Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении


Автор: Светлана Викторовна Борисенко
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 45»
Должность: воспитатель


В современной педагогике проектная деятельность в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занимает достойное место в системе дошкольного образования.

Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.

Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.

Этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникает желание решить её. Поэтому перед педагогами стоит задача развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность.

Это еще важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путем выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не менее важно и то, что для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Считаю, что проектную деятельность можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей. Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую ценность:

— они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папы и мамы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения;

— развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.

При осуществлении инновационной проектной деятельности я определила для себя следующие задачи:

— создать современную предметно-пространственную среду;

— разработать проекты по познавательному развитию детей, создать копилку краткосрочных и долгосрочных проектов;

— развитие индивидуальности воспитанников;

— развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;

— повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;

— стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);

— повышение интеллектуального уровня детей;

— развитие креативности и нестандартности мышления.

А также применение инновационных педагогических технологий:

— технологии проектной и исследовательской деятельности;

— здоровьесберегающие;

— информационно-коммуникационные;

— технологии «лэпбук»;

— личностно-ориентированные;

— игровые технологии;

— технологии проблемного обучения и др.

В своей работе использую следующие принципы:

  • Поощрение усилий ребенка

  • Исключение отрицательной оценки его действий

  • Принцип сотрудничества

  • Опора на опыт ребенка

  • Обеспечение психологической защищенности каждого ребенка доброжелательным, непринужденным и искренним отношением к нему

В своей работе с детьми я использую:

  • метод активного привлечения родителей к совместной деятельности

  • метод наблюдения за изменением и преобразованием объекта

  • метод демонстрации

  • метод объяснения нового материала

  • рассказ воспитателя

  • рассказ ребенка

  • чтение литературы

  • метод детского исследования,

  • метод проектов

  • метод моделирования проблемных ситуаций

  • метод рассуждения

  • метод решения проблемных задач, ситуаций.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность детей: индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, я разрабатываю поэтапный план-схему осуществления проекта, в которой отражаю наиболее яркие формы работы по данному направлению в зависимости от задач проекта.

Работу над проектами стараюсь строить в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план-проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители стали активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимали участие в изготовлении плакатов, поделок, кормушек для птиц, коллажей, выпуске газет, которые использовались для оформления различных тематических выставок в дошкольном учреждении. С их помощью мы приобрели познавательную литературу для детей.

Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к исследовательской деятельности в группе оформили и оборудовали «уголок экспериментирования».

Мною был проведен мониторинг знаний детей по темам патриотизма, безопасности, представлений о русских традициях. Было решено, что в процессе непосредственной образовательной деятельности, бесед, посещения Центра детской и юношеской книги, просмотра презентаций, работы с родителями дошкольников, пополнения развивающей среды группы необходимо повысить уровень знаний детей. Так возникла идея создания проектов «Наша безопасность», «На улице будь осторожен», «День Победы», «Широка масленица», «1 апреля».

К окончанию проектов уровень освоения детьми материала вырос. Во время проектной деятельности я наблюдала отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей. А так как наши проекты были в основном экологического содержания, то я решила расширить познавательные интересы детей, познакомив их с исследовательской деятельностью, которая помогла бы им выявить взаимосвязи, существующие в природе, в таких проектах, как «Первый снег», «Осень, осень в гости просим», «Без воды нам никуда» (Приложения). Именно сознание единства природы, тесной связи всего со всем позволит ребенку в настоящем, а главное, в будущем правильно строить свое поведение по отношению к природе. При взаимодействии друг с другом и окружающей средой дети опытным путем получают неоценимые по своей важности знания.

Для более полного усвоения материала мною были изготовлены дидактические игры, придуманы подвижные игры, при помощи которых закреплялись и углублялись знания дошкольников.

Любой проект начинаю с выбора темы для более глубокого изучения, причем проблема, как правило, взята из реальной жизни. Вместе с детьми составляем план предстоящей познавательной деятельности. Запуск темы осуществляю методом «3 вопросов». И здесь моя задача при работе с детским интересом – не поддаваться искушению, сразу отвечая на вопрос, а вместе с ребенком искать ответ. Важно на этом этапе «уловить» детский вопрос и интерес (Куда? Зачем? Почему?).

Какова же цель «метода 3 вопросов»? – Что знаем, что хотим узнать и как мы это будем делать. Здесь важно уточнить представления детей по теме, выдвинуть гипотезы для последующей проверки в ходе проекта, выявить ожидания, выдвинуть идеи о способах проверки гипотез и получения новых знаний по теме.

Затем подключаю центры детской активности, в зависимости от того, какая тема. Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому следует предупредить, что есть много способов получения необходимых знаний.

Здесь вырабатывается план действий. Попробуйте ответить на вопрос, что уже известно, а что нет. Теперь легко будет сформулировать: «Что предстоит сделать?». Это и будет ваш план действий.

— Что мы знаем по данной теме?

— Что мы должны сделать перед тем, как начнём собирать информацию?

— Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?

Необходимо подвести дошкольников к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол ставится карточка с символом «подумать».

Следующий вопрос: Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?

Отвечая на него, дети постепенно выстраивают линию из карточек:

  • «подумать»,

  • «спросить у другого человека»,

  • «получить информацию из книг»,

  • «понаблюдать»,

  • «посмотреть по телевизору»,

  • «провести эксперимент»,

  • «обсудить в группе»,

  • «подведение итогов»,

  • «оформление результатов»,

  • «представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта

  • «презентация проекта».

Затем происходит содержательное насыщение предметной среды в группе по выбранной теме: привнесение соответствующей художественной, научно-популярной литературы для совместного чтения или самостоятельного изучения; предметов и материалов для организации продуктивных видов деятельности, экспериментов, опытов; для игровой деятельности и т.д. Обязательно знакомим родителей, вывешивая данные опроса детей методом 3 вопросов, а также другую информацию по теме в помощь родителям.

И здесь необходимо нацелить родителей на поддержание детской инициативы: пытливости, любознательности. С этого момента в активный поиск материалов по теме проекта включаются родители, которые совместно с детьми либо делают иллюстрированные мини-сообщения, которые дети впоследствии презентуют перед сверстниками или приносят какие-либо предметы для создания коллекции и многое др. Это зависит от того, каким будет итоговый продукт данного проекта.

Взаимодействие с родителями позволяет не только вовлечь их в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что-то сделать вместе. Продуктом проектной деятельности может стать организованная выставка, тематический альбом, сюжетно-ролевая игра, макет, фотогазета, развлечение, коллекция и многое другое.

Например, во время работы над проектом «Домашние животные» мы узнали, сколько семей в группе имеет домашних животных, какие виды домашних питомцев наиболее популярны в семьях, что нужно делать, чтобы нашим питомцам жилось хорошо.

Данный проект открыл детям и родителям удивительный мир домашних животных. Он способствовал размышлению о взаимоотношениях людей и животных, помог ответить на вопросы «Какое место в нашей жизни занимают домашние питомцы?», «Что они приносят в нашу жизнь?», «Что мы можем им дать?».

Активная работа с родителями привела к тому, что они не только стали средством информации и поддержки ребенка, но и сами активно включились в проектную деятельность, а также обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от совместной с детьми работы в проектах «Домашние животные», «Зимующие птицы», «Видишь птицы прилетели, знать весна на самом деле». Также мной был реализован индивидуальный проект с целью формирования представлений о правильном и здоровом питании «Каша – вот это еда».

В результате реализации проектов дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе.

Анализируя проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

Метод проекта помогает осваивать им окружающую действительность, активизирует самостоятельную познавательную деятельность детей, развивает их творческие способности, навык обобщать и систематизировать, а также способствует развитию психических процессов детей дошкольного возраста. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в межличностных отношениях дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Существенные изменения наблюдаются и в отношениях между детьми и родителями, они становятся интересными партнерами по совместной деятельности, поэтому я и дальше буду использовать в своей работе метод проектирования.