Цель урока: Обобщить знания учащихся об электрическом токе и напряжении и установить на опыте зависимость силы тока от напряжения на однородном участке электрической цепи и от сопротивления этого участка, вывести закон Ома для участка цепи.
Задачи урока:
- обучающие: закрепление понятия сила тока, напряжение, сопротивление; вывести зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением участка цепи. Закон Ома для участка цепи. Примеры на расчёт силы тока, напряжения и сопротивления проводника.
- развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;
- продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
- -воспитательные: развитие познавательного интереса к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул, развитие аккуратности, умения организовывать свою работу в определённом промежутке времени.
Тип и структура урока: урок изучения нового материала с применением практических навыков учащихся.
Этапы урока:
- Организационный момент. Постановка задач урока.
- Проверка д/з.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала с помощью лабораторного исследования.
- Закрепление изученного материала с использованием презентации, решения задач
- Постановка дз и инструктаж.
- Итоги урока.
- Рефлексия.
Ход урока:
- Организационный этап. (Самоопределение к деятельности)
Цель: Проверить готовность обучающихся, их настрой на работу.
— Здравствуйте, ребята! Я рад вас сегодня видеть! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь, пошлите друг другу положительные эмоции! Выберите ту мордашку, которая соответствует вашему настроению в данный момент времени. У вас на столе лежат оценочные листки (приложение 1), куда вы будете вносить оценки за все ваши действия, а в конце выставите итоговую оценку за урок.
— Итак, на предыдущем уроке мы с вами изучили основные характеристики электрического тока, какие?
— Сила тока, напряжение, и сопротивление,
-Также установили зависимость между силой тока и напряжением. Какая это зависимость?
— Чем больше напряжение, тем больше сила тока, и наоборот: чем меньше напряжение, тем меньше сила тока.
-Правильно! А как называется такая зависимость?
— Прямая зависимость!
-Верно! И графиком этой зависимости будет прямая! Но ведь у нас еще есть третья величина — сопротивление. И мы не знаем, как связаны эти величины. Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?
— Выяснить зависимость между тремя величинами: силой тока, напряжением и сопротивлением.
— Все верно! Цель урока мы с вами поставили. И эту зависимость мы будем искать опытным путем.
2. Актуализация опорных знаний. «Вызов» (Фронтальная работа с классом)
Цель: подвести учащихся к формулировке темы урока.
-Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, давайте решим кроссворд (приложение 2) и отгадаем выделенное слово по вертикали. Каждый выполняет эту работу самостоятельно, а потом мы проверим.
Вопросы к кроссворду:
- Бывает положительным, бывает отрицательным. (Заряд)
- Как включают вольтметр в цепь? (Параллельно)
- Единица измерения электрического заряда (количества электричества) в Международной системе единиц (СИ). (Кулон)
- Упорядоченное движение заряженных частиц. (Ток)
- Физическая величина, характеризующая электрическое поле, которое создаёт ток. (Напряжение)
- Единица напряжения. (Вольт)
- Прибор для измерения напряжения. (Вольтметр)
- Прибор для измерения силы тока. (Амперметр)
— Какое выражение мы получили?
— Закон Ома.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока – Закон Ома. А почему он так называется, мы узнаем, открыв учебник на стр.101.(Один из учащихся читает про Георга Ома, остальные следят)
— Откройте тетради и запишите тему урока: «Закон Ома для участка цепи».
- Изучение нового материала. «Экспериментально – исследовательская работа» (Работа в группах)
Цель: Выяснить экспериментальным путем зависимость силы тока на участке цепи от сопротивления проводника.
– Для того чтобы найти зависимость между тремя величинами. Мы разделимся на 2 группы. Первая группа выяснит, как зависит сила тока от напряжения на участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка, вторая — как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах. А затем мы совместно сделаем общий вывод о том, как зависит сила тока одновременно от напряжения и сопротивления, т.е. решим основную задачу урока.
На столах у вас есть все необходимое оборудование, а также схемы, инструкции по выполнению эксперимента и таблицы, которые необходимо заполнить. (приложение 3). Не забываем про технику безопасности при работе с электроприборами.
Итак:
На рабочем месте провода располагайте аккуратно, плотно соединяйте клеммы с приборами.
После сборки всей электрической цепи, не включайте до тех пор, пока всё не проверит учитель.
Все изменения в электрической цепи можно проводить только при выключенном источнике электропитания.
По окончании работ отключите источник электропитания и разберите электрическую цепь.