Физическая культура в детском саду была и остается предметом, который дает возможность сохранять высокую физическую работоспособность дошкольника, способствует его развитию как личности и позволяет справиться с непомерно выросшими нагрузками.
Известно, что основными средствами физического воспитания являются физические упражнения. Они весьма разнообразны и имеют высокую степень эмоциональности. Несмотря на это, не ослабевают попытки использовать на занятиях физической культуры упражнения, сочетающие в себе достоинства традиционных видов и новых нетрадиционных направлений физической активности.
Ведущим естественным фактором роста и развития ребенка является движение. Благодаря движению происходит развитие физиологических и психических функций. Только движение стимулирует развитие иммунной системы организма и повышает его устойчивость к действию неблагоприятных факторов.
Двигательная активность – это физиологический акт, основа жизнеобеспечения организма с момента зачатия. Если двигательная активность плода недостаточна, то ребенок рождается с отклонениями в развитии, т.е. происходит несоответствие календарного и биологического возраста. Такое несовпадение ученые называют физиологической незрелостью.
Для того чтобы компенсировать физиологическую незрелость, чрезвычайно важно обеспечить ребенку оптимальную двигательную активность, которая осуществляется в процессе разнообразной двигательной деятельности. Для повышения интереса детей к физической культуре необходимо тесное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников. Необходимо использовать такие формы работы с родителями, в которых они выступают заинтересованными участниками педагогического процесса.
Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Уровень семейного воспитания в процессе физического развития детей определяется степенью взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Кроме того, не следует забывать, что физическое воспитание – это не только занятие физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду. Реализация взаимодействия с семьёй по данной проблеме будет осуществляться наиболее эффективно, если:
- использована модель взаимодействия ДОУ и семьи, основанная на идее единства воспитательного воздействия;
- реализуется система активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического процесса;
- подготовка педагогов будет носить опережающий характер;
- разработана технология дифференцированного взаимодействия, учитывающая последовательность включения родителей в образовательный процесс ДОУ.
Цель моей работы: повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство во всех формах двигательной деятельности детей и их родителей.
Для её реализации поставила следующие задачи:
- обогащать состав движений и содержание двигательной деятельности в целом;
- воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий вместе с родителями;
- формировать готовность и интерес к участию в различных видах двигательной деятельности;
- поддерживать совместную двигательную активность детей и родителей;
- развивать инициативность, самостоятельность, активизировать творчество во всех формах двигательной деятельности;
- создавать единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнёрских отношений сотрудников детского сада с родителями;
- повышать авторитет родителей в глазах детей.
Содержание работы:
Если посмотреть на рисунок 1, то мы увидим, что семья – это не только мама и папа ребенка, а еще бабушки и дедушки, не показаны, но есть в действительности дяди, тети, братья, с которыми контактирует ребенок. Все, с кем общается ребенок, имеют свой опыт общения и воспитания. Но, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень, взрослые, окружающие ребенка, не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности.
Работа с родителями постоянно меняется, традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. В федеральных государственных образовательных стандартах к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования особую актуальность приобретают интерактивные формы и методы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Родители – неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.
Педагоги нашего детского сада используют различные интерактивные формы и методы работы с семьями воспитанников. Я хочу рассказать, о том какую работу в этом направлении веду я, инструктор по физической культуре. Работа с родителями охватывает широкий круг проблем по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления детей. Цели и задачи физического воспитания дошкольников в семье и в детском саду едины, поэтому их необходимо ставить и решать совместными усилиями. В современном информационном пространстве существует множество источников, из которых родители дошкольников пополняют свои знания по физическому воспитанию детей: телевизионные программы, публикации в периодических изданиях, методические пособия, Интернет. Но всё это не может заменить педагога, играющего ведущую роль в передаче родителям педагогических знаний и умений, так как именно педагог обладает профессиональными знаниями, умениями, навыками, опытом в работе с детьми, располагает объективными данными о проблемах и достижениях конкретного ребенка, о нюансах его развития.
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого я в своей работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями, и нетрадиционные.
К традиционным формам работы относятся:
- Беседы.
- Консультации.
- Выступления на родительских собраниях.
Нетрадиционные формы общения пользуются особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей. Они направлены на установление неформальных контактов в работе с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Нетрадиционные формы работы с родителями, которые я использую в своей работе:
Наименование | С какой целью используется эта форма | Формы проведения общения |
Информационно-аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми | Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей | Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей | Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек |
Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через тестирование. Выступление к родительскому собранию выбираю после обработки анкет. В конце своих выступлений обязательно провожу обсуждения с родителями – что понравилось, какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить.
Досуговая форма общения помогает установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Семейные спортивные игры – это яркие и ожидаемые детьми события, в которых они любят принимать участие, соревнуясь со сверстниками и родителями, демонстрируя полученные физические навыки. Атмосфера праздника и дух соперничества вызывают множество положительных эмоций у детей, а привлечение родителей к проведению этих событий способствует сближению взрослых и детей для победы в соревнованиях. Совместные детско-родительские мероприятия позволяют не только родителям увидеть положительные стороны ребёнка, но и детям — воспринимать родителей по-новому — как союзников. Ведь родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребёнка, его точку зрения. А у детей, которые постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей, повышается самооценка и уверенность в себе.
Благодаря совместным досугам у ребенка развиваются не только познавательный интерес, мыслительная деятельность, мелкая и крупная моторика, но также влияют и на создание и поддержание благоприятного психологического микроклимата, способствуют возникновению радостных эмоций как у детей, так и у взрослых.
Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой по физическому воспитанию детского сада, особенностями физического воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками в физическом направлении.
1. Семейные СМИ о физкультуре. Выпуск стенгазет – одна из форм пропаганды ЗОЖ, которая помогает расширять представления родителей и детей о формах семейного досуга; повышать интерес детей к физической культуре и спорту; воспитывать желание вести ЗОЖ; воздействовать на родителей с целью привлечения к совместным занятиям.
2. В каждой группе имеются «родительские уголки», на которых помещаются конкретные рекомендации и памятки. С помощью различных мероприятий довожу до родителей, что они обязаны заложить своим детям основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности. Что для формирования здорового образа жизни в семье должен быть доброжелательный микроклимат и пример родителей; что лучший вид отдыха — прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка — совместная игра с родителями. Даю рекомендации, какие виды игр можно использовать в режиме дня. Гимнастика, массаж, спортивные игры на свежем воздухе, праздники, эстафеты и конкурсы — здесь можно и от души порезвиться, выплеснуть накопившуюся энергию, и научиться быть сильным, гибким, ловким.
3. Тематические выставки – форма коллективной работы всех участников педагогического процесса, которая развивает умение обсуждать интересующие проблемы; воздействовать на родителей с целью привлечения к совместным творческим занятиям, отображающим времяпровождение на свежем воздухе в разное время года.
Познавательная форма общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные.
Сотрудничество и поддержка семьи в физическом воспитании дошкольников позволило добиться высоких показателей в уровне физического развития и здоровья детей.
Таким образом – использование разнообразных интерактивных форм работы с семьями воспитанников дает положительные результаты. Такие формы работы позволяют родителям стать активными участниками педагогического процесса ДОУ и незаменимыми нашими помощниками, осознавая, что это нужно не потому что, хочет педагог, а потому что это важно для развития их собственных детей.
Показателем результативности является повышение удовлетворенности родителей как уровнем воспитания и обучения детей в ДОУ, так и формами взаимодействия с педагогами и руководителями ДОУ: семинары-практикумы, дискуссии, круглый стол, творческие мастерские, а также совместная деятельность с детьми в форме разнообразных совместных занятий и спортивных мероприятий.