Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности


Автор: Татьяна Владимировна Иванова
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 31»
Должность: воспитатель


Речь – чудесный дар природы. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации, овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейший целевой ориентир. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Наблюдается бедный запас слов, дети не могут выразить полностью свою мысль, у них слабо развито творческое воображение, связная речь, выразительность речи, отсутствуют коммуникативные навыки.

Все вышесказанное актуализирует поиск реальных источников развития речи дошкольников, разработка средств развития речи, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт. Такой формой мною была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтоб его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Таким образом, тема рассматриваемого мною вопроса «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

Цель развитие речи у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

— Обогащать и активизировать словарь детей;

— Развивать грамматический строй речи, предоставлять возможность активного экспериментирования со словами;

— Способствовать формированию выразительности речи, эмоционального восприятия;

— Совершенствовать артикуляционный аппарат;

— Формировать позитивную установку к различным видам творчества;

— Овладевать навыками общения и коллективного творчества;

— Способствовать речевому раскрепощению детей, проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками;

— Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

— Способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка его интересов.

Опыт показывает, что театрализованная деятельность способствует эффективному речевому развитию детей при следующих условиях:

  • организации развивающей предметно-пространственной среды в группе;

  • создания единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования речевых навыков дошкольников в театрализованной деятельности;

  • создания коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспекта речевого развития ребенка и становления личности ребенка-дошкольника при регулярной включенности в театрализованную деятельность.

  • осуществления систематизации средств и методов театрализованной деятельности, распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей.

Поэтому работу осуществляла в нескольких направлениях:

1) формирование развивающей среды создание речевого и театрального уголков, включающих в себя:

— Техническое оборудование (аудиозаписи классической и релаксационной музыки, звуки птиц, зверей, природных явлений, транспорта, детские сказки).

— Наглядные пособия: репродукции картин, иллюстрации, фотографии, альбомы.

— Создание мнемотаблиц в помощь к разучиванию этюдов, потешек, стихов.

— Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.

— Атрибуты для организации театрализованных игр: костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, резиновой игрушки, театр на ложках и др.).

— Дидактические игры («Назови сказку», «Что перепуталось в сказке» «Назови одним словом», «Настроение» и др.).

Игры по развитию речи, различные атрибуты для артикуляционной и дыхательной гимнастики, игры для развития мелкой моторики рук.

Особой популярностью в нашей группе пользуются различные виды театров, в том числе настольный театр игрушек, подобранный к определенным сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок» и др. Детям легко играть с такими куклами.

С целью приобщения детей к театральной культуре, т.e. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства (музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.) вместе с родителями создали альбом «Театр», лэпбук «Театр».

Второе направление это работа с детьми: работу организую как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной, самостоятельной образовательной деятельности. Это может быть образовательная деятельность по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности либо интегрированная деятельность с элементами театрализованной деятельности, либо театрализованная деятельность, которая включает в себя: просмотр спектаклей и беседы по ним; подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам, потешкам;

Третье направление взаимодействие с родителями и специалистами ДОУ. Оно включает в себя: посещение театров семьями; организация работы по изготовлению атрибутов и пособий; создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям; совместное выступление детей и их родителей.

Начинать работу было сложно, но интересно, ведь дошкольники любят играть, особенно в театр. Однако несмотря на детскую непринужденность, естественность данную им природой, детям сложно было раскрепоститься, «вжиться в роль». Большинство детей с радостью принимали роль, но не могли активно пользоваться своей речью, движением, мимикой. Некоторым из них сложно было включиться в диалог: понять заданный вопрос и понятно ответить на него; затруднялись пересказать сказку по вопросам, фрагментарно. Поэтому работу начала с детьми младшей группы. Ведь чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.

Работу организовывала в течение всего дня, используя возможности режимных моментов, непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность. Считаю, для того чтобы увлечь детей играми-драматизациями, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Поэтому НОД представлена в первую очередь образовательной деятельностью по речевому развитию: чтению художественной литературы (чтение потешек, стихотворений, прибауток «Катя, Катя маленькая», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег…») по этим произведениям с одним персонажем организовывала бессловесные игры-драматизации. Затем использовала игры-импровизации по коротким рассказам и стихам (приложение 4), которые рассказывала сама (З. Александрова «Елочка», К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька», Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»); играли с пальчиками: «Грибы», «Наши мамы», «Посуда», Домашние животные», «Дикие животные» и другие. В процессе НОД использовала театрализованную деятельность, как игровой приём и форму обучения детей, вводила персонаж, который помогал лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки. В совместной деятельности предлагала детям рассмотреть альбом «Эмоции и чувства», они показывали разные эмоции людей: радость, грусть и другие. В игровых упражнениях имитировали движения, бабушки, дедушки, внучки. В подвижных играх «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Лошадки», «Мыши и кот», «Лохматый пёс», «Наседка и цыплята», «Котята и щенята», «Зарядка зверей» и других имитировали голоса и движения животных и птиц. С помощью физкультурных минуток также передавали движения животных («Конь меня в дороге ждёт», «Три мишки», «Медвежата в чаще жили», «Жил-был зайчик»). В течение года работала с детьми над этюдами «Старичок», «Будь внимателен», «Запомни свое место» и др. Этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства. Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему, шли, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались. С помощью этюдов малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.

Но основным, на мой взгляд, в работе по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности считаю работу с текстом, а именно чтение литературных произведений и их обыгрывание. При чтении художественной литературы старалась увлечь детей не только сюжетом, но и ярким образным преподнесением материала. Выразительное. неторопливое чтение помогает им услышать интонационные особенности речи, представить внешний облик героя. При первом выразительном прочтении дети усваивают общую канву сюжета, знакомятся с героями сказки. При втором прочтении изображаем героев сказки с помощью жестов, мимики, движений и интонаций. Затем предлагаю детям рассмотреть иллюстрации, изображающие героев сказки в различные моменты повествования. Так, читая детям сказку «Теремок» я обыграла ее в лицах: передала голосом, движениями, мимикой и жестами маленькую, юркую мышку, толстушку-лягушку, быстрого зайку, неповоротливого медведя. Следующим этапом знакомства со сказкой стало ее фрагментарное обыгрывание. Рассказывая сказку, останавливаюсь на каком-либо эпизоде и предлагаю детям показать действия героя. Например, как мышка бежала к теремку, как она спрашивала: «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?» Таким образом происходит естественное, не заученное обыгрывание сказки: по мере знакомства с ней малыши непроизвольно запоминают сюжет, слова, действия героев.

Чаще основным литературным материалом, который я использовала в работе с детьми младшего дошкольного возраста – произведения малых фольклорных жанров. Драматизация небольших песенок вызывает интерес малышей, стремление быть любым действующим лицом сказки, только чтобы взаимодействовать со взрослым. В песенке «Тень-тень, потетень» дети исполняли роли, действуя как индивидуально (лиса, зайка), так и коллективно (ежи). Исполняя песенку, малыши двигаются в соответствии с текстом: каждый по-своему проявлял характер изображаемого героя.

В играх импровизационного типа использую различные виды кукол настольного театра (вязаные, бумажные, баночные, плоскостные фигурки, картинки и др.). Так при исполнении диалога «Кисонька-мурысонька» ребенок, передвигая игрушку по столу, изображает киску, используя в основном интонацию; его мимика отражает характер персонажа. Произведения народного творчества способствуют развитию жизненно-игрового опыта и эмоциональной сферы детей. Используя малые формы фольклора, готовлю детей к восприятию более крупных произведений – сказок, рассказов.

Следующий этап работы состоял из работы с детьми среднего дошкольного возраста.

Работу по речевому развитию с помощью театрализованной деятельности включала во все виды деятельности: НОД, совместная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах: прогулки, умывание. В содержание НОД включала игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых», «Прыг-скок». В совместной деятельности (утром или вечером) привлекала детей к постановке спектаклей по произведениям поэтических и прозаических текстов: С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», К. Чуковский «Путаница». При импровизации с помощью пальчикового театра на основе знакомых стихов и потешек дети сопровождали свою речь несложными действиями «Жили у бабуси», С. Михалков «Котята», Зубкова «Мы делили апельсин». Рассказывали стихи руками: «Моя книга», «Пять малышей». Я читала стихотворение, а дети воспроизводили текст соответствующими выразительными движениями рук. Кроме этого вечером в самостоятельной образовательной деятельности дети играли в разные виды театра: деревянный театр, театр ложек, театр плоскостных фигур, конусный театр; вместе мы изготавливали сказки настольного театра («Три поросёнка») и пальчикового театра («Заюшкина избушка», «Колобок»). А потом дети самостоятельно показывали их своим друзьям.

Используя стремление детей к фантазированию, создаю игровые ситуации, которые могут играть роль этюдов. Темы этюдов-ситуаций могут быть самые разные: «У медвежонка день рождения», «Морозным днем», «Ой! Ой! Живот болит!», «Петрушка прыгает», «Прогулка в лес», «Давайте потанцуем» и другие. С целью формирования представлений о дружбе, развитии доброжелательного отношения к окружающим, желании поддержать друга были проведены игры: «Угадай название сказки», «Назови друга ласково», «Изобрази отгадку» (с помощью мимики и жестов изобразить героев сказки), «Изменю себя друзья, догадайтесь, кто же я?», беседы: «Скажи хорошее о друге», «Как можно пожалеть». А также игры на развитие умений составлять последовательный сюжет произведения: «Любимые сказки», «Из какой сказки иллюстрация?».

Такие игры, упражнения и ситуации положительно влияют на речевое развитие: дети становятся активней в разговорном общении, участвуют в беседах, отвечают и задают вопросы, пересказывают наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. Дети удачно имитируют голоса, действия животных и птиц, принимая активное участие в подвижных играх.

В средней группе дети участвовали в постановках сказок: «Теремок», «Под грибом», «Колобок – колючий бок», также были драматизированы отрывки из сказки «Три поросёнка». Детям был показан настольный театр «Колобок – колючий бок», «Под грибом», «Про машину», «Три поросёнка», проведена литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского.

Таким образом, основными используемыми средствами и методами в работе с детьми младшего, среднего дошкольного возраста была игровая деятельность и чтение художественной литературы. Кроме этого пересказ, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, артикуляционная и дыхательная гимнастика, звукоподражание.

Особое внимание уделяю творческим приёмам:

  • знаковая система обучения (алгоритмы, мнемодорожки, мнемотаблицы);

  • моделирование;

  • просмотр видеофильмов;

  • слушание аудиозаписи;

  • словесное рисование;

  • коллаж из сказок.

Для развития речи детей применяю разнообразные виды театра.

Пальчиковый театр:

  • способствует развитию речи, внимания, памяти;

  • формирует пространственные представления;

  • развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;

  • повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

  • стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Настольный театр:

  • помогает учить детей координировать движения рук и глаз;

  • сопровождать движения пальцев речью;

  • побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Вязаный театр:

  • развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;

  • формирует творческие способности, артистизм;

  • обогащает пассивный и активный словарь.

Театр на перчатке:

  • оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;

  • помогает справиться с переживаниями, страхами;

  • перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста

Особенностью старшего дошкольного возраста является проявление углубленного интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, к театральной культуре, происходит осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.

Поэтому основные направления развития театрализованной игры в старшем дошкольном возрасте состоят в постепенном переходе ребенка:

от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;

от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;

от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;

от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

Педагогическое руководство театрализованной деятельностью детей я строила по следующим этапам.

1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, предлагаю детям посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлекаю внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т.д. Затем спрашиваю, узнали ли они, из какой сказки эти вещи.

2. Чтение и совместный анализ сказок. Сначала я провожу беседу, направленную на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделяю героев с различными чертами характера и предлагаю идентифицировать себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети смотрятся в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованные игры провожу в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.

В процессе работы над ролью использую следующие приёмы:

— составление словесного портрета героя;

— фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

— сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

— анализ придуманных поступков;

— работа над сценической выразительностью: определение подходящих действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;

— подготовка театрального костюма.

В театрализованных играх с дошкольниками я следую следующим правилам драматизации.

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим. Проигрывание упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев (например, в сказке про Красную шапочку добавлены роли девочек – бабочки, мальчиков – цветы).

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

В ходе непрерывной образовательной деятельности провожу большую работу по развитию монологической и диалогической речи. Использую при этом упражнения по формированию выразительности речи: произношение скороговорок, потешек с изменением темпа речи, громкости, интонации, музыкально-ритмические разминки на развитие ритмичных, четких, согласованных с музыкой движений, пантомимы, которые помогают входить в образ, развивают воображение и пластичность движений, упражнения по социально-эмоциональному развитию, направленные на овладение детьми средствами эмоциональной выразительности. Работу со сказками часто сопровождаем показом слайдов. Очень любят играть в игры «Угадай сказку», « Из какой сказки герой».

Постепенно дети включились в процесс игрового общения с театральными куклами. Играя в сказку с детьми, используем различные виды театра. Очень нравится рассказывать сказки с помощью кукол бибабо. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок. Дети с удовольствием играют самостоятельно и со сверстниками. Учатся распределять между собой роли, озвучивать героев сказок в соответствии с их ролевыми особенностями, используя при этом средства выразительности речи интонацию и тембр голоса.

И еще один путь для развития воображения это специальные игры. Например, игра в функции предметов. В этой игре нужно назвать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета. Вот кирпичик. Его можно использовать как строительный материал, как пресс, как мел (если им чертить на асфальте), как украшение садовых дорожек (если его истолочь и посыпать им дорожки) и т.п. Так можно назвать самые обычные предметы и придумать их назначения.

В повседневном общении с детьми стараюсь давать им больше инициативы, ставить новые, неожиданные задачи. Куда мы пойдем гулять? Во что будем играть сегодня? Кем будешь ты в игре и кем буду я? Что я должна делать и говорить? А ты? Пусть решают сами. Пусть сумеют вообразить не только новые предметы и их сочетания, но и другие характеры, особенности поведения других людей. Что будет делать Буратино в гостях у Винни-Пуха? А в замке Людоеда? А как поведет себя Колобок, встретившись с Котом в сапогах? А теперь представьте себе, что к тебе прилетел Карлсон, что вы будете делать? А если ты встретишь Маугли?

В ответах на такие вопросы и зарождается проникновение в другую личность, складывается собственная активная позиция по отношению к другим людям, ко всему миру.

В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка.

У детей «сочинителей» творческие проявления связаны, прежде всего с созданием игровых сюжетов, с осуществлением игры в речевом плане и воображении. Они рано переходят к фантазированию.

Дети «исполнители» проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей, используя мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь.

Благодаря системной образовательной деятельности театрализованной деятельности в режимных моментах у детей развилась активная речь, и выработались игровые умения. Дети научились быть доброжелательными зрителями, а в актерской игре стали использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, сила, тембр голоса, темп речи).

Примером интеграции различных видов деятельности может служить следующий приём, который полюбили мои дети. Я предлагаю в свободной деятельности серию картинок-раскрасок по какой-либо сказке (картинки копирую из интернета). Каждый ребенок выбирает картинку, раскрашивает её, может дорисовать какие-то детали, дополняющие сюжет. Затем мы рассаживаемся в круг и дети последовательно в соответствии с сюжетом сказки, показывают свою картинку и рассказывают отрывок из сказки, изображённый на их рисунке. В результате получается целая сказка, а раскрашенные рисунки можно собрать в альбом для дальнейших упражнений в рассказывании.

В работе с родителями стремлюсь достичь таких отношений, когда семья становится активным помощником в развитии речи детей. Для родителей провожу консультации, даю советы, и рекомендации. Подбираю интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома. В план родительских собраний включаю игровые практикумы, конкурсы по отгадыванию кроссвордов и т.п.

С целью повышения педагогической компетентности родителей подготовила консультационный материал по темам:

— «Значение игры инсценировки в развитии речи детей дошкольного возраста»;

— «О роли родителей в развитии речи детей»;

— «Играйте вместе с детьми»;

— «Игра-инсценировка как средство развития речи ребенка»;

— «Роль художественной литературы в развитии речи детей»;

— «Чем хороши театрализованные игры»;

— «Зачем ребенку кукольный театр?»;

— «Домашний кукольный театр».

Родители оказывают большую помощь в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов к сказкам. За счет освоения театрализованной игры у детей расширился игровой опыт, обогащается и активизируется словарный запас, речь становится более отчетливой, интонационно выразительной, появились умения, направленные на позитивное взаимодействие с другими участниками игры. Дети совместно с родителями принимают активное участие в праздниках и развлечениях.

Выводы:

Таким образом, практика показала, что театрализованная игра является одним из эффективных средств развития речи у старших дошкольников при условии ее сочетания с другими видами детской деятельности.

— У детей повысился уровень развития речи. Их речь становится связной, интересной для слушателей. Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребёнка и более результативным.

— Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.

— Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.

— Данная работа не является исчерпывающей. Мне представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов использования театрализованной деятельности не только как средства развития речи детей, но и как способа формирования межличностных отношений старших дошкольников, поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, новых технологий в работе с детьми.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − 5 =