Разработанная серия заданий представлена на примере их использования в процессе обучения английскому языку и на занятиях для подготовки к сдаче ОГЭ/ ЕГЭ.
Концептуальное колесо. Одним из приемов, используемых на стадии вызова, является «Концептуальное колесо».
Свое название он получил из-за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова – ассоциации (словосочетания), которые предлагают обучающиеся. Практическое применение данный прием может получить у обучающихся старших классов для активизации мыслительной деятельности на начальном этапе учебного занятия.
Цель занятия – актуализировать имеющиеся знания и лексический запас.
Кластеры. Кластер – это способ графической организации материала, отражающий нелинейную форму мышления.
Порядок действий: посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или предложение по теме урока.
Вокруг него в выделенных блоках собираются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, которые возникают по ассоциации с темой у учеников.
Блоки соединяются в «кластеры», объединенные логическими связями.
В итоге получается структура, которая графически отображает информационное поле данной темы. На ее основе ребята составляют устное высказывание или пишут эссе.
Следующий прием, который можно применить, – «Чтение с остановками». Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный или художественный текст. Непременное условие для использования данного приема – найти оптимальный момент в тексте для остановки.
Пример. Практическое занятие по теме «Reading lesson».
Обучающиеся получают текст «The Hard Way» by M.A. Rodgers:
«The Hard Way» by M.A. Rodgers
They were going to start Christmas lunch. The family were all sitting expectantly round the table: Dad, Mum, Ron and Jennie, Gran – and Jan. Ron’s and Jennie`s baby was upstairs, asleep in the spare room.
Everybody was talking at once. Dad was waiting, a bit impatiently, to say what he said every year as he cut the first slice of turkey.
Jan didn`t want to talk. She was thinking of Davey, and didn`t really pay any attention to the other people at the table. When she saw the table – the huge brown turkey in front of her father, the dishes of potatoes, vegetables, gravy, sauce – she thought of Davey`s words the night before.
THE FIRST STOP
What did you feel? Where is a sense contrast? What did you see and hear?
What problem is arisen in the story? What question would you like to ask? What do you think of it? What makes you think so?
(Teacher is giving the vocabulary the students need)
Now read the second extract. While reading try to imagine the scene vividly. When finish give me a sign.
“We`re killing ourselves with too much food and three quarters of the world are starving to death…?”
“Nice bit of turkey, Jan?”
Jan hesitated, then took a deep breath and said, “No turkey for me, thank you.”
Silence. The other members of the family stared at her. Jan stared straight at the red candles in the centre of the table.
Her father cleared his throat. “Have you gone off (to lose interest, to stop eating) turkey, then?” he asked, “or are you just trying to lose weight?”
“Yes,” said Jan, trembling a little. “I`ve gone off all this Christmas stuff (дрянь, чепуха). It`s horrible (ужасно)– we`re eating like pigs and they`re starving –“
“Who`s starving?” Dad asked, looking puzzled.
“Oh, everybody – the rest of the world – you know, you see enough of it on TV!”
Mr. Morris stood still in front of the turkey. He was trying to keep control of himself. “So you think we`re all a lot of pigs, do you? And where did you get that idea from?”
“Davey said – “
“Oh, Davey said, did he? That long-haired layabout? Well, shall I tell you what you can do?”
“Jim!” Jan`s mother put her hand on his arm, but he shook her off. He was in a terrible rage.
“Shall I tell you what you can do?” he went on. “You can got out of here and spend the rest of your Christmas with your Davey. The young generation! Leading beautiful, good lives while we foolish adults stuff ourselves with too much food”
Jan knew her father didn`t like Davey, but she hadn`t expected this rage.
“You`re wrong, Dad,” she said, hoping for a truce [tru:s — перемирие]. “Davey doesn`t deserve (заслуживать) that sort of criticism.”
“Get out!”
The rest of the family didn`t say a word as Jan left the room, weeping.
There was nobody else around in the streets at three o`clock that afternoon. It was Christmas Day. Most people were inside watching TV, or eating.
THE SECOND STOP
What do you see now?
What do you think about the essence of the story? Do you support the head of the family? What would your father do? What would you do if you were Jan?
Where are you? (метод континиума) Jan________________Father
What will happen then? Why? (анализ) What makes you think so? (синтез). What is the story about?
(Vocabulary:
Now get ready for further reading. Try to find the turn in the narration, the moment that gives a feeling of some change. Read.
She was walking towards Davey`s house. Her father had told her to go and spend Christmas with him.
She was lucky: Davey was in.
“Hi, Jan! Fancy seeing you here! I thought you were spending Christmas with your family, eating pudding and all that stuff.”
“Well, I was, but… can I come in, Davey?”
There was a slight pause before he said. “Sure. I`ve got a few people here, but one more will not make any difference”
It was pretty dark in the room. There was one candle, burning on a shelf in one corner of the room. Jan couldn`t see how many people there were, but she guessed about seven or eight; they were all sitting, or lying, on the floor. Indian music was coming from somewhere. There was a strange smell: of old cooking, and something Jan didn’t recognize – insense perhaps?
Davey had disappeared. “Sit down. Make yourself at home,” the person said.
Jan sat down. She was feeling tired and, she had to admit (должна была признать, что была), hungry. She wondered (ей было интересно) if Davey had, after all, any food.
Nobody was talking. The music droned on. The air got thicker and thicker, and the strange smell got stronger and stronger. Jan`s head fell forward.
THE THIRD STOP (students сhange their pairs)
Express your opinion about what is good and what is bad in the story? Why do you think so? Do you symphasize with Jan? Why?
Where are you now? Jan________________Father
The writer won’t finish the story with the last 150 words. Can you predict the end? How would you finish it? Why? (discussion)
(Think over the essence of the story. If you were Jan what would you feel and what would you do? Why?
Now read the rest of the story. What was good in the text?
“Want one, Jan?”
Davey was standing over her. The candle had got so low she could hardly see what he was offering (предлагать) her.
“What is it?”
“This.”
It was like a long cigarette. Everybody else seemed to be holding one.
“What is it?”
“Come on, Jan, you know”
Yes, she knew. So that was the smell: pot. She felt sick. She struggled to her feet.
“Hey, kid. What’s the matter?”
Davey grabbed her arm and lookеd accusingly at her.
Where are you going?
Jan pulled her arm away from him. “I don’t know –I – I need some air, that’s all. Let me go, Davey”.
He was smiling but it was a hard smile. “OK,” he said. You must be nuts, or something else. We were just going to have some food, too”.
But Jan didn’t hear him. She was already at the door, leaving a Christmas gathering for the second time that day.
(Realization of meaning) Work in groups. Has it finished according to your prediction? What will happen later? What makes you think so?
What is the essence of the story?
Инсерт (технология эффективного чтения)
Название приема представляет собой аббревиатуру:
I — interactive
N — noting
S — system for
E — effective
R — reading
T — thinking
В процессе его применения учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
” V “ – я это знаю;
” + ” – это новая информация для меня;
” – ” – это меня удивило;
” ? ” – это мне непонятно.
Учащиеся делают пометки на полях, а после этого заполняют таблицу, в которую тезисно вносят сведения из текста. Дети иногда не любят писать или говорить на уроке, во время устного обсуждения могут избегать активного участия. Графическая работа позволит вовлечь всех и сделать задание более занимательным. При чтении текста учащиеся помечают такими значками слова, фразы, предложения и абзацы. Откуда учащийся знает, что выбрать? Их выбор связан с их представлениями о мире, с их жизненным опытом, событиями, важными для них, их ценностями, фактами. Это как увлекательная игра, которая помогает детям систематизировать уже имеющиеся знания и соединить их с новыми. Текст должен быть неизвестным, с событийным сюжетом и неожиданной развязкой или же информационным.
Для подведения итогов работы, для того, чтобы собрать весь прочитанный, написанный и обсужденный материал, обобщить его и систематизировать, надо дать письменное домашнее задание в конце урока, например, предложить детям написать небольшое эссе. Это не тот вид эссе, который учащиеся пишут на экзамене. В данном случае эссе – это набросок своих мыслей, услышанных фраз, отдельных слов на английском языке. Именно такое эссе может стать основой будущего сочинения.
При изучении английского языка очень распространены таблицы: концептуальные, сравнительные и т.д.
Изучая бытовые темы, у обучающихся возникает много вопросов и споров. Вследствие этого хорошо подходит прием «За и против», который можно опубликовать в виде таблицы (табл.3).
Целью данного приема является развитие речевых компонентов, высказывание своих точек зрений на заданную тему.
Пример: Прием «За и против» на учебном занятии по теме «Internet in our life».
Дискуссия начинается с записи положительных и отрицательных аргументов по предложенной теме. Затем с помощью записанных тезисов, утверждений высказывается тезис «за», потом заслушивается опровержение и высказывается тезис «против». После того, как все аргументы прозвучали, обучающиеся делают выводы, подводя итоги дискуссии.
Таблица 3. — Приём «За и против»
For | Against |
Spend free time | Harmful for our eyes |
Useful information | Virus, spam |
Interesting films, books | Crime, violence |
Have a rest | Bad web sites |
Приём «Сводная таблица» на учебном занятии, например, по теме «the Russian Federation» полезен для сравнения трех или более объектов.
Например, на уроке обучающиеся делятся на группы. После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу.
Таблица 4
Comparison | Spanish | English | Russian |
Number of native speakers | 322 million | 309 million | 145 million |
As a second language | 600 million | 110 million | |
Total number of speakers | About 500 million |
Основной смысл использования приёма «сводная таблица» в технологии развития критического мышления заключается в том, чтобы особенности, характеристики, по которым обучающиеся сравнивают различные явления, выделялись самостоятельно.
Синквейн. Интересный творческий прием, позволяющий ученикам выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т.п. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях.
Оно позволяет выразить мысли в нескольких значимых словах и емких выражениях. Сиквейн придумывают индивидуально или в парах, очень редко – в группах. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии или как нетрадиционная форма на стадии вызова.
Правила написания синквейна:
– первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
– вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
– третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
– четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
– пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Примеры синквейна:
School
Big, new
Learn, read, and write
Here I meet my friends.
Fun.
English
Useful and modern
Speak, exchange and write
I’m sure, English will be the language of our world Worldwide language.
Он может стать основой для сочинения или, напротив, быть результатом анализа текста.
«Тонкие» и «толстые» вопросы. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.
Таблица 5. — Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов
“Thin” questions | “Thick” questions |
Who …? What … ? When … ? Where … ? Was it … ? What was the name …? Are you agree that … ? etc. | Why … ? Explain why … ? Why do you think that … ? Was his/her choice right or wrong to your mind? What is the most important idea of the story? What is the difference between … ? If you were … would you … ? etc. |
Фишбоун. “Fish bone” – «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений. При этом технология работы может варьироваться (индивидуальная, парная или групповая работа).
Использование приема «фишбоун» возможно как для работы с небольшими по объему текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. При этом возможно дробление текста на смысловые части, которые дополняют друг друга. Содержащая в этих частях информация не сравнивается, а суммируется для более полного анализа. Конечно, если работа на уроке происходит с большими объемами текстов, то на схеме сложно отметить все причины той или иной рассматриваемой проблемы и выделить все факты, позволяющие подтвердить существование тех или иных причин. В этом случае составляемая схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет – остов предстоящего исследования. Более того, можно предложить такой вариант работы с фишбоуном, при котором на верхних косточках будут выписываться те или иные причины рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, из которых можно дополнительно почерпнуть важные факты, раскрывающие ее суть.
«Диаграмма Вена». Эта техника очень интересна потому, что мы используем не только устную информацию, но и наглядную. Эта диаграмма составляется с трех или больше кругов, которые пересекаются. В тех местах, которые являются общими, мы пишем те черты, которые присущие понятиям, которые сравниваются, а в тех, которые не пересекаются, мы пишем те черты, которые не являются общими.
Метод «Шесть шляп» можно использовать при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его, а также как один из инструментов развития творческого мышления.
Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Надевая, снимая, сменяя шляпу мышления, обучающиеся принимают на себя определенную роль, на которую эта шляпа указывает.
Шесть шляп мышления:
Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления обучающихся интересуют только факты. Они задаются вопросами о том, что они уже знают, какая еще информация необходима и как ее получить.
Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у обучающихся появляется возможность высказать свои чувства, эмоции и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса.
Черная шляпа: критика. Черная шляпа позволяет обучающимся дать волю критическим оценками, найти и указать на недостатки. Она защищает от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни.
Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от обучающихся переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.
Зеленая шляпа: креативность, творчество. Находясь под зеленой шляпой, обучающийся придумываем новые идеи, модифицирует уже существующие, ищет альтернативы, исследует возможности, в общем, дает креативности зеленый свет.
Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Можно предложить ученикам проанализировать прочитанный текст, используя метод шести шляп.
К примеру, вы с учениками обсуждаете зарубежные праздники: Хэллоуин или же День святого Валентина. Попросите проанализировать (образно говоря, хорошо это или плохо), надевая разные шляпы. Эта игра интереснее реализуется в группе. Один из учеников, надевая желтую, становится оппонентом студента в черной шляпе: обсуждаем advantages and disadvantages. Затем человек в зеленой предлагает креативные способы отметить тот или иной праздник и тд.
Задания можно подбирать в зависимости от изучаемой темы. Например, тема «Cookery» можно задать: «You need to prepare a special dinner for your family, but it isn’t easy. Your dad is allergic to nuts and he doesn’t eat fish, whereas your mother can’t stand beef and enjoys shrimps etc».
Например, на уроке английского языка в 8 классе перед учащимися ставится задача высказаться на тему «School». Данное задание можно выполнять индивидуально и в группах с использованием метода «Шесть шляп». Каждая группа должна проанализировать предложенный план с позиции способа мышления, характерного для цвета выбранной шляпы.
Белая шляпа – Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив только факты, цифры, без аргументации.
Красная шляпа – Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше различных прилагательных, как негативных, так и позитивных.
Черная шляпа – Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше негативных черт.
Желтая шляпа – солнечный, жизнеутверждающий цвет. Желтая шляпа полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Образ мыслей «цвета солнца» – это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений. (подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше позитивных черт)
Зеленая шляпа – Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше будущих инноваций.
Синяя шляпа – Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше интересных идей, представленных другими группами.
В дальнейшем такое обсуждение может стать основой для эссе.