1. Паспорт рабочей программы учебной и производственной практики ПМ.03 КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
1.1 Область применения программы
Рабочая программа практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах в части освоения основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в рамках сетевого взаимодействия.
Основной вид профессиональной деятельности: Классное руководство.
Рабочая программа практики может быть использована в профессиональной подготовке по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, в дополнительном профессиональном образовании на базе среднего (полного) общего и профессионального образования.
1.2 Цели и задачи практики – требования к результатам освоения учебной и производственной практики
Целью практики является комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимого опыта практической работы студентами по специальности в результате освоения ПМ.03 Классное руководство.
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
Иметь практический опыт:
— педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
— анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;
— определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;
— планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;
— определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
— наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
уметь:
— выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;
— формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
— планировать деятельность классного руководителя;
— оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательной организации;
— совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;
— использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;
— организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединений;
— осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;
— создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
— помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;
— составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);
— вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);
— организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
— изучать особенности семейного воспитания обучающихся;
— формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— анализировать процесс и результаты работы с родителями;
— использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
— анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом);
знать:
— теоретические и методические основы деятельности классного руководителя;
— методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления;
— особенности адаптации обучающихся к условиям начального общего образования;
— возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
— основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;
— особенности процесса социализации обучающихся;
— условия развития ученического самоуправления в общеобразовательной организации, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
— особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;
— теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий;
— содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения;
— педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы;
— основы делового общения;
— особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);
— задачи и содержание семейного воспитания;
— особенности современной семьи;
— содержание и формы работы с семьей;
— способы диагностики результатов воспитания:
— методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации;
— логику анализа деятельности классного руководителя.
2. Результаты освоения учебной и производственной практики
Результатом освоения программы учебной и производственной практики является приобретение опыта практической работы, освоение студентами вида профессиональной деятельности Классное руководство, формирование общих и профессиональных компетенций:
ПК 3.1 | Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты |
ПК 3.2 |
Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу |
ПК 3.3 | Проводить внеклассные мероприятия |
ПК 3.4 | Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий |
ПК 3.5 | Определять цели и задачи, планировать работу с родителями |
ПК 3.6 | Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания |
ПК 3.7 |
Анализировать результаты работы с родителями |
ПК 3.8 | Координировать деятельность работников образовательной организации, работающих с классом |
ПК 4.1 | Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом вида образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся |
ПК.4.2 | Создавать в кабинете предметно-развивающую среду |
ПК.4.3 | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов |
ПК.4.4 | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений |
ПК.4.5 | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами |
ОК 7 | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий |
ОК 10 | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей |
ОК 11 | Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих |
3. Структура и содержание учебной и производственной практики по ПМ.03 КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
3.1. Тематический план учебной и производственной практики
Вид практики | Семестр | Раздел практики | Количество |
Учебная практика | 7 | УП 03.01 Планирование различных видов деятельности классного руководителя | 42 |
Итого учебная практика: | 42 | ||
Производственная практика | Производственная практика по профилю специальности | ||
7 | ПП 03.01 Осуществление воспитательной работы классного руководителя | 144 | |
Итого производственная практика по профилю специальности: | 144 | ||
ВСЕГО: | 186 |
3.2. Содержание учебной практики по ПМ.03 КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
Учебная практика УП 03.01 Планирование различных видов деятельности классного руководителя направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта по основным видам профессиональной деятельности и предусматривает следующие виды работ:
В ходе практики обучающиеся выполняют следующие виды работ:
— анализ планов и организации деятельности классного руководителя;
— определение цели и задач, планирование деятельности классного руководителя;
— составление примерного плана работы классного руководителя на основе изученного;
— планирование различных видов деятельности классного руководителя;
— составление плана работы с родителями (лицами, их заменяющими);
— ведение диалога с родителями (лицами, их заменяющими);
— использование разнообразных методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
— анализ процесса и результатов классного руководства, внеклассных мероприятий (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом).
В результате прохождения практики обучающийся должен иметь практический опыт:
— анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;
— определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;
— определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
— наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции.
В результате прохождения практики обучающийся должен уметь:
— формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
— планировать деятельность классного руководителя;
— организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединений;
— составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);
— вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);
— использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
— анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом).
Практика является важным звеном в системе практической подготовки будущих педагогов к воспитанию детей.
Практика осуществляется под руководством преподавателей преподавателями дисциплин профессионального цикла, педагогами общеобразовательных учреждений на основании договор.
Базами практики могут быть общеобразовательные школы, образовательные учреждения дополнительного образования, социальные службы. При проведении практики учебная группа может делиться на подгруппы по 5-6 человек.
Тематический план учебной практики
День недели | Содержание работы | Кол-во часов |
1 день | 1.Вводная конференция: цели, задачи. Содержание и организация практики, план ее проведения. 2. Распределение по классам. 3. Знакомство с образовательным учреждением. Собеседование с директором, завучем по воспитательной работе. Ознакомление с организацией воспитательного процесса в учебном заведении 4. Знакомство с учащимися класса, классным руководителем. 5. Отработка полученных результатов, оформление документации. 6. Обсуждение полученных результатов, оформление документации | 7 |
2 день | 1. Знакомство с основными направлениями воспитательной работы. 2. Изучение плана воспитательной работы всего образовательного учреждения и одного класса. 3. Отработка полученных результатов, оформление документации. 4. Обсуждение полученных результатов, оформление документации | 7 |
3 день | 1. Посещение уроков с целью анализа урока с позиции решения воспитательных задач 2. Посещение внеклассных мероприятий 3. Разработка внеклассного мероприятия 4. Отработка полученных результатов, оформление документации. 5. Обсуждение полученных результатов, оформление документации | 7 |
4 день | 1. Посещение уроков, внеклассного мероприятия с целью анализа осуществления индивидуального подхода к учащимся в процессе воспитания и обучения 2. Цели и задачи воспитания отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей 3. Изучение особенностей семейного воспитания; определение целей и задач работы с отдельной семьей 4. Составление плана работы с родителями 5. Разработка и проведение внеклассного мероприятия | 7 |
5 день | 1. Составление примерного плана работы классного руководителя на основе изученного 2. Занятия с творческим коллективом. Разработка сценария внеклассного мероприятия с учащимися класса. | 7 |
6 день | Анализ результатов исследования. Обработка результатов Подведение итогов. Итоговая конференция. Общие впечатления о практике. Рефлексия собственной деятельности. Результативность исследования. Дифференцированный зачет | 7 |
Всего | 42 часа |
3.3 Содержание производственной практики по ПМ.03 КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
Производственная практика ПП.03.01
Осуществление воспитательной работы классного руководителя является важным звеном в системе практической подготовки будущих педагогов к воспитанию детей. В ходе практики студенты овладевают практическим опытом планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий.
В ходе практики обучающиеся выполняют следующие виды работ:
— планирование, организация и проведение внеурочных мероприятий;
— наблюдение, анализ и самоанализ внеурочных мероприятий, обсуждение отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, классным руководителем, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции;
— анализ процесса и результатов работы с родителями;
— ведение документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы.
В результате прохождения практики обучающийся должен иметь практический опыт:
— педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
— определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;
— планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;
— наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
В результате прохождения практики обучающийся должен уметь:
— формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
— оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;
— совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;
— использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;
— осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;
— помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;
— анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом).
Практика осуществляется под руководством преподавателей дисциплин профессионального цикла, педагогов общеобразовательных учреждений на основании договор.
Базами практики могут быть общеобразовательные школы, образовательные учреждения дополнительного образования, социальные службы. При проведении практики учебная группа может делиться на подгруппы по 5-6 человек.
Тематический план практики
№ пп | Содержание работы | Коды ОК, ПК | Кол-во часов |
1 | Инструктивное собрание. 1. Задачи практики. 2. Определение направлений и видов деятельности студентов. 3. Распределение по классам. 4. Обязанности студентов на практике. 5. Знакомство с правилами ведения дневника и графиком консультаций с методистом и учителем класса | ОК 1-11 | 7 |
2 | 1. Знакомство со школой, педколлективом, правилами внутреннего распорядка, концепцией воспитательной работы (встреча с социальным педагогом и психологом школы, замом по ВР) 2. Посещение и анализ воспитательного мероприятия | ОК 1-11 ПК.31,3.4 | 7 |
3 | 1. Изучение плана воспитательной работы классного руководителя. 2. Традиции. Инновации. 3. Игры-знакомства, коммуникативные тренинги. 4. Совместное планирование с учащимися коллективного творческого дела. | ОК 1-11 ПК.3.1,3.4 ПК 4.2-4.4 | 7 |
4 | 1. Проведение и анализ воспитательного мероприятия. 2. Изучение документации классного руководителя (классный журнал, медицинские карточки, личные дела учащихся). | ОК 1-11 ПК3.1–3.4 ПК 4.2-4.4 | 7 |
5 | 1. Проведение и анализ воспитательного мероприятия. 2. Методы и приемы воспитательной работы (изучение опыта работы классного руководителя) | ОК 1-11 ПК3.1–3.4 | 7 |
6 | 1. Проведение и анализ воспитательного мероприятия. 2. Характеристика классного коллектива: актив класса, успеваемость и дисциплина, межличностные отношения в коллективе, симпатии и антипатии, дружба, система традиций коллектива, отношение к общественной работе и общественно-полезному труду. | ОК 1-11 ПК3.1–3.4 | 7 |
7 | 1. Проведение и анализ воспитательного мероприятия. 2. Изучение межличностных отношений учащихся в классе. Выработка рекомендаций. | ОК 1-11 ПК3.1–3.4 | 7 |
8 | 1. Проведение и анализ воспитательного мероприятия. 2. Использование метода наблюдения для изучения личности ребенка. | ОК 1-11 ПК3.1–3.4 | 7 |
9 | 1. Проведение и анализ воспитательного мероприятия. 2. Использование метода наблюдения для изучения личности ребенка. 3. Анализ полученных результатов наблюдения, выявление причин отклонения в поведении ученика, выработка рекомендаций | ОК 1-11 ПК3.1–3.4 | 7 |
10 | 1. Проведение и анализ воспитательного мероприятия. 2. Диагностика отношения ученика к школе | ОК 1-11 ПК3.1–3.4 | 7 |
11 | 1. Изучение форм сотрудничества с родителями. 2. Помощь классному руководителю в подготовке родительского собрания. 3. Наблюдение и анализ родительского собрания. | ОК 1-11 ПК3.1–3.8 | 7 |
12 | 1. Проведение и анализ воспитательного мероприятия. 2. Диагностика успеваемости ученика и класса в целом. | ОК 1-11 ПК3.1–3.4 | 7 |
13 | 1. Проведение и анализ воспитательного мероприятия. 2. Изучение отношения учащихся к учению, к изучению отдельных предметов. | ОК 1-11 ПК3.1–3.4 | 7 |
14 | 1. Индивидуальная работа с педагогически запущенными детьми: -диагностика (отношение к ученику в семье; особенности взаимоотношений; отклонение от нормы в поведении и учебной деятельности); — поиск причин трудностей в поведении ребенка; — разработка приемов корректирования воспитания, разработка индивидуального режима дня. 2. Проведение и анализ воспитательного мероприятия. | ОК 1-11 ПК3.1–3.8 ПК 4.4 | 7 |
15 | 1. Проведение и анализ воспитательного мероприятия. 2. Конфликты. Причины. Разрешение. Рекомендации. | ОК 1-11 ПК3.1–3.8 | 7 |
16 | 1. Проведение и анализ воспитательного мероприятия. 2. Определение стилей общения классного руководителя с младшими школьниками, оценка их эффективности, выработка рекомендаций. | ОК 1-11 ПК3.1–3.4 ПК 4.2-4.4 | 7 |
17 | 1. Проведение и анализ воспитательного мероприятия. 2. Определение уровня сформированности профессионально-значимых качеств личности (самоанализ). Выработка рекомендаций по их дальнейшему личностному совершенствованию. Особенности системы воспитательной работы в условиях реализации ФГОС | ОК 1-11 ПК3.1–3.4 ПК 4.2-4.4 | 7 |
18 | 1. Подготовка презентации по результатам психолого-педагогического наблюдения 2. Рекомендации классному руководителю по планированию воспитательной работы в классе. | ОК 1-11 | 7 |
19 | Подготовка отчета по практике | ОК 1-11 | 7 |
20 | 1. Подведение итогов практики. 2. Итоговая конференция | 7 | |
21 | Дифференцированный зачет | 4 | |
Всего | 144 |
4. Условия реализации программы учебной и производственной практики
4.1. Организация практики
Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов (либо рассредоточено по дням концентрированной практики), так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
Последовательность прохождения студентами специальности 44.02.02 ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ всех видов практики, сроки проведения и точное соблюдение временных нормативов устанавливаются учебным планом техникума, графиком учебного процесса, расписанием практики.
Содержание практики определяется настоящей программой.
Рабочая программа рассматривается цикловой методической комиссией и утверждаются директором техникума.
Рабочая программа может корректироваться в зависимости от условий и специфики баз практики, учебного заведения, изменений нормативной базы и других факторов.
Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст. 43 КЗоТ Российской Федерации), в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю (ст. 42 КЗоТ Российской Федерации).
С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном в организации порядке.
Для организации и проведения педагогической практики приказом директора техникума на группу (подгруппу) студентов-практикантов назначается руководитель из числа преподавателей техникума. Выполнение программ практики фиксируется в журнале практики, там же выставляются оценки, полученные студентами по результатам различных видов практики.
4.2. Базы практики
Реализация программы практики осуществляется в образовательных организациях и других учреждениях Еврейской автономной области, осуществляющих соответствующие виды деятельности. Учебная и производственная практика проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки. Базами учебной и производственной практики являются образовательные учреждения, которые соответствуют необходимым условиям для организации и проведения практики.
Между образовательной организацией и техникумом заключается договор, определяющий права и обязанности сторон. Допускается самостоятельный подбор студентами мест практики, в том числе и по месту жительства иногородних студентов. Предложенные студентами места практики обязательно согласуются с администрацией техникума.
5. Контроль и оценка результатов учебной и производственной практики
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты | Обоснованность выбора диагностической методики, её обработки и интерпретации полученных результатов. | Экспертная оценка использования и обработки диагностического материала. Экзамен квалификационный. |
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу | Соответствие целей и задач внеклассной воспитательной работы и общения младших школьников общим целям современного воспитания и развития личности младшего школьника; соответствие планов требованиям нормативных документов, методическим и педагогическим требованиям. | Экспертная оценка составленного плана воспитательной работы, сценария мероприятия. Наблюдение и оценка деятельности студентов на практике. |
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия | Соответствие результата проведения внеклассного воспитательного мероприятия запланированным целям и задачам; степень реализации содержания мероприятия в процессе его проведения; соответствие мероприятия установленным педагогическим и методическим требованиям. | Наблюдение и оценка проведенного мероприятия. |
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий | Полнота, методическая грамотность анализа, обоснованность выбора разнообразных схем анализа процесса и результата внеурочной деятельности и отдельных занятий. | Экспертная оценка анализа процесса и результата внеурочной деятельности и отдельных занятий на практических занятиях. Экзамен квалификационный. |
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями. | Соответствие целей и задач, планирования работы с родителями общим требованиям организации работы. | Наблюдение и оценка деятельности студентов на практике. Экзамен квалификационный. |
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания. | Обоснованность выбора форм взаимодействия с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания. | Наблюдение и оценка деятельности студентов на практике. Экзамен квалификационный. |
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями. | Обоснованность выбора диагностической методики (опрос, интервьюирование, анкетирование) по определению результативности работы с родителями, её обработки и интерпретации полученных результатов | Экспертная оценка использования и обработки диагностического материала. Экзамен квалификационный. |
ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом. | Адекватность принятия решений по координации деятельности сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом | Наблюдение и оценка деятельности студентов на практике. Экзамен квалификационный. |
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. | Обоснование выбора учебно-методического комплекта; соответствие разработанных учебно-методических материалов (программ, учебно-тематических планов) нормативным требованиям: государственного образовательного стандарта начального общего образования, особенностям вида образовательного учреждения, особенностей класса и обучающихся | Экспертная оценка представленных методических материалов. Анализ качества работы студентов на методических занятиях, консультациях, семинарах в период практики. Экзамен квалификационный |
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. | Методически правильное выполнение дидактического материала и наглядных пособий с целью их использования на уроках в начальных классах | Выступление с сообщениями на занятиях об использовании выполненных наглядных пособий на уроках. |
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | Соответствие выбора педагогической и методической литературы и содержания разработки сформулированной проблеме (задаче); выполнение самоанализа урока в соответствии с требованиями; определение характерных признаков педагогического опыта. | Защита реферата (курсовой, выпускной квалификационной работы); выступление с сообщениями (докладами) на занятиях; анализ (самоанализ) педагогической деятельности, конкретных педагогических ситуаций в период учебной и педагогической практик, на практических занятиях. |
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений | Аккуратное и точное оформление презентации; целесообразный отбор содержания материала для отчетов, рефератов, выступлений. | Проверка оформления отчета о прохождении практики Экзамен квалификационный. |
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования. | Соответствие результата исследовательской и проектной деятельности, поставленным целям; — обоснованность выбора методов и методик педагогического исследования и проектирования; соответствие оформления результатов педагогического исследования и проектирования установленным требованиям (стандартам); | Экспертная оценка в процессе защиты курсовой и / или выпускной квалификационной работы; — защита исследовательских проектов Экзамен квалификационный. |
5.2. Контроль работы практикантов и их отчетность по каждому виду практики
Основными критериями оценивания результатов практики являются:
— объективность, всесторонний учет выполненного объема работы и анализ ее качества;
— учет индивидуально-личностных особенностей каждого студента, степень сформированности профессиональных компетенций;
— уровень профессиональной направленности: интерес к педагогической профессии, ответственное и творческое отношение к работе, инициативность, активность, самостоятельность, исполнительность, доброжелательное отношение к обучающимся и коллегам.
Учет выполненной работы ведется каждым студентом ежедневно в дневнике практики. Дневник практики заполняется по каждому виду практики. Записи в дневнике должны содержать краткое описание выполненной работы. Дневники проверяются и подписываются руководителями практики. По завершении каждого вида практики студент составляет план-отчет. В плане-отчете также может найти отражение работа, выполненная студентом по заданию работников баз практики. По отдельным видам практики дневник может иметь дополнительное содержание, прописанное в методических рекомендациях.
По отдельным видам практики дневник может иметь дополнительное содержание:
— по учебной практике – образцы конспектов уроков, сценариев мероприятий, анализ посещенных уроков и мероприятий;
— по психолого-педагогической практике – паспорт школы, класса, материалы проведенной диагностики, материалы для проведения бесед с родителями и др;
— по внеучебной-воспитательной работе, внеурочной деятельности – сценарии проведенных мероприятий, анализ мероприятий;
— отзывы, благодарности от руководителей практик, руководства организаций, где студент проходил производственную практику;
— фото- и видеоматериалы, демонстрирующие наиболее интересные и проблемные моменты прохождения производственной практики.
Итогом практики является ее защита в форме дифференцированного зачёта, где оцениваются уровень приобретенного практического опыта, компетенций, качество ведения дневника. По итогам практики выставляется оценка.
Аттестационный лист заполняется на каждого студента.
Подготовка и сдача отчета по преддипломной практике предполагает подготовку педкопилки:
— заполнение отчетных форм дневника, комплектование приложения к нему (сценарии мероприятий, конспекты уроков и занятий, материалы проведенной диагностики, материалы для проведения бесед, образцы работ и др.);
— отзывы, благодарности от руководителей практик, руководства организаций, где студент проходил производственную практику;
— фото- и видеоматериалы, демонстрирующие наиболее интересные и проблемные моменты прохождения производственной практики;
— самооценка педагогической деятельности на практике;
— производственная характеристика.
Летняя и преддипломная практики завершаются итоговой конференцией.
Итоговые конференции по практике включают:
— выступления студентов, руководителей практики, педагогических работников баз практики: обмен опытом;
— анализ педагогической деятельности на практике;
— обсуждение проблемы совершенствования организации практики.
— проведение выставки методических работ студентов по программе практики: планы-конспекты занятий и внеурочных мероприятий, сценарии внеклассных мероприятий, дидактические средства, наглядные пособия.
Результаты учебной и производственной практики, приобретенный практический опыт представляются на итоговом экзамене по модулю – экзамене квалификационном.
5.3. Критерии оценки практикантов в период практики
«ОТЛИЧНО» ставится, если практикантом освоены профессиональные и общие компетенции определенного вида профессиональной деятельности, если занятия, внеклассные мероприятия проведены на высоком научном и организационно-методическом уровне, если обосновано выдвигались и эффективно решались образовательно-воспитательные задачи, рационально применялись разнообразные методы обучения и приемы активизации учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, поддерживалась хорошая дисциплина, если практикант проявил глубокие знания психолого-педагогической теории и творческую самостоятельность в подборе учебного и дидактического материала при построении, проведении и анализе занятия. Если практикант самостоятельно организовывает процесс обучения, обобщает опыт, пользуется передовыми педагогическими технологиями. Формирует художественный вкус учащегося (группы учащихся), его (их) творческие и интеллектуальные способности, легко устанавливает психологический контакт. Все задания по практике выполнялись своевременно, верно. Дневник практики оформлен. Отчетная документация представлена, грамотно оформлена. В наличие положительные отзывы, оценки руководителей практики от базовых учреждений.
«ХОРОШО» ставится, если практикантом освоены профессиональные и общие компетенции определенного вида профессиональной деятельности, если учебные или внеклассные занятия проведены на высоком научном уровне, если на них успешно решались образовательные и воспитательные задачи, однако недостаточно эффективно использовались отдельные методические приемы активизации обучающихся, если практикант проявил знание психолого-педагогической теории, самостоятельность в подборе учебного и дидактического материала, однако допустил незначительные ошибки в построении и проведении занятия. Все задания по практике выполнялись своевременно, верно. Дневник практики оформлен. Отчетная документация представлена, грамотно оформлена. В наличие положительные отзывы, оценки руководителей практики от базовых учреждений.
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится, если практикантом недостаточно освоены профессиональные и общие компетенции определенного вида профессиональной деятельности, если практикант в реализации образовательно-воспитательных задач допускал ошибки, недостаточно эффективно применял психолого-педагогическую теорию, методы и приемы обучения, слабо активизировал познавательную деятельность обучающихся, не всегда мог установить контакт с ними, при анализе занятия не видел своих ошибок и недостатков. Допущены ошибки в оформлении документации. Несвоевременно представлен отчет и приложения к нему. В наличие положительные отзывы, оценки руководителей практики от базовых учреждений.
Оценка за практику снижается, если:
— студент во время прохождения практики проявлял неоднократно недисциплинированность (не являлся на консультации к методистам; не предъявлял заранее методистам конспектов уроков и воспитательных мероприятий; отсутствовал в образовательном учреждении без уважительной причины);
— внешний вид студента-практиканта неоднократно не соответствовал статусу образовательной организации;
— студентом нарушались этические нормы поведения;
— студент не сдал в установленные сроки необходимую документацию.