Разработка профориентационного мероприятия в форме тематического вечера «Прошлое, настоящее, будущее российских железных дорог»


Автор: Синегрибова Ирина Викторовна
Место работы: ЧОУ "Школа-интернат № 27 СОО ОАО "РЖД" г. Облучье


Дополнительные файлы

Название работы: «Прошлое, настоящее, будущее Российских железных дорог».
Форма проведения: тематический вечер.

Продолжительность 40 — 45 минут.
Актуальность занятия.
Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни это выбор профессии и карьерного пути, определяющего качество всей дальнейшей жизни.
Обучая и воспитывая подрастающее поколение, мы должны подготовить его к созидательной деятельности. Чтобы завтра их труд приносил радость и удовлетворение и был во благо окружающим, нам необходимо помочь сегодняшним школьникам в выборе профессии.

Цель занятия: повышение уровня знаний учащихся об истории Российских железных дорог. Повышение осознанности профессионального выбора.

Задачи:

  1. сформировать ответственное отношения к выбору профессионального пути;
  2. познакомить учащихся с историей российских железных дорог;
  3. воспитать гордость за свою будущую профессию, уважение к людям этой профессии;
  4. побудить учащихся к более глубокому изучению истории железнодорожного транспорта, активному обогащению своего внутреннего мира и расширению кругозора.

Целевая группа 8–11-х классов.

Используемые технологии: моделирования, игровые, коммуникативные, коллективное творческое дело.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, наглядные, самостоятельные, групповые (кооперативный, групповая дискуссия), мозговой штурм, поисковые.

Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни это выбор профессии и карьерного пути, определяющего качество всей дальнейшей жизни.

Обучая и воспитывая подрастающее поколение, мы должны подготовить его к созидательной деятельности. Чтобы завтра их труд приносил радость и удовлетворение и был во благо окружающим, нам необходимо помочь сегодняшним школьникам в выборе профессии.

Необходимое оборудование и материалы:

  • проектор и экран, компьютер, интерактивная доска для демонстрации презентации в Microsoft Power Point (см. Приложение №6);
  • принтер (желательно цветной), листы А4 для распечатки карточек заданий (см. Приложение№1);
  • карманные книжечки с памяткой (см.Приложение №5).

Цель занятия: повышение уровня знаний учащихся об истории Российских железных дорог. Повышение осознанности профессионального выбора.

Задачи:

  • сформировать ответственное отношения к выбору профессионального пути;
  • познакомить учащихся с историей российских железных дорог;
  • воспитать гордость за свою будущую профессию, уважение к людям этой профессии;
  • побудить учащихся к более глубокому изучению истории железнодорожного транспорта, активному обогащению своего внутреннего мира и расширению кругозора.

Используемые технологии: моделирования, игровые, коммуникативные, коллективное творческое дело.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, наглядные, самостоятельные, групповые (кооперативный, групповая дискуссия), мозговой штурм, поисковые.

Кабинет или зал украшен стенгазетами, которые рассказывают о разных железнодорожных профессиях, копии и распечатки старых документов о железных дорогах России, изображения старинных и современных поездов.

Подготовленные сообщения можно заранее раздать детям или гостям вечера.

Ход занятия.

Ведущий.

Российские железные дороги! Какое большое и красивое название. Что вы в нем слышите? (ответы детей) Да, в этом названии есть все: огромные просторы страны, ее мощь, сила и необъятное расстояние от западных границ страны до Владивостока. И конечно есть даты, профессии и годы, без которых не могла бы жить главная железная артерия страны.  

Как говорил  великий российский инженер в области железнодорожного  транспорта Павел Петрович Мельников:

«Железные дороги крайне необходимы России.
Они, можно сказать, выдуманы для нее более,
чем для любой другой страны Европы…
Климат России и ее пространства делают их
особенно драгоценными для нашего отечества».

Сегодня мы совершим путешествие через века. Для этого нам нужно подготовить наш «поезд времени». Но какой поезд без проводников? (выходят 2 ученика одетые в формы проводников)

Ученик 1. Чтобы отправиться с нами в путь вы должны ответить на вопрос: какие достоинства есть у железнодорожного транспорта? (слайд №2.) Ответы — 1.Независимость от климатических условий, времени года, времени суток (95% путей сообщения работает без сбоя при перепадах температур). 2.Высокая пропускная и провозная способность железнодорожных линий (2-х путная дорога с автоблокировкой пропускает 150-200 пар поездов в сутки; однопутная — 60 пар поездов в сутки). 3. Возможность сооружения на любой сухопутной территории; 4. Невысокая стоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта, за исключением трубопроводного и водного; 5. Прямая связь с промышленными предприятиями. Отдельные отрасли производства имеют прямую связь с магистральным железнодорожным путем. Массовость перевозок; 7. Высокая безопасность движения. Широкая номенклатура грузов.

Ученик 2. Наш «поезд времени» готов. Начинаем путешествие. Первая станция «16 век – начало».

Ученик 1. Самые первые железные дороги стали появляться в середине 16 века. Как вы думаете для чего они служили? И что было движущей силой для них? (на столе карточки из приложения №1, ученикам нужно из них выбрать нужные) По путям ездили вагонетки, которые тянули лошади. В основном такие дороги использовались в рудниках и шахтах.

Ученик 2. Поразмышляем — из чего были изготовлены первые пути? (ответы детей) Сделаны они были из дерева, и лошади могли перевезти по ним груз весом намного больше, чем по обычной дороге. Но у таких рельсовых путей был существенный недостаток: они быстро изнашивались, и повозки сходили с путей. (слайд №3)

Ученик 1. Станция №2 «Вклад российских инженеров»

В 1808 — 1809гг. горный инженер Фролов построил чугунную дорогу с конной тягой между Змеиногорским рудником и сереброплавильным заводом длиной около 2-х километров. Он впервые в мире применил рельсы с выпуклой поверхностью катания, выемки, мост и виадуки для смягчения крутых уклонов.

Ученик 2. Многовековую мечту людей о «стальном коне» удалось осуществить в 1834 году. Первый русский паровоз создали крепостные механики отец и сын Черепановы на Нижне-Тагильском заводе Демидова. Он возил грузы по 854 метровой железной дороге, связавшей рудник возле подошвы горы Высокой с медеплавильным заводом. Паровоз вез несколько вагонеток весом в 3,3 тонны со скоростью 13 – 16 км/час. Кроме груза, он мог перевозить до 40 пассажиров. (слайд №4, рассказ «Первый русский паровоз Черепановых» из Приложения №2 )

Ведущий. С появлением железной дороги появились и первые стихи о ней. Этот сатирический стихотворный отрывок – о первом паровозе!

Тащит тысячи пудов
Не жалей лишь только дров.
Закипит вдруг самоваром
Фыркнет искрами и паром.
И водицы пьет помногу,
Но зато во всю дорогу
Ни когда уж не слыхать
Что бы стала отдыхать.

Ученик 1. Станция №3 «Сквозь тернии к звездам».8 июня 1843 года началось строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. За восемь лет российский бюджет «закопал» в насыпи длиной 604 версты около 70 млн. рублей и жизни нескольких тысяч рабочих.

Мы надрывались под зноем, под холодом

С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Лопата, кирка да тачка – вот и вся техника, использовавшаяся тогда. Не только полетом отечественной инженерной мысли, но и бесконечной мерой человеческого страдания запомнилась современникам эта грандиозная стройка. Однако, дорога Петербург- Москва стала одной из самых лучших магистралей того времени, не утратившей своего значения и поныне. (слайды№5-7, сообщение из Приложения №3)

Ученик 2. Велика роль железной дороги в военное время. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. История войн не знала таких массовых перемещений. Железнодорожники с честью выдержали суровый экзамен, проявив мужество, инициативу и изобретательность. Когда говорят, что летчик сделал столько-то боевых вылетов, все понимают, насколько это опасно. Не менее опасно вести поезд, когда его атакуют самолеты или в упор расстреливают танки. Машинист, ведущий состав с войсками и боеприпасами, беззащитен; две нити колеи – ни вправо свернуть, ни влево и не подняться вверх. Остаются только маневр скоростью да возможность укрыться в выемке или лесопосадке. Поэтому и подвиг машиниста не менее значителен, чем летчика.

Ведущий. Станция №4 «Математическая загадка». (слайд №8) В профессиях связанных с железной дорогой ценится математический склад ума. Проверим эти способности. Решите задачу. Задача №1. Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 60 км/ч, проезжает мимо придорожного столба за 30 секунд. Найти длину поезда в метрах. (Решение. Зная скорость движения v = 60 км/ч = 1000 м/мин и время, за которое он проезжает мимо столба t = 30 сек. = 1/2 мин, можно найти длину поезда как пройденное расстояние S = vt = 1000·1/2 = 500 (м).)

Задача №2. Поезд проходит мост длиной 450 м за 45 с, а мимо будки стрелочника — за 15 с. Найти длину поезда и его скорость. (Решение.Пусть скорость поезда v м/с. Тогда длина поезда L = 15v (м). За 45 с поезд проходит расстояние 45v (м) или (450 + 15v) м. Получаем уравнение:45v = 450 + 15v, откуда v = 15, L = 15v = 225.)

Ученик 2. Станция №5 «Удивительное рядом» (слайд№9-10). Более сложные задачи решал профессор Лавр Дмитриевич Проскуряков. Инженерным чудом начала 20 века стал его проект Амурского моста. На нем совмещены железнодорожное однопутное (нижний ярус) и автомобильное в две полосы (верхний ярус) движение. Это великолепное колоссальное сооружение до 1917 г. называлось «Алексеевским», или «Царским» (сейчас его зовут «Амурским чудом») в честь наследника царя Николая II царевича Алексея. Возведение проходило в 1913—1916 гг. Автор проекта арочной эстакады — Григорий Петрович Передерий. Прочная металлобетонная конструкция была в Старом Свете самой длинной (почти 2600 м, в высоту — 64 м, в ширину — 25 м) и самой крупной в Восточном полушарии. Длина каждого из 18 пролетов равнялась 130 м.

В 1908 г. в Париже на Всемирной выставке проект Амурского моста (как и Эйфелева башня) был награжден золотой медалью.

В 90-х гг. мост реконструировали, заменили старые ажурные пролеты. И открыли музей Амурского моста, который с удовольствием посещают гости Хабаровска.

Его изображение даже используется на российской денежной купюре номиналом 5000 RUB. И в наши дни «Амурское чудо» потрясает приезжих своими размерами.

Ученик 1. Станция 6 «Железнодорожный знаток». (слайд №11-12)

1.Как в старину называли железную дорогу? а) Жестянка; б) Чугунка; в) Серебрянка; г) Стекляшка.

2.Как в позапрошлом веке называли железнодорожников? а) Ямщиками; б) Возницами; в) Путейцами; г) Подорожниками.

3.Какая из этих профессий существует? а) Облётчик магистралей; б) Обходчик путей; в) Надзиратель дорог; г) Контролёр перронов.

4.Какая должность есть в штатном расписании железнодорожной станции? а) Составитель рельсов; б) Составитель протоколов; в) Составитель поездов; г) Составитель чемоданов.

5.Что служит для прикрепления рельсов к деревянным шпалам или брусьям? а) Трость; б) Костыль; в) Гриф; г) Копьё.

6.Чем железнодорожники стопорят вагоны? а) Башмаками; б) Сапогами; в) Пятками; г) Каблуками.

7.У железнодорожных вагонов есть тормозные… Что? а) Рукава; б) Карманы; в) Пояса; г) Лампасы.

8.Какого из этих понятий НЕ существует? а) Железнодорожный узел; б) Железнодорожная ветка; в) Железнодорожное полотно; г) Железнодорожные спицы.

Ученик 2. Наше путешествие будет не полным, если мы не заглянем в будущее. Следующая станция «Будущее рядом». (слайд 13-20)

Как вы себе представляете железные дороги, которыми будут пользоваться ваши дети или внуки? (после того как учащиеся сделают свои предположения им показывают современные поезда: двухэтажные, на воздушной подушке и т.д. Можно дополнить заранее подготовленными сообщениями. Приложение №4)

Ученик 1. У нас есть возможность поздравить РЖД со 180-тилетием (слайд №21). У вас на столах наборы для творчества (это могут быть аппликации, рисунки, цветной песок). Ваша задача – создать открытку-поздравление.

Ведущий. Мы возвращаемся в наше время. Давайте сделаем вывод по нашему путешествию (ответы детей). Да, жизнь современного человека без железных дорог представить сложно. Надеемся, что наше занятие побудило в вас интерес к изучению истории железных дорог. А, возможно, созданию дорог будущего….. Всего доброго. (В конце занятия учащиеся получают ПАМЯТКИ Приложение №5)

Литература и используемые интернет ресурсы.

  1. http://tonkosti.ru/Амурский_мост_в_Хабаровске — строительство Амурского моста;
  2. http://biofile.ru/his/531.html — история строительства первой Российской железной дороги;
  3. http://www.spb.aif.ru/society/doroga_smerti_istoriya_zheleznodorozhnoy_magistrali_svyazavshey_dve_stolicy — Магистраль смерти. Строительство железной дороги «Москва – Санкт-Петербург;
  4. http://zanimatika.narod.ru/Narabotki14_rzd_viktorina.htm — железнодорожная викторина;
  5. http://moya-moskva.livejournal.com/3513987.html — стихи о первых железных дорогах;
  6. http://www.umpro.ru/index.php?art_id_1=404&group_id_4=88&page_id=17 – изобретение Черепановых;
  7. https://eruditov.net/publ/math/poezd/1-1-0-115 — математические задачи;
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мельников,_Павел_Петрович;
  9. http://ru-travel.livejournal.com/31777510.html — современные поезда Японии;
  10. http://www.webcity.su/ratings/modern-and-fastest-trains.php — современные поезда мира;
  11. Большая школьная энциклопедия в вопросах и ответах. ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2013 Machaon;
  12. Фотографии заимствованы из интернета, кроме фотографий 11 класса школы-интернат №27 г.Облучье в Презентации слайд №21.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

два × 5 =