Использование моделирования в обучении детей дошкольного возраста


Автор: Галина Вячеславовна Власенко, Елена Александровна Шадрина
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 24»
Должность: воспитатель


Теоретические основы технологии моделирования

В наше время профессия педагога не терпит отставаний от времени. Свою работу с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, мы строим по инновационному направлению: «Метод моделирования в обучении дошкольников».

Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками, исходя их нашего опыта, заключается в том что:

— Ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес, и помогает решить эту проблему.

— Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью.

В своей работе мы используем три группы моделей:

1. Предметные. Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции (макет аквариума, Земли, природных зон «Север», «Лес»).

2. Предметно-схематические модели.

В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Распространенными предметно-схематическими моделями также являются календари природы.

3. Графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад), лабиринты.

Использование моделирования оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность. Дети учатся связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни, преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Модели многофункциональны. Они используются нами при проведении непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.

Метод «моделирования» мы используем в различных видах детской деятельности.

1. Моделирование в математическом развитии детей.

а) Логические блоки Дьенеша – набор объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине.

б) Метод моделирования в математике часто встречается в виде «цепочек символов». Например, нами используются сочетания символов при ориентировке на листе бумаги.

2. Моделирование в разделе « Ознакомление с художественной литературой» и «Развитие речи».

а) Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Для разучивания каждого стихотворения мы подбираем из готовых, или создаем сами свою мнемотаблицу, подбирая рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. 

Практика показала, что при использовании мнемотаблиц, постепенно память у наших воспитанников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.

б) С использованием опорных схем, в нашей группе, проходит обучение составлению творческих рассказов, рассказов по сюжетной картине.

в) Так же при использовании схем мы учим ребят составлять различные предложения.

г) При произношении чистоговорок, нами также используются различные символы.

3. Использование моделирования для решения задач экологического воспитания.

а) Для построения плана обследования предметов природы, используются карточки-символы.

б) Карточки-модели, отражающие признаки, общие для целой
в) выделяем функции живых организмов: дышит, двигается, и обозначить их схематическими моделями.

г) С помощью картинок-моделей обозначаем выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.).

д) Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.).

е) С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.

4. Моделирование в изобразительной деятельности. Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке, рисовании. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.

5. Моделирование в разделе «Ознакомление с окружающим миром».
Использую схемы и карточки – символы они уместны в бытовой деятельности, игре.

Пространственное моделирование

Е. Тихеева отмечала: «Ориентировка в пространстве развивается у детей медленнее, чем ориентировка в других сенсорных представлениях (цвете, форме, величине предмета). Между тем, развитие у детей пространственных ориентировок крайне необходимо и начинать это надо в дошкольном возрасте».

Пространственное моделирование, заключается в том, что оно вызывает у детей повышенный интерес, решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной системы, с минимальными волевыми усилиями.

Понятие ориентировка на плоскости включает в себя умения: фиксировать местоположение точки на листе; понимание пространственных отношений между различными предметами на листе; выполнять разнообразные практические задания при ориентировке на плоскости; самостоятельно характеризировать пространственную размещенность объектов на листе, пользуясь соответствующей терминологией; ориентироваться на листе в клетку.

Пространственное моделирование относится к наглядно-практическим методам обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т. д.).

В нашей группе мы успешно используем игру по пространственному моделированию «Игры во дворе», одной из целей которой является обучение детей безопасному поведению на детской площадке.

Игра включает в себя набор предметных картинок по теме «Двор. Детская площадка»-качели, скамейка, песочница, горка и др. Также есть лего-фигурки, ковролиновые фигурки детей, действия за которых осуществляют дети группы. Есть и кукла Незнайка. Игровые действия следующие. Незнайка делает всё неправильно, небезопасно играет, а ребята его поправляют, рассказывая, как действовать, чтоб не навредить себе и другим. В ходе игры я побуждаю использовать в речи понятия: лево-право, левее-правее, вверху-внизу, над-под-за- перед-вокруг…..

Когда игра уже понятна детям, то роль Незнайки можно предложить и ребёнку.

Игра может проводиться на любой плоскости, в данном случае используется плоскость ковролина «Фиолетовый лес», фигурки крепятся на липучки.

Формирование у ребенка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно-творческой, познавательной, трудовой).Особенно необходимо формирование пространственных представлений для подготовки дошкольников к обучению в школе. Использование моделей позволило нам раскрыть детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление.

Применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Моделирование в детском саду: от игры к математике

Еще одной составляющей, по применению технологии моделирования в работе с дошкольниками в нашей группе, стало использование авторских игр по моделированию, которые являются базовыми для формирования элементарных математических навыков.

Усваивая способы использования моделей, дети открывают для себя область математических отношений на уровне таких важных понятий, как число, величина, форма, количество, порядок, классификация, сериация.

Наглядные модели и без специального вмешательства взрослых, создаются детьми в разных видах деятельности: рисунки, аппликации, конструкции, сюжетно-ролевая игра, моделируют действительность.

С помощью моделей у детей развивается способность к пространственному мышлению, воображению. Дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать, у них совершенствуется память, наблюдательность, речь; уточняются и упорядочиваются знания, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность. Использование моделей на занятиях обеспечивает мыслительную активность каждого ребенка, помогает педагогу отслеживать процесс усвоения материала. Дети проявляют большой интерес к ним. Кроме того, модели помогают организовать детей в повседневной деятельности.

Игры, развивающие способность к наглядному моделированию

1. «Уникуб» (авторская версия Б.П. Никитина)

Сущность игры: создание модели из набора фигур «Уникуба» по цветным изображениям или словесному описанию.

Собранный «Уникуб» (27 штук) выглядит так: его наружные грани красные, а внутренние грани разъёмов – синие и жёлтые.

Эти универсальные кубики вводят детей в мир трёхмерного пространства. Первое впечатление – нет одинаково окрашенных кубиков, все – 27 разные, хотя цветов всего три, а граней у кубика – 6.

Задания в «Уникубе» сложные, требуют затрат времени и сил, их нельзя давать много и на одном занятии (1-2 в зависимости от возможностей ребёнка).

2. «Кубики для всех» (авторская версия Б.П. Никитина)

Представляет собой материал из 27 единичных кубиков объёма заданного большого куба разделены на 7 одноэлементных классов (среди составленных из единичных кубиков фигур нет равных). Сущность игры – построение модели из фигур набора «Кубики для всех» по заданному изображению.
Для развития познавательных способностей детей во время моделирования не стоит часто помогать детям, следует активно поощрять их попытку найти решение.

Этапы моделирования:

1. Классификация фигур игрового материала по разным признакам.

2. Создание новых фигур из двух исходных.

3. Классификация фигур игрового материала по разным признакам.

4. Создание фигур из трёх исходных.

5. Творческое конструирование новых заданий.

Моделирование посредством игр «Уникуб», «Кубики для всех» стимулирует развитие пространственного воображения детей, совершенствует их интеллектуальные и творческие способности, т.к. анализируя задание, ребёнок учится оперировать пространственными образами, мысленно узнавать исходные фигуры, комбинировать их, самостоятельно создавать новые фигуры.

3. «Сложи узор» (авторский вариант Б.П. Никитина)

Сущность игры – моделирование из кубиков узора по заданной схеме. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3, 4 – цветные узоры в громадном количестве вариантов.

Эти узоры напоминают контуры различных предметов, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И третье – придумывать новые узоры.

Этапы моделирования:

1. Знакомство с материалом: обычно проводится тогда, когда ребёнок хорошо знает цвета, поэтому прежде чем передать ему материалы игр, составьте красивый узор и выложите его кубиками прямо в коробке; открывая коробку впервые, ребёнок вместе с вами полюбуется узором.

2 . Моделирование по цветным расчленённым схемам заданных узоров методом наложения из 4 кубиков; без наложения – из 4, затем 9 и 16 кубиков; моделирование узоров из 4 кубиков по цветным нерасчленённым схемам.

3. Моделирование цветных узоров из 9, затем 16 кубиков по нерасчленённым схемам в порядке возрастания сложности.

4. Моделирование цветных узоров из 16 кубиков по нерасчленённым схемам с учётом фактора скорости, выполнение обратных заданий (глядя на кубики, изобразить узор, который они образуют) с использованием квадратного трафарета; моделирование новых заданий из различного числа кубиков.

В этих играх хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимую для конструкторской работы.

Технологии моделирования, вызывая живой интерес у детей, развивают их аналитико-синтетические, творческие способности, зрительную память, воображение, мелкую моторику. Поэтому знакомство дошкольников с миром математического моделирования на основе применения плоскостных, пространственных технологий, разработанных на основе логико-математических конструкторских игр, математических головоломок является наиболее интересным и увлекательным.