Программа II смены SMART-проект твоего лета #Хаверим (друзья)


Авторы: Снегирева Виктория Владимировна, Доценко Ольга Сергеевна
Место работы: МБОУ "Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом"


Авторы программы: Снегирева В.В., заместитель директора, Доценко О.С., учитель музыки МБОУ «Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

Программа «SMART-проект твоего лета #Хаверим» (#Друзья) представляет собой комплексную программу летнего оздоровительного отдыха в условиях лагеря дневного пребывания детей.

Программа ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

При создании программы летнего лагеря мы исходили из ряда достаточно простых, но и вместе с тем весьма важных оснований:

  1. Летний лагерь помогает использовать период летнего отдыха учащихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями.
  2. Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта ребенка и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.
  3. Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь.

Что такое SMART-проект?

S (Specific – конкретность) – погрузиться в мир загадочной еврейской культуры, культуры Твоего региона, возможно, культуры Твоей семьи или друзей! Научиться понимать язык этого интересного мира!

M (Measurable – измеримость) – стать частью «Музея детства», который открывает свои двери ежедневно перед участниками смены! Найти как минимум 25 новых друзей, которые станут частью твоей отрядной семьи!

A (Attainable – достижимость) – целеустремленность и помощь профессионального педагогического коллектива приведут к успеху Тебя и твоих друзей!

R (Relevant – актуальность) – обогатить свой внутренний мир знакомством с сотней активных ребят Еврейской автономной области.

T (Timebound – ограниченность во времени) – 18 дней на реализацию проекта, 18 дней на для поиска настоящих друзей, 16 дней для погружения в еврейскую культуру, 1 день на знакомство с традициями одного еврейского праздника, 2 часа на посещение Арт-квартала и создание «шедевра» своими руками, игр в Game Lab и других зонах интерактивного «Музея детства».

Образовательная программа лагеря в творческой форме раскрывает перед участниками увлекательные страницы еврейской истории и культуры.

В лагере «SMART-проект твоего лета #Хаверим» на все хватит времени. Танцы, песни, творчество, спорт, занятия с вожатыми. В лагере «SMART-проект твоего лета #Хаверим» дети находятся в атмосфере доверия и сотрудничества, раскрывают свой потенциал и учатся им пользоваться.

Участники лагеря плавают в бассейне, занимаются в различных мастерских. Театр, арт, танцы, эстрадное искусство, спорт, плавание, ориентирование и туризм — в лагере каждый найдет свое место!

«SMART-проект твоего лета #Хаверим» — проект для детей в возрасте от 6 до 14 лет.

Цель проекта — предоставление качественной и продуманной платформы для развлечений и развития.

Отряды формируются по возрастному признаку. Программа построена в соответствии с принципами неформального образования и гуманистической педагогики, способствует развитию творческого потенциала участников, учит взаимодействию в команде: получить ценный жизненный опыт через игры, концерты, соревнования, творческие мастерские, исследовательские работы, экскурсии и прогулки по окрестностям

В основу программы «Smart-проект твоего лета #Хаверим» легли идеи нравственного и физкультурно-оздоровительного развития подростков, развития творчества у детей в рамках изучения еврейской культуры и традиций, развития организаторских способностей.

Основная идея программы: развитие коллектива как площадки для проявления творческих инициатив, личностного развития, самоопределения.

Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы:

– Создание комфортной среды в условиях летнего профильного лагеря для разносторонне развивающего отдыха для детей и подростков с погружением в традиции и культуру еврейского народа.

Задачи программы:

  1. Организовать летний досуг
  2. Развивать интеллектуальный, нравственный, физический и творческий потенциал личности ребенка через систему мероприятий лагеря и отрядных дел.
  3. Воспитывать психологическую готовность правильно (без страха, а значит, без агрессии) воспринимать многообразие человеческого сообщества, используя механизм формирования культурной толерантности.
  4. Формировать основные навыки управления информацией.
  5. Привлечь к реализации проекта волонтеров, представителей общественных организаций, работников учреждений культуры.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «SMART – проект твоего лета #Хаверим» разработана МБОУ «Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом».

Программа представляет собой образовательную смену для школьного самоуправления.

Миссия лагеря: объединение усилий и возможности детей и подростков для формирования и развития творческих инициатив.

Участники проекта. Участниками проекта станут учащиеся лицея №23.

Количество участников – 70 человек.

Возраст участников: 7-14 лет.

Сроки реализации программы: 1 июля – 21 июля 2019.

Место реализации проекта: МБОУ «Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом»

Программа реализуется силами педагогического отряда МБОУ лицей №23, вожатых школьной детской организации «Республика Звездная», школьного волонтерского корпуса «ЖИЗНЬ».

Концепция программы: ценности мира в его многообразии.

Концептуальные основы программы опираются на гуманизацию процесса воспитания, которое должно быть обращено к человеку как высшей ценности и цели воспитательного процесс.

Концептуально программу можно представить в виде тезисов, каждый из которых ступенька на лестнице освоения мира ребенком:

  1.  «Мы – для каждого Я»: данный принцип направлен на формирование жизненно позиции, при которой признается ценность и неповторимость каждого «Я», умение раскрыть эту неповторимость для пользы общего дела.
  2. «Спешите делать добро»: формирование нравственной позиции, при которой личностный выбор имеет моральную мотивацию, поддержка индивидуальности и неповторимости каждого ребенка.
  3. «В здоровом теле – здоровый дух»: принцип сочетания физического и нравственного здоровья.
  4. «Красота спасет мир»: принцип активности творческого подхода. Каждый из детей должен внести свою лепту в коллективные творческие дела.
  5. «Все дороги начинаются с порога»: приобщение к истокам народной культуры, воспитание патриотизма и гражданской позиции, формирование бережного отношения к народной памяти, историческому прошлому.
  6. «Человек красен трудом»: в воспитании трудолюбия и положительного отношения к труду есть социально-нравственный аспект, предполагающий осознание каждым ребенком того, что человек не может жить без труда, что все создано трудом.
  7. «Игра – дело серьезное»: в процессе моделирования сюжетно-ролевой игры происходит познание определенных ценностей, освоение мира.

В основу реализации программы заложены разнообразные методы работы. В ходе реализации программы ребенок получает возможность участия в социально-воспитательных и оздоровительных мероприятиях, ощутить открытость окружающего мира, единство взрослого и ребенка, заботу о себе, нужность в окружающем социальном пространстве.

Педагогической основой смены является сюжетно-ролевая игра, способная сформировать умения взаимного уважения друг к другу.

Идея смены

На территории лагеря существует 4 отряда.

Каждый отряд – еврейская семья (мишпаха), во главе которой стоят взрослые (воспитатель и вожатые), но действует принцип демократии (в начале смены формирует орган самоуправления).

У каждой семьи есть фамилия (название отряда), своя атрибутика (семейный герб, отражающий особенности жизни семьи – правила и семейные законы). В организационный период семья создает свое семейное древо, на котором отображен каждый член семьи и указаны особенности его характера.

Четыре семьи живут дружно, каждый день встречаются, чтобы погрузиться в изучение традиций еврейского календаря. Им вместе предстоит познакомиться с основными календарными циклами и праздниками:

  • Ту –Бишват – январь
  • Йом – мишпаха – февраль
  • Пурим — март
  • Песах — апрель
  • Лаг-Баомер — май
  • Шавуот -май
  • Ту бе-Ав август
  • Рош-а- Шана — сентябрь
  • Йом – Кипур — сентябрь
  • Симха Тора — сентябрь
  • Суккот – октябрь
  • Ханука – декабрь
  • Рош-Хадеш – начало либо конец месяца
  • Шабат – каждая суббота

Тематические дня в лагере проводятся силами взрослых и детей. Активно используется помощь всех сотрудников лагеря.

Утро лагеря начинается с «Часа мишпахи» одного из отрядов: мини-мероприятие, которое готовит отряд.

Финалом сюжетно-ролевой игры станет «Семейный фестиваль».

Система стимулирования:

Лагерь имеет свою эмблему.

Активно участвуя в мероприятиях смены, отряды получают символику смены. Заработанные символы размещают в отрядных уголках. В конце смены определяется команда-победитель.

Кадровое обеспечение программы

Начальник лагеря планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность его работы;

Старший вожатый следит за выполнением программы профильной смены лагеря; организует обще-лагерные мероприятия; оказывает методическую помощь вожатым и воспитателям;

Воспитатели и вожатые организуют воспитательную работу в лагере, отвечают за жизнь, здоровье и безопасность ее участников;

Педагоги дополнительного образования организует мастер-классы по основным направлениям деятельности лагеря;

Медицинский работник проводит предварительное и постоянное освидетельствование учащихся, оказывает необходимую медицинскую помощь;

Диджей отвечает за музыкальное сопровождение всех мероприятий лагеря.

Инструктор по физической культуре работает по своему направлению.

Основные направления «Музей детства»

  1. «Арт-квартал»: творческие мастер-классы, способствующие погружению в атмосферу еврейского дома и праздников.
  2. «Game Lab»: игровое пространство, посещая которое участники SMART-проекта смогут активно контактировать друг с другом.
  3. «PRO-спорт» — площадка спортивной активности.
  4. «Open space» — пространство для живого общения, площадка, на которой каждый участник смены может реализовать свой творческий замысел.
  5. «Туристическое бюро» — площадка, посвященная туризму.
  6. «ЭКОдом» — экологическая площадка, в рамках которой участники проекта познакомятся с экологическим пространством лагеря.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Логика развития смены

Подготовительный этап. Начинается в апреле, а заканчивается в июне. Определяется педагогический коллектив (вожатые, воспитатели, педагоги дополнительного образования), проводятся совместные заседания по выработке идей и моделированию смены. Проигрываются основные педагогические приемы. Отбираются игры, психотренинги. Дается установка на смену. Старший вожатый совместно с вожатыми и воспитателями составляют план-сетку отрядных дел с учетом обще-лагерного плана. Вожатыми разрабатываются огоньки для отрядов.

15 июня ведется оформление территории лагеря к принятию детей. Готовятся отрядные комнаты.

Организационный этап. «Знакомство с сюжетом игры». Основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе.

Основной период «Погружение в игру». Этот период занимает большую часть времени. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Основным механизмом реализации обще-лагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня. С целью достижения максимального результата, в течение всего времени основного этапа, коллективы участников программы живут активной внутренней жизнью: проводятся отрядные и обще-лагерные КТД, отрядные сборы, огоньки и др.

Итоговый этап «Фестивальный». В этот период подводится итог совместной деятельности, оценивается работа всех отрядов. Основным событием итогового периода становится «Семейный фестиваль», к которому ребята готовились в течение всей смены.

СТРУКТУРА ОРГАНОВ ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Для организации работы отрядов в смене формируются органы самоуправления по следующей схеме:

Состав и полномочие органов самоуправления на уровне лагеря

Совет лагеря «Организация объединенных наций»:

  1. выбирается, может переизбираться;
  2. заседания Совета проводятся ежедневно;
  3. на Совете лагеря решаются текущие вопросы по работе органов самоуправления в отрядах.

Состав и полномочия органов самоуправления на уровне отряда

Лидер отряда:

  1. выбирается из числа членов отряда;
  2. оказывает помощь вожатому в организации жизнедеятельности отряда;
  3. организует взаимодействие всех членов отряда;
  4. решает текущие вопросы;
  5. представляет свой отряд на сборах Совет лагеря.

Группа ЗОЖ «Олимпийский комитет»:

  1. выбирается из числа членов отряда;
  2. организует проведение утренней зарядки;
  3. отвечает за соблюдение правил личной гигиены;
  4. взаимодействует с инструктором по физической культуре;
  5. организует дежурство отряда по лагерю, столовой.

Группа досуговой деятельности «Культурный обмен»:

  1. выбирается из числа членов отряда;
  2. организует досуговую деятельность отряда;
  3. помогает вожатым в организации отрядных и общелагерных мероприятий.

Группа журналистов «СМИ»:

  1. выбирается из числа членов отряда;
  2. информирует членов отряда о важных событиях;
  3. готовит информацию об интересных событиях в отряде для освещения их в информационных выпусках лагеря.

Каждый член органов самоуправления любого уровня может переизбираться по просьбе детей и педагогов. Каждый ребенок имеет право выдвинуть свою кандидатуру на любую должность.

Выборы состава органов самоуправления проводятся на 2-3 день после начала смены. В это время к концу подходит оргпериод, ребята уже знают друг друга, видят, кому они могут доверить организацию своей отрядной жизни.

Сборы органов самоуправления проходят после окончания дня в лагере, так как каждый ребенок должен быть полноценным участников смены и не должен покидать общелагерные и отрядные мероприятия.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ

В ходе реализации программы лагеря «SMART – проект твоего лета #Хаверим» мы предполагаем рассматривать ожидаемые результаты смены через:

1. Результаты, актуальные для развития личности ребёнка:

  • удовлетворение потребности в полноценном отдыхе,
  • реализация интересов детей, их обогащение и побуждение к новым интересам;
  • формирование у детей способности к самооценке и рефлексии;
  • укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных национальностей;
  • формирование у детей навыков общения и толерантности;
  • формирование у детей социально-значимой позиции по отношению к окружающему миру и самому себе.

2. Результаты, касающиеся детского объединения:

  • создание у детей эмоционального настроя на работу во временных детских объединениях.

3. Результаты, способствующие развитию воспитательной системы лагеря:

  • апробация модели лагерной смены;
  • совершенствование новых методик массовых, групповых, индивидуальных форм работы с детьми;
  • пополнение копилки форм работы;
  • развитие опыта деятельности пресс-центра лагеря.

4. Результаты, направленные на педагогический отряд:

  • повышение уровня педагогического мастерства;
  • апробация модели взаимодействия педагогического отряда с детским коллективом в рамках этнокультурного лагеря;
  • формирование уважительного отношения к национальным традициям;
  • снижение уровня негативного влияния социума на личность ребенка;
  • создание условий для совместной работы с представителями различных органов власти, организаций и учреждений дополнительного образования детей;
  • самореализация вожатых;
  • результатом реализации программы будет являться оздоровление и отдых 70 детей.

5. Результаты, направленные на укрепление общественных связей

  • повышение уровня культуры;
  • создание положительного
  • создание комфортной среды в условиях летнего профильного лагеря для формирования образа успешного человека;
  • вовлечение детей и подростков в деятельность системы школьного самоуправления.

Критерии результативности проекта:

  • Своевременная адаптация участников профильного лагеря в обществе незнакомых сверстников и педагогов;
  • Выработка совместно с участниками ценностей, идеалов, образов с учетом их личностных интересов и потребностей;
  • Раскрытие и реализация скрытого и явного лидерского потенциала у школьников;
  • Организация успешной работы органов самоуправления;
  • Создание условий для успешного освоения детьми новых социальных ролей, формирование социальной активности;
  • Развитие творческих, интеллектуальных способностей детей;
  • Обеспечение разумной дисциплины и порядка;
  • Следование демократическому стилю общения;
  • Выстраивание между детьми и взрослыми отношений сотрудничества и доверия;
  • Формирование толерантного отношения друг к другу;
  • Ежедневный анализ происходящего в лагере;
  • Вовлечение в дела смены всех детей;
  • Организация работы с детьми на «последействие».

СИСТЕМА АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аналитическая деятельность программы представлена следующей системой мероприятий:

  1. Анкетирование:

— в начале смены «Мои ожидания»;

— анкетирование по итогам смены.

  1. Ежедневные беседы (выявление эмоционального состояния детей, уровня их удовлетворенности прожитым днем).

  2. Ведение экрана настроения отряда и лагеря.

  3. Тестирование участников смены (выявление уровня развития самоуправления, методика определения ведущих мотивов деятельности детей, методика определения психологического климата в коллективе, методика «Синквейн» и «Журавлик в небе»).

  4. Анкетирование и тестирование, направленное на изучение личности.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛАГЕРЯ

РЕЖИМ ДНЯ

8:30

Зарядка

8:45

Экспресс-анализ дня

9:00-9:30

«Время есть» (завтрак)

10:00-10:45

«Звездный час» (утреннее мероприятие)

11:00-11:45

Посещение «Музея детства» (мастер-классы и творческие площадки)

12:00-12:45

Спортивный час

13:00-13:30

«Время есть» (обед)

13:30-14:30

«Час творчества» (дневное мероприятие)

План-сетка программы

«SMART-проект твоего лета #Хаверим» (друзья)

Отдыхай с умом, играй со смыслом!

«Хаверим» — это новость. «Хаверим» — это творчество.

«Хаверим» — это лучший способ интересно поучиться, отдохнуть и развлечься!

«Хаверим» — это мир еврейской истории и культуры. А еще хорошая компания, новые друзья, замечательный пансионат, спорт, бассейн, творческие мастерские — в лагере «Хаверим» каждый найдет свое место!

День 1

День 2

День 3

День 4

Встреча

Дом, который построил еврей

Ро-hа-Шана

(Новый год)

Йом – Кипур

(катания)

Квест «Это мой лагерь»

Мастер-классы:

  1. Еврейский танец
  2.  Песня
  3.  Оформительская
  4. Капсула времени

Мастер-классы:

  1. Капсула времени
  2. Еврейский танец
  3. Песня
  4. Оформительская

Мастер-классы:

  1. Оформительская
  2. Капсула времени
  3. Еврейский танец
  4. Песни

Конкурсная программа «Будем знакомы»

Игра по станциям

«Еврейский календарь»

Открытие смены

Конкурсная программа
«Большие гонки»
(необычные средства передвижения)

День 5

День 6

День 7

День 8

Суккот (праздник шалашей)

Симха Тора /Шаббат

Отступление от правил

Йом – мишпаха (день семьи)

Мастер-классы:

  1.  Песня
  2. Оформительская
  3. Капсула времени
  4. Еврейский танец

Мастер-классы:

  1. «Game Lab»
  2. «PRO-спорт»
  3. «ЭКОдом»
  4. «Open space»

Мастерклассы:

  1. «Open space»
  2. «Game Lab»
  3. «PRO-спорт»
  4. «ЭКОдом»

Работа ART-улицы «Мишпаха» Концерт

Конкурсная программа «Мой отряд – лулав» (битва отрядов)

«В поисках Торы» (квест по территории лагеря)

«Водная эстафета»

Битва отрядов «Вечер караоке»

День 9

День 10

День 11

День 12

Ту –Бишват (новый год деревьев)

Пурим (спасение от Ахашвероша)

Ту бе-Ав (день любви)

Песах (исход из Египта)

Мастер-классы:

  1. «ЭКОдом»
  2. «Open space»
  3. «Game Lab»
  4. «PRO-спорт»

Мастер-классы:

  1. «PRO-спорт»
  2. «ЭКОдом»
  3. «Open space»
  4. «Game Lab»

Мастер-классы:

  1. «Game Lab»
  2. «PRO-спорт»
  3. «ЭКОдом»
  4. «Open space»

Мастерклассы:

  1. «Open space»
  2. «Game Lab»
  3. «PRO-спорт»
  4. «ЭКОдом»

Квест «Ускользающие жемчужины» (по Красной книге ЕАО)

Квест «Свиток Эстер»

Конкурсная программа «Поговорим о любви»

Конкурсная программа «В поисках афикомана»

День 13

День 14

День 15

День 16

Шавуот

Рош-Хадеш

Рош-Хадеш

Ханука

Мастер-классы:

  1. «ЭКОдом»
  2. «Open space»
  3. «Game Lab»
  4. «PRO-спорт»

Мастер-классы:

  1. «PRO-спорт»
  2. «ЭКОдом»
  3. «Open space»
  4. «Game Lab»

Мастер-классы:

  1. «Game Lab»
  2. «PRO-спорт»
  3. «ЭКОдом»
  4. «Open space»

Мастерклассы:

  1. «Open space»
  2. «Game Lab»
  3. «PRO-спорт»
  4. «ЭКОдом»

Концертная программа «Радуга талантов»

Открытый урок иврита «Ани лё мэдабэр иврит» (я не говорю на иврите)

Конкурсная программа «Анахну – хаверим» (зажигаем факел дружбы)

Ханукальная ярмарка

День 17

День 18

  

Лаг-Баомер

   

Мастер-классы:

  1. «ЭКОдом»
  2. «Open space»
  3. «Game Lab»
  4. «PRO-спорт»

Мастер-классы:

  1. «PRO-спорт»
  2. «ЭКОдом»
  3. «Open space»
  4. «Game Lab»
  

Подготовка к закрытию

Закрытие смены «Анахну – хаверим»

  

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

3 + четыре =