Развитие мотивации на уроках русского языка и литературы : методический инструментарий


Автор: Наталья Семеновна Емельянова
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Биробиджана
Должность: учитель русского языка и литературы


Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными?

Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, учителя.

Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.

Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием детей в процессе обучения – это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования.

К учебным мотивам относятся такие, как

  • собственное развитие в процессе учения;
  • действие вместе с другими и для других;
  • познание нового, неизвестного;
  • понимание необходимости учения для дальнейшей жизни;
  • процесс учения как возможность общения;
  • процесс учебы как привычное функционирование;
  • учеба ради лидерства и престижа;
  • стремление оказаться в центре внимания,
  • стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.

Задача учителя – организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение, творчески применять знания в новых ситуациях.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Считаю, что формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.

Какие же задания и упражнения может применять учитель для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся?

Можно начать с укрепления чувства «открытости» к воздействиям, то есть к обучаемости. Могут использоваться упражнения на сотрудничество со взрослыми. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче.

Следующая группа упражнений – это упражнения на целеполагание школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач.

Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствует упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание неудачи и самоанализ не только ее внешних причин в виде трудности задачи, но и внутренних причин – своих способностей в целом и усилий при решении данной задачи.

Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания.

Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.

Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и упорство в их реализации. Так удержания цели способствует задание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий. Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствует упражнения на решение сверх трудных задач без обратной связи в ходе решения.

Активность и гибкость целеполагания стимулируют упражнения на постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их выполнение. Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться школьниками в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связанны с учебным материалом или с ситуациями жизни коллектива.

Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных этапах урока.

Этапы формирования мотивации на уроках русского языка и литературы

Этап вызывания исходной мотивации . На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений (“мы хорошо поработали над предыдущей темой”), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности (“но не усвоили еще одну важную сторону этой темы”), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу (“а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях”), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

Этап подкрепления и усиления возникшей мотиваци и. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).

Этап завершения урока . Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.

Каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием. Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, учителю важно владеть умением планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться школьников. Обычно учителю легче планировать обучающие задачи (обучить решению такого-то класса задач), труднее намечать развивающие задачи (нередко они сводятся к формированию умения учиться в самом общем виде), и еще реже как особые развивающие задачи учителем планируются этапы формирования мотивации и ее видов.

Повышение уровня учебной мотивации – это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

  • словесные
  • наглядные и практические методы
  • репродуктивные и поисковые методы
  • методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

Охарактеризуем кратко каждую группу. Итак, первая группа: рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане – для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.

Вторая группа. Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.

Третья группа. Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

Четвертая группа. Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Далее рассмотрим пути и средства повышения мотивации учащихся, которые наиболее продуктивны на современном этапе развития образования.

По мнению А. К. Марковой «усвоение языка будет происходить успешнее, если сообщить этому процессу дополнительную мотивацию – использование языковых средств в целях общения. Включение языка в деятельность речевого общения, по-видимому, может изменить цели и мотивы изучения языка в школе: усвоение языковых сведений становится средством решения речевых задач». Я считаю, что о речевой деятельности можно говорить только тогда, когда у человека есть потребность в устной или письменной форме передать кому-то свою мысль. Только создание собственного текста можно считать речевой деятельностью. Только создавая текст, ученик применяет и усваивает правила. Если дать учащимся возможность читать вслух на уроке свои работы (или их фрагменты), то произойдут очень серьёзные изменения. Иным станет отношение к своей работе: одно дело положить её на стол учителю и знать, что, кроме учителя, эту работу никто не увидит и не услышит, и совсем другое – представлять свои мысли на суд одноклассников, чьё мнение для подростков очень важно. Постепенно это приведёт к тому, что исчезнут списанные сочинения, тексты самым тщательным образом будут редактироваться их авторами, появиться необходимость проверять написание многих слов и предложений.

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество мотивации учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у обучающихся искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Для меня большое значение на уроке имеет атмосфера, созданная и заряженная словом учителя, его эмоциональностью, совокупностью методических приемов, которые образуют особое плетение: узор урока. В любой профессии важно, какими инструментами вы пользуетесь. Ведь от этого зависит качество учебного процесса и репутация учителя.

Комплект методических приемов в руках учителя – это тот самый инструмент учителя, который выведет обучение на новый уровень и будет служить ключом для повышения мотивации учащихся.

Приемы для развития мотивации учебной деятельности

1. Привлечение внимания. Использую какую-либо вещь или предмет для привлечения внимания аудитории

Учитель показывает ребятам улыбающегося смайлика и задаёт вопросы:

— Что это?

— Почему он улыбается? (слушает ответы учеников).

— Он счастливый везунчик. Что значит «везунчик»? (приносит удачу, везение)

— Счастливый везунчик – это талисман удачи. Сегодня те, кто его заработают, получат бонусные баллы.

Роли смайлика: эмоциональный вход в урок, бонус для учащихся, рефлексия.

Учитель показывает ребятам батарейку и задаёт вопросы:

— Зачем нужна батарейка?

— А зачем она нужна на уроке? (слушает ответы учеников).

— Батарейка зарядит нас отличным настроением, поможет нам получить заряд новых знаний, которые будем измерять в ваттах.

Роли батарейки: интрига, эмоциональный вход в урок, метапредметная, рефлексия.

2. Эмоциональный вход в урок (с использованием поэзии и прозы)

С добрым утром, с новым утром!
Улыбнись-ка поскорей!
И улыбкою своею всех,
Кто близок, обогрей!
От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснётся!
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть Доброе Утро
Длится до вечера!
Много предстоит узнать.
Постарайтесь всё понять.
Чтоб удавались все твои дела,
Ты установку дай себе с утра:
 Всё сумею, всё смогу
И, конечно же, пойму!

У людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, — всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко. (В. Солоухин).

— Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

Прогноз урока на сегодня: ветер со стороны удачи и осадки в виде пятёрок.

Самая тёплая одежда для сердца – это доброта. А я желаю всем нам, чтобы сегодня на уроке у нас была тёплая атмосфера.

Здравствуйте, ребята, сегодня я шла в школу с отличным настроением! Как вы думаете почему?

3. Использую цитаты или эмоциональные связки для выработки внимания, усидчивости, активности учащихся, в качестве поощрения даю дополнительные баллы.

Сядь за парту ровно и веди себя достойно.

Начинается урок.

Он пойдет, ребята, впрок.

Гераклин Эфесский, древнегреческий философ говорил: «Те, кто, слушая невнимательно, не понимают, уподобляются глухим; о них свидетельствует изречение: «Присутствуя, они отсутствуют». Сегодня самые внимательные получат бонусные баллы.

А начать его я хочу притчей. Однажды молодой человек пришёл к мудрецу и пожаловался ему: «Каждый день по 5 раз я произношу фразу «Я принимаю радость в мою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил: «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку», – ответил юноша. «Произнеси это слово 5 раз», – сказал мудрец. «Я выбираю ложку», – послушно произнёс юноша 5 раз. «Вот видишь, сказал мудрец, – повторяй хоть миллион раз в день, ложка не станет твоей. Надо протянуть руку и взять ложку». И сегодня на уроке я призываю вас взять все свои знания и применить их.

4. Логические связки для различных этапов урока

Логическая связкаМетод, прием в структуре урока
Необязательно иметь крылья, чтобы летать. Главное – иметь в жизни людей, которые не дадут упастьустный опрос или практическая работа (индивидуальная или групповая)
Когда добра желаешь людям,

Невольно будешь счастлив сам!

Пусть обернётся добрым чудом,

Всё то, что делишь пополам!

работа в парах, оценивание работы
Сегодня всех ждет фронтальный успех.фронтальный опрос, контрольная работа, словарный диктант
Немецкий поэт Гёте писал: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет»переход от теории к практике

5. Целеполагание на уроке. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития , понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы.

Лента времени

Учитель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной отдачи, вместе с ними находит уроки, на которых можно «передохнуть». «Лента времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.

Тема-вопрос

— Перестройте предложение так, чтобы оно стало вопросительным и соответствовало цели урока.

Профи

На доске записана тема урока.

— Назовите способы применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

Оратор

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Учитель

— Если бы вы были учителем, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

— Если бы вы были учителем, как бы вы объяснили ученикам эту тему.

6.Приёмы для изучения и закрепления нового материала:

Лайфхак – это упрощенное действие, позволяет в краткой форме воспроизвести порядок действий для правильного написания какой-либо орфограммы или пунктограммы, записывается в сокращенном варианте, ниже представлен подробный лайфхак.

ЛАЙФХАК

Орфограмма: безударное окончание имен существительных

  1. Ставлю слово в Именительный падеж.
  2. Определяю склонение.
  3. Применяю правило:
  4. склонение в Родительном падеже — И;
  5. склонение – пишу Е;
  6. склонение – пишу И.

Аквариум – ролевая игра, в которой принимают участие 2-4 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» её.

Брейн-ринг целесообразно проводить на уроках обобщения материала или при изучении нового в качестве представления нового материала в легко запоминающейся и (или) оригинальной творческой форме.

Орфографическая солянка – это прием, который позволяет проанализировать небольшой по объёму текст с очки зрения присутствующих в нем орфограмм. Затем составляется рецепт данного текста: перечисляются все орфограммы. Этот прием позволяет развивать орфографическую зоркость и очень нравится учащимся.

7. Приемы для организации рефлексии:

Чек-лист (учитель или учащиеся разрабатывают критерии оценивания уроков и их стоимость в баллах, затем подводится общий итог).

ЧЕК-ЛИСТ

по теме «Синонимы»:

  1. знаю, что такое синонимы – 2 балла;
  2. умею находить синонимы в тексте – 2 балла;
  3. умею подбирать синонимы к заданным словам – 2 балла.

Ростомер знаний (учащиеся в тетради чертят отрезок, направленный вверх и отмечают на сколько сантиметров был прирост знаний на уроке, учитывая предложенные учителем или разработанные в процессе урока критерии)

Лексический рюкзак (учащиеся в конце урока перечисляют новые слова, которых они ранее не знали, раскрывают их значение).

Смайловидение (можно проводить в двух вариантах: 1 вариант: учитель просит поднять карточки со смайликами (улыбающийся смайлик – эмоциональное восприятие урока; смайлик-магистр – материал усвоен; смайлик-вопрос – не всё понятно).

2 вариант: для организации «Смайловидения» роль смайликов играют ученики, с помощью мимики и жестов, показывая соответствующую позицию.

Чат (можно использовать как живое общение в процессе закрепления материала, повторение теоретических сведений: ученик-ученик, ученики-ученик, либо письменное общение на этапе рефлексии, при изучении Темы «Диалог», для этой цели учащимся выдаются небольшие карточки, которыми они обмениваются в процессе письменного общения).

Экспресс-отклик (позволяет быстро подвести итог урока на разных уровнях восприятия: понимания нового материала, мотивации учащихся. Я узнал (а), запомнил(а), быстро усвоил(а) новый материал, мне показалось интересным и т. д.)

На уроках литературы используются такие методические приёмы:

  • карта произведения: прием для обобщения знаний;
  • нить Ариадны (работа с ключевыми словами произведения, с основными элементами сюжета);
  • салон красоты (работа с изобразительно-выразительными средствами языка)
  • лингвистическая лаборатория: анализ стихотворения
  • машина времени или Дорогой друг: 2 человека представляют писателя.
  • спектр ощущений или включаем чувства;
  • виртуальное путешествие в стихотворение;
  • литературные и сюжетно-ролевые игры, а также зачётные спектакли, в которых каждому ученику отводится особая роль, пусть это даже роль художника-декоратора или музыкального оформителя.

На уроках литературы активно используется «Путеводитель по страницам или как не заблудиться в произведении». В методическом пособии «Путеводитель по страницам или как не заблудиться в произведении» (подготовка к экзаменационному сочинению) представлены три раздела: карты-шаблоны произведений, заполненные карты основных произведений, изучаемых в 9 классе, словарь литературоведческих терминов (Приложение 3).

Методическое пособие и виды деятельности, организованные на его основе, позволят сочетать познавательность, вдумчивый анализ текстов с практикумом по составлению и заполнению карт произведений.

Пособие «Путеводитель по страницам или как не заблудиться в произведении» поможет учащимся лучше ориентироваться в произведении, более качественно подготовиться к экзаменационному сочинению по литературе. Однако частью методического умысла составителей является использование данного пособия также в качестве рабочей тетради для учащихся 9 классов и учителями литературы в качестве зачетных или контрольных работ для учащихся.

Карта по произведению Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза», подготовленная обучающимися

Род литературыЭпос
ЖанрПовесть
Направление в литературеСентиментализм
Год публикации1792
Главные героиЛиза, Эраст
Проблема произведенияВ повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» поднимается проблема несчастной любви.
Как складываются отношения Лизы и Эраста?Когда Эраст увидел Лизу в первый раз, ему приглянулись ее чистота и невинность, а Лизе его доброта и манеры. В дальнейшем (когда Лиза потеряла свою невинность) Эраст не мог простить себе этого и расстался с ней. Он любил ее, но не смог преодолеть муки совести… Она любила его, но не смогла простить… Он прожил всю жизнь в несчастье, а она покончила жизнь самоубийством.
Какова роль пейзажа в повести?Роль пейзажа в этом произведении важна. Он передает настроение. В самом начале (когда автор бродит по окрестностям и начинает рассказывать историю) пейзаж служит введением в те времена и историю. Он также передает эмоции героев, то чувство влюбленности, которое они испытывают (особенно Лиза): «… все весело в поле… никогда солнце так не сияло… цветы так приятно не пахли!»
Как проявляются в повести черты сентиментализмаЧерты сентиментализма в повести прослеживаются четко. Чувства героев описаны ярко и открыто. Очень много говорится о любви, открывается симпатия и сильное влечение Лизы и Эраста. Много грустных и слезливых сцен (во второй половине произведения). Подробно рассказывается о грусти и отчаяние Лизы во время разлуки с возлюбленным.

Описание чувств рассказчика по поводу произошедшего.

Карта по произведению Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», подготовленная обучающимися

Род литературыЛиро-эпический
ЖанрРоман в стихах
Направление

в литературе

Реализм
Главные героиВладимир Ленский, Ольга Ларина, Евгений Онегин, Татьяна Ларина.
Проблема произведенияДве основных проблемы: несчастная любовь и поиск смысла жизни (что касается Евгения Онегина).
Крылатые выражения — афоризмы«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей…», «Учитесь властвовать собою…», «…к беде неопытность ведет…», «Любви все возрасты покорны».
СюжетАвтор рассказывает о Евгении Онегине, знакомит с ним читателя. Затем он едет в деревню к дяде, который находится при смерти. Но опоздал: дядю уже похоронили, и Евгений – наследник состояния. Из Германии в деревню, где жил Евгений, приезжает Ленский, они познакомились и подружились. Ленский влюбился в Ольгу Ларину, Татьяна (старшая сестра Ольги) полюбила Онегина. Она пишет ему письмо, в котором признается Евгению в своей любви. Он был тронут ее искренностью, но сам факт для него не был неожиданным: эта уже не первая девушка, полюбившая его. Онегин объясняет ей, что если он привыкнет к ней, то снова разлюбит, их брак не сделает ее счастливой. Через некоторое время Евгений Онегин убивает Ленского на дуэли. Поводом к дуэли послужило то, что Онегин заигрывает с Ольгою. Ольга вскоре вышла замуж за другого. Татьяна переехала в Москву, где тоже в скором времени вышла замуж. Через два года приезжает Евгений и влюбляется в Татьяну, которая уже в браке. Онегин «гоняется» за ней, но она к нему холодна. В конце он пишет ей любовное письмо, Приезжает к ней, она говорит, что все еще любит его, но уже поздно – она замужем.
Характеристика Евгения Онегина (цитаты)«Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал: легко мазурку танцевал…», «…ученый малый, но педант имел он счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам…», «… зато читал Адама Смита и был глубокий эконом…», «… истинный был гений, что знал он тверже всех наук, что было для него измлада и труд, и мука, и отрада, что занимало целый день его тоскующую лень – была наука страсти нежной…», «Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил …», «… рано чувства в нем остыли…».
Характеристика Владимира Ленского (цитаты)«… с душою прямо геттингенской, красавец, в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт…», «… и кудри черные до плеч», «…От хладного разврата света еще увянуть не успев, его душа была согрета приветом друга, лаской дев», «цель нашей жизни для него была заманчивой загадкой…», «Он верил, что душа родная соединиться с ним должна…», «Он верил, что друзья готовы за честь его принять оковы…», «Он пел любовь…», «без малого в осьмнадцать лет».
Характеристика Татьяны Лариной (цитаты)«не привлекла б она очей», «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива…», «задумчивость, ее подруга…», «ее изнеженные пальцы не знали игл; склонясь на пяльцы, узором шелковым она не оживляла полотна», «она любила на балконе предупреждать зари восход…», ей рано нравились романы; они ей заменяли все; она влюблялася в обманы…», «впервые именем таким страницы нежные романа мы своевольно освятим…».
Онегинская строфаОнегинская строфа – строфа, которой написан роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», 14-строчное стихотворение с определенной рифменной схемой. От сонета «английского» Пушкиным было взято строфическое строение, от «итальянского» сонета – принцип упорядоченности рифменной схемы. Однако, в отличие от конкретной традиции, в которой упорядочение рифмы шло по линии связывание катренов между собой рифменными цепями, Пушкин упорядочил саму систему рифмовки: в первом катрене она перекрестная, во втором – парная, в третьем – опоясывающая. Рифменная схема онегинской строфы выглядит так: AbAb CCdd EffE gg( прописными буквами традиционно обозначается женская рифма, а строчными – мужская.).

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − 8 =