Развитие речи, социально-коммуникативных отношений у детей логопедической группы через театральную деятельность


Автор: Елена Анатольевна Бабушкина
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 45»
Должность: воспитатель


Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Даже после того, как звуки частично автоматизированы, дети с речевой патологией продолжают испытывать чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах – всё это продолжает вызывать у детей не только определенное эмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт. И наша задача, и педагогов, и специалистов, и родителей – это в первую очередь создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы не стесняясь проговаривать стихи, тексты, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Сегодня всё больше внимания уделяется развитию творческих способностей, креативности, как модно сейчас говорить, или эмоциональной гибкости ребёнка дошкольного возраста. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Некоторые дети обладают большим творческим потенциалом, некоторые – меньшим, но даром этим отмечен каждый.

Театр самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений.

Главной целью работы по выбранному мной направлению работы, с воспитанниками, имеющими речевые нарушения, является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Работая на логопедической группе более двадцати четырех лет мною отмечено, что, к нам приходят дети в возрасте 4 лет, а этот возраст как вы знаете, наиболее сензитивен для развития речевой, психической и эмоциональной сфер. В тандеме с коллегой, мы решили внедрить в жизнь нашу давнюю мечту – вплотную заняться с детьми театрализованной деятельностью.

На первом этапе было необходимо подготовить развивающую предметно-пространственную среду, для обеспечения организации театрализованной деятельности, это:

— разнообразные виды театров, кукол;

— костюмы, маски, шапочки, одежда для ряженья;

— ширмы, уголки переодевания;

— дидактические игры по теме «Театр».

Кроме этого, нам необходимо было подготовить материал, позволяющий познакомить детей с основами театрального искусства:

— образовательная деятельность, знакомящая дошкольников с разнообразными видами театрального искусства

— знакомство с профессиями людей в театре

— знакомство с театром (без чего нет театра, специальные термины, что происходит в театре до показа спектакля).

Работа по обогащению речевого опыта

Нам было важно обогатить опыт детей посредством чтения и заучивания потешек, стихов, прибауток, дразнилок, песенок-попевок, чистоговорок, скороговорок, придумыванием рифмованных стишков, обогащением небольшого литературного опыта детей пословицами и поговорками и, конечно же, рассказыванием и чтением рассказов и сказок. Вместе со сказочными героями, с куклами дети не только играют, но и выполняю задания логопеда, автоматизируют звуки, используют диалогическую, монологическую речь, четко проговаривают окончания слов, строят предложения разной конструкции, ведь гораздо интереснее проговаривать чистоговорку с хитрой Лисой, прочитать стихотворение для Красной шапочки. У детей постепенно вырабатывается навык контроля своей речи, а особенно хорошо слышат речь товарища.

Поставив перед собой в процессе подготовки достаточно большое количество задач, я на первом этапе изучила специальную методическую литературу, познакомилась с публикациями на интересующую меня тему в журналах. Кроме того, в группе собрала подборку художественной литературы с добрыми, умными народными сказками, а также с авторскими сказками.

Для предстоящей работы мы для себя определили следующие задачи:

  • вести активную работу с детьми, направленную на развитие речи, которая включает в себя развитие слухового внимания, работу над речевым дыханием, умением выдержать паузу, развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности, интонационно окрашивая речь, использовать в речи как можно больше эпитетов, прилагательных, слов – сравнений, активизировать мимику и жесты, раскрепостить детей в общении в детском коллективе и в общении со взрослыми, овладение кабинетной речью, всеми компонентами речи детей, которые включают в себя развитие фонематического слуха, грамматического строя речи, связной речи, правильное построение предложений — вот наша цель, ведь основная часть детей в группе с ОНР.

  • вызвать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;

  • расширять представление детей об окружающей действительности, уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих их.

В средней группе я знакомлю детей с куклами пальчикового театра. Очень интересно было наблюдать за малышами. Они многократно снимали и надевали кукол, пытались с ними разговаривать, затем начали общаться друг с другом, постепенно стали появляться диалоги, а уж потом дело дошло и до общения по тексту сказки.

Позже дети активно знакомятся с куклами БИ-БА-БО, что вызывает у ребят разноречивые чувства и эмоции. Кто-то брал их в руки с опаской, кто-то торопился перебрать как можно больше кукол. Некоторые дети отождествляли себя со сказочным героем, наделяя себя качествами, не присущими им. Это говорит о том, что ребенок не может в полной мере себя раскрыть, показать, ведь куклы не имеют своих чувств, навыков и характера, а являются продолжением ребенка. Со временем произошло знакомство с пальчиковым театром, с настольным деревянным, с настольным плоскостным. В конце первого учебного года мы ввели в обиход платковый театр, который позволяет и детям, и взрослым участвовать на равных в постановках, театрализованных играх, инсценировках. Многие дети думали, что как только они наденут куклу, тут же польется сказка. Оказалось, все не так! И очень нелегко было детям понять, что главные здесь не куклы, а они сами. На данном этапе работы дети с легкостью вступают в сюжет сказок, используют диалогическую речь, у них имеются любимые персонажи. Дети постоянно меняются ролями. То они артисты, то зрители. Очень любят помогать зазевавшемуся артисту подсказывать слова, какие действия надо выполнить, хотя сами только что были артистами и так же затруднялись.

Мною широко используется, понравившийся детям, прием придумывания сказки на свой лад или окончания сказки. Дети любят участвовать в диалогах, переживают, когда не получается у товарища, мимикой и жестами подсказывают текст или действие. Но, прежде чем обыгрывать какую-либо сказку, была проведена огромная работа по ознакомлению детей с народными и авторскими сказками. Сейчас, на втором году обучения, в обиходе детей более тридцати сказок, которые они могут и обыграть, и рассказать. Мир сказок завораживает, притягивает своей простотой, доступностью, ненавязчивой моралью. Они доступны пониманию детей, поучительны, легко интерпретируются к жизни детей, герои сказок близки и знакомы малышам с самого раннего детства. Сказки прочно обосновались в жизни нашей группы. Дети с удовольствием слушают сказки с текста, любят, когда мы им сказки рассказываем. Когда они впервые увидели сказку с использованием кукол БИ-БА-БО, восторгу не было предела. Кроме того, понемногу включаем в свою работу с детьми технологии « сторителлинг» и синквейн. Это довольно сложные для наших детей речевые технологии, но очень интересные.

Куклы БИ-БА-БО, деревянного театра, теневого, резинового, пальчикового театра, платковый театр универсальны, их можно использовать для разных сказок. Это могут быть «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и медведь», «Колобок», «Красная шапочка», «Царевна-Лягушка», «Заюшкина избушка» и многие другие.

Особую роль в развитии у детей речевых навыков, творческого мышления, воображения, памяти, нейронных связей играет тесное сотрудничество с театральной студией «Добрые люди». С этим коллективом мы тесно сотрудничаем уже третий год. Наши дети выступали на большой сцене в филармонии несколько раз: это были инсценировки «Читаем Драгунских», «Читаем Маяковского», ставили мини-спектакль «Муха-цокотуха» для родителей. Участвовали в конкурсе чтецов, где представили сказку «Заюшкина избушка» в честь Дня рождения молодежного театра. Педагоги этого театра регулярно проводят занятия с ребятами, которые направлены на развитие речевого дыхания, умение использовать мимику и жесты, мыслить, как какой-нибудь сказочный герой или игрушка, отрабатывают этюды, учат перевоплощаться в разных героев и даже в предметы. Ребята очень любят , когда в гости с очередной сказкой приходит кукольный театр «Кудесник».После просмотра волшебной сказки «Маленький Дед Мороз» мы с ребятами решили, что и мы можем показать сказку ребятам из соседней группы. Дебют был очень удачным, представили сказку «Кот, петух и лиса».

Итогом нашей многолетней работы стала большая сказочная постановка в честь выпускного праздника, где у каждого ребенка – своя роль. «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».

Нам сказка помогает постичь истины добра, отличать плохое от хорошего, развивать творчество и научиться говорить, управлять своей речью.

Анализируя результаты работы, я с уверенностью могу сделать выводы, что:

— занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки;

— у детей значительно обогатился словарный запас, качество развития диалогической и монологической речи;

— вырос уровень речевой культуры;

— значительно повысился интерес к народному творчеству, желание читать и инсценировать произведения, перевоплощаться в различных сказочных героев;

— ребята научились импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывают новые сказки, используют приобретенные навыки правильной речи в повседневной жизни.

Театр для детей – это не только веселье и множество позитивных эмоций, но и эмоциональный труд. Слышать, видеть и думать не всегда получается сразу, и мы с ребятами учимся этому.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 1 =