о проекте.

4. Заключительный этап:

  • публичная защита проекта;
  • подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА

На заключительном этапе, курса обучения в лицее, обучающиеся по профессии «Мастер сельскохозяйственного производства» проходят государственную итоговую аттестацию. Один из этапов государственной итоговой аттестации – защита письменной экзаменационной работы. Письменная экзаменационная работа по своей сути является индивидуальным проектом в котором обучающейся должен показать свои знания и умения полученные за весь курс обучения.

Общее руководство и контроль написания письменной экзаменационной работы осуществляет руководитель, который назначается из числа преподавателей профильных дисциплин. При работе над проектом выделяются следующие этапы:

На первом этапе обучающиеся выбирают тему письменной экзаменационной работы и согласуют ее с руководителем.

На втором этапе, в индивидуальном порядке, обучающиеся составляют и согласуют с руководителем плана письменной экзаменационной работы.

На третьем этапе выполняется подбор литературы и составление библиографии по основным источникам, а также интернет ресурсов по тематике работы. Руководителем работы выдается задание (Приложение 1).

На четвертом этапе обучающиеся разрабатывают и предоставляют на проверку руководителем введение письменной экзаменационной работы.

На пятом этапе обучающиеся разрабатывают и предоставляют на проверку руководителем первой части письменной экзаменационной работы.

На шестом этапе обучающиеся разрабатывают и предоставляют на проверку руководителем второй части письменной экзаменационной работы.

На седьмом этапе разрабатывается и предоставляется на проверку руководителем заключения к письменной экзаменационной работе.

Восьмой этап заключается в подготовке и проверке руководителем презентации (презентация 1 в электронном формате) к письменной экзаменационной работе.

Девятый этап – подготовка обучающимся и проверка руководителем доклада к письменной экзаменационной работе.

Десятый этап – представление письменной экзаменационной работы (Приложение 2) в учебную часть для регистрации, написание руководителем отзыва (Приложение 3) на письменную экзаменационную работу.

Заключительный этап – защита письменной экзаменационной работы. Оценку работе (Приложение 4) дают члены государственной экзаменационной комиссии во главе с председателем государственной экзаменационной комиссии.

Защита письменной экзаменационной работы проводится на открытом заседании государственной экзаменационной комиссии.

Процедура защиты включает:

  • чтение отзыва;
  • доклад обучающегося (не менее 7, но не более 10 мин);
  • вопросы членов комиссии;
  • ответы обучающегося.

При определении окончательной оценки по защите письменной экзаменационной работы учитываются:

  • доклад выпускника по каждому разделу экзаменационной работы;
  • ответы на вопросы;
  • отзыв руководителя.

В процессе работы над письменной экзаменационной работой обучающейся должен показать знания и умения из следующих дисциплин и междисциплинарных курсов:

  1. Основы черчения и основы инженерной графики: оформление ПЭР, выполнение графиков, схем и чертежей.
  2. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ: свойства материалов, виды слесарных операций, инструмент и оборудование слесаря.
  3. Техническая механика с основами технических измерений: виды соединений деталей, устройство и принцип работы передач, редукторов и вариаторов.
  4. МДК 01.01 Технология механизированных работ в растениеводстве: технологии возделывания сельскохозяйственных культур.
  5. МДК 02.01 Технология слесарных работ по ремонту и ТО СХМ и оборудования: система технического обслуживания, технологии ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования.
  6. МДК 05.02 Технические системы в растениеводстве: современные технологии и машины обеспечивающие сельскохозяйственное производство.
  7. Информатика: использование стандартных компьютерных программ и редакторов, систем автоматизированного проектирования, интернет-ресурсов.

Заключительный и самый ответственный этап, который требует от обучающихся, помимо профессиональных знаний и умений, также умение держать себя при публичных выступлениях. Справиться с эмоциями, волнением, страхом перед аудиторией, для многих большая проблема, что может повлиять и на конечный результат защиты. В большинстве случаев проблема сокрыта в отсутствии опыта публичных выступлений. Компенсировать это можно путем планомерного предоставления возможности выступлений.

В рамках профессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов по профессии, учебным планом предусмотрены часы на внеаудиторную самостоятельную работу, а также часы факультативных занятий.

п/пДисциплина, МДКЧасы
1УД. Основы черчения17
2УД. Основы инженерной графики26
3УД. Введение в профессию16
4УД. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ28
5УД. Индивидуальный проект19
6УД. Техническая механика с основами технических измерений24
7МДК 01.01 Технология механизированных работ в растениеводстве74
8МДК 02.01 Технология слесарных работ по ремонту и ТО СХМ и оборудования31
9МДК 05.02 Технические системы в растениеводстве14
10Факультатив. Современное производство и обработка металлов34
11Факультатив. Основы сварки33
12Факультатив. Основы токарного дела30

В рамках данных дисциплин, а также за счет внеаудиторных самостоятельных работ обучающиеся в течении курса обучения выполняют проекты.

На первом курсе в первом полугодии в рамках факультатива «Современное производство и обработка металлов», «Ведение в профессию», обучающиеся выполняют проектное задание, скорее это не проект, а доклад с элементами проектной деятельности, основной целью которого является ознакомить обучающихся с принципами и этапами разработки проектов, а именно: согласование и закрепление тем, разработка и утверждение плана, написание доклада, составление презентации к докладу и непосредственно сама защита. Тематика проектов (Приложение 5) напрямую связана с темами занятий и защита проекта является дополнением по данной теме урока, доклад (Приложение 6) и презентация (презентация 2 в электронном формате) к нему является основанием для получения зачета по данному факультативу или оценкой к дифференцированному зачету по дисциплине.

На втором курсе, особое место отводится дисциплине «Индивидуальный проект», где целенаправленно обучающимся дается возможность в полной мере ощутить себя в роли исследователя, почувствовать себя в роли докладчика.

На первых уроках обучающимся дается информация о методиках и технологиях проектной деятельности, и приступают к выполнению проектов.

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

1 этап

Выбор темы . Обучающиеся выбирают тему проекта из различных областей знаний, на свое усмотрение, но предпочтение отдается знаниям из следующих дисциплин:

  • МДК 02.01 Технология слесарных работ по ремонту и ТО СХМ и оборудования;
  • Основы материаловедения и технология общеслесарных работ;
  • Техническая механика с основами технических измерений.

Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Выбирая тему исследования необходимо руководствоваться некоторыми правилами:

  • тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям и предпочтениям обучающегося;
  • тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу;
  • тема должна быть оригинальной;
  • тема должна быть выполнима, то есть цели достижимы.

Обоснование актуальности выбранной темы . В обосновании актуальности темы необходимо показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование.

Формулировка цели . Выдвинутая цель или цели должна быть конкретны и доступны.

Постановка задач. Необходимо указать конкретные задачи , которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

Определение объекта и предмета исследования. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

Объект исследования процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Выдвижение гипотезы. Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы.

2 этап

Сбор экспериментальных данных. После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ – нужно собрать как можно больше информации о предмете изучения.

Планирование работы . Необходимо выбрать методику проведения исследования, рассчитать необходимый объем исследований, определить на какую часть работы, сколько уйдет времени.

Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез и т.д.

3 этап .

Оформление полученных результатов работы . После детального изучения материалов исследования по теме и окончательного обсуждения результатов начинается стадия оформления работы – ее написание.

Структура работы:

  • Титульный лист – первая страница работы (не нумеруется).
  • Содержание – приводятся пункты работы с указанием страниц.
  • Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования).
  • Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования).
  • Заключение (выводы и результаты).
  • Список литературы.
  • Приложения.

Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы:

  • Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения?
  • Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи?
  • Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?

Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.).

Основная часть делится на главы (параграфы). В конце каждой главы (параграфа) должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.

Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).

Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.

18.01.2020 года я принял участие в вебинаре «Организация научной работы учащихся по ФГОС». Из предложенных методических материалов к вебинару взял на заметку, для дальнейшего применения в работе, разработку Конструктор научной работы (Приложение 7).

Общепринятые стандарты оформления проектных работ

  • Шрифт: Times New Roman, h14, не жирный (кроме выделения названий разделов, подразделов и др.).
  • Межстрочный интервал: 1,5.
  • Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, слева – 3 см, справа – 1,5 см.
  • Нумерация страниц: со второй (страница с планом или содержанием).
  • Абзацы: отступ от левой границы основного текста на 1,25 см.
  • Выравнивание текста: по ширине.
  • На странице не меньше 40% заполнения.
  • Каждый раздел начинается с новой страницы (но не подраздел). После названия раздела точка не ставиться.
  • В объем работы не входят приложения.

Требования к оформлению презентаций

1. Оформление слайдов:

  • соблюдать единый стиль оформления;
  • избегать стили, которые будут отвлекать от самой презентации;
  • для фона предпочтительны холодные тона.

2. Использование цвета:

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

3. Расположение информации на странице:

  • предпочтительное расположение информации – горизонтальное;
  • наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
  • если на слайде имеется картинка, надпись должна располагаться под ней;
  • избегать сплошного текста, лучше использовать маркированные и нумерованные списки.

4. Шрифты:

  • для заголовков – не менее 24, для информации не менее 18;
  • шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
  • нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
  • для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
  • нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

5. Объем информации:

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

На защите обучающейся в своем докладе и при его обсуждении должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свои идеи и вести дискуссию.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анализ данных успеваемости и качества знаний, за последние три года показывает незначительное но уверенное увеличение количества 5 и 4 за защиту письменной экзаменационной работы, а также рост качества знаний по МДК, как внутри набора, так и между наборами по годам.

2013-2017 гг.

  Кол-во

в группе

ОценкаКачество

%

543
МДК 02.012 курс1415823,3
МДК 01.013 курс1428471,4
Защита ПЭР4 курс1429378,5

2014-2018 гг.

  Кол- во в группеОценкаКачество

%

543
МДК 02.012 курс1016370,0
МДК 01.013 курс925277,7
Защита ПЭР4 курс925277,7

2015-2019 гг.

  Кол-во

в группе

ОценкаКачество

%

543
МДК 02.012 курс20181145,0
МДК 01.013 курс1846855,5
Защита ПЭР4 курс1858572,2

Опыт работы показал, что те обучающиеся, которые активно занимались исследовательской деятельностью, при прохождении итоговой аттестации в виде защиты письменной экзаменационной работы, показывают более высокий результат.

В 2019 году, обучающиеся Головинов Владислав и Каменский Станислав стали призерами III областного конкурса проектно-исследовательских работ обучающихся «Развитие творческой деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО и участия в движении Worldskills».

Практика убедительно показывает, что исследовательская деятельность создаёт условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и помогает дальнейшему самоопределению. Приобретаемые качества личности обучающихся могут применить во многих жизненных ситуациях.

Литература

  1. Вебинар «Организация научной работы учащихся по ФГОС». – URL: https://mir-olimpiad.ru/webinar/.
  2. Методические рекомендации по организации проектной деятельности студентов колледжа. – URL: http://проф-обр.рф/blog/2019-01-12-1313.
  3. Обобщение передового педагогического опыта в профессиональных образовательных учреждениях СПО : метод. рекомендации. – Биробиджан : ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2016.
  4. Организация научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования : метод. рекомендации для педагогов профессиональных образовательных организаций Еврейской автономной области. – Биробиджан : ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2018.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 3 =