Развитие сенсомоторных навыков детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных дидактических игр


Автор: Светлана Викторовна Шестакова
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 11» г. Биробиджана
Должность: воспитатель


Актуальность выбранной темы определяется тем, что важной составляющей частью психологического развития ребенка является накопление им сенсорно-моторного опыта, а сенсорное развитие ребенка является основой для развития его мышления, мыслительных операций, познавательных процессов.

Здоровье ребенка, физическое и духовное зависит от того, каким он увидит окружающий мир. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек, предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребенок, так или иначе, воспринимает это. Но, без разумного педагогического руководства взрослых, восприятие оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходимо последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания широко обсуждаются в педагогической теории. Ю.А. Силкин, А.С. Большов отмечают, что сенсорные способности не являются врожденными, а развиваются в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общественного развития.

Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорно-моторного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Он узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно-моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника .

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Начинать работу по сенсомоторному развитию необходимо с самого раннего возраста . Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была интересной, увлекательной и результативной, я решила использовать нетрадиционные и современные методы и приемы, а также игры и пособия. Как показывает опыт работы, пособия, изготовленные своими руками, являются доступными и более привлекательными для детей .

Цель моей педагогической деятельности – создание условий, обеспечивающих эффективное использование нетрадиционных дидактических игр для наиболее быстрого и легкого формирования представлений о сенсорных эталонах. Этим и обоснован выбор темы моей работы с детьми.

Задачи :

  1. Создать предметно-развивающую среду, способствующую сенсомоторному развитию детей;
  2. Разработать методическое сопровождение к организации совместной деятельности и дидактических игр по сенсомоторному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.
  3. Просвещение родителей в области сенсомоторного развития детей, а так же по организации игр, в семье и в детском саду.

Принципы моей работы по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Принципы доступности и индивидуальности

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей — знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

Принципы последовательности и систематичности

К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями…».

Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

Далее учитывается систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

Принцип наглядности

Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.

Методы и приемы

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения дидактических игр и игр с игрушками использую следующие методы:

Словесный метод

Словесные обращения воспитателя к детям – объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения

В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

  • различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
  • использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
  • решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Ожидаемый результат:

  1. В группе создана предметно-развивающая среда;
  2. Наблюдается положительная динамика показателей сенсомоторного развития детей;
  3. Родители активно участвуют в процессе формирования у детей сенсомоторных навыков.

Теоретическая база опыта

Я начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

Л.С. Выготский дает заключение, что возраст до трех лет – это время возникновения ”устойчивого, независимо от внешних положений, осмысленного восприятия”. В этот период происходит скачок, ребенок начинает задавать окружающим вопросы. Для детей раннего возраста, так же как и для младенцев характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с песком, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус. Благодаря сенсорной игре дети узнают о свойствах физиологических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.

Исследования отечественных психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, П.П. Блонского показывают, что ранний возраст является благоприятным для развития воображения, восприятия, ручной умелости, речевого развития.

Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

Актуальность и перспективность опыта работы

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. А.П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог-воспитатель, вносить что-то новое, яркое. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания.

Должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы, в частности, развивающие (дидактические) игры.

Новизна педагогического опыта

Мною подобран комплекс нетрадиционных дидактических игр и созданы условия для эффективного использования дидактических игр.

Трудоемкость опыта

Развитие сенсомоторных навыков является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:

  1. Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка»;
  2. Пилюгина В.А. «Сенсорные способности малыша»;
  3. Дворова И.В., Рожков О.П. «Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни»;
  4. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста»;
  5. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».

Для успешной организации сенсорного развития в группе создана нестандартная предметно-развивающая среда, оформлен сенсорный уголок, созданы галерея нетрадиционных игр и пособий.

Работу начала с подбора и изучения методической литературы, которая непосредственно относится к выбранной теме.

На данном этапе была проведена диагностика сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста. В целях определения уровня сенсорного развития младших дошкольников в процессе диагностической работы использовала различные задания, которые позволили выявить следующие навыки и умения:

  1. Умение выделять цвет как особые свойства предметов; знать названия основных цветов
  2. Умение выделять форму как особые свойства предметов; умеют ли различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) .
  3. Умение выделять величину как особые свойства предметов;
  4. Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
  5. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по величине, форме, цвету.
  6. Умение различать свойства материалов (твердость, мягкость, структуру поверхности (гладкая, шероховатая) .

Для определения уровня развития мелкой моторики рук применяла метод наблюдения за детьми : во время режимных моментов (как умеет ли ребенок держать правильно ложку, карандаш). Во время непрерывной образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми (лепка, аппликация, игры с мозаикой) .

В результате проведенной диагностики были выявлены большинство детей с низким уровнем сенсомоторного развития, у этих детей нарушена мелкая моторика рук и зрительно-двигательная координация, ограниченны процессы зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия, недоразвитие осязательного анализатора, затруднена ориентировка в пространстве. Это еще обусловлено в силу своего возраста, дети пришли “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики.

На следующем этапе работы изучила опыт реализации данной темы коллег из других дошкольных организаций с помощью интернет – источников. Занималась поиском наиболее эффективных способов и методов работы с детьми.

Система работы по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста включила 3 направления :

  1. Создание предметно-развивающей среды группы ДОУ;
  2. Работа с детьми по сенсомоторному развитию;
  3. Активное вовлечение родителей в педагогический процесс (использование современных формработы с родителями) .

На протяжении всего времени работы по данной теме особое внимание уделялось организации предметно-развивающей среды группы. Совместно с родителями старались сделать эффективную, полифункциональную среду по сенсомоторному развитию детей с целью обогащения представлений детей о многообразии свойств предметов окружающего мира и их свойств, стимулирования развития разных видов детского восприятия : зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного. Для этого приобретали готовые дидактические пособия, создавали игры и пособия своими руками и с помощью родителей.

В группе имеется сенсомоторный уголок, оснащенный пособиями для формирования представлений о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве; развития памяти, мышления, речи, мелкой моторики рук и тактильных ощущений. Собрано много материала на развитие тактильных ощущений — большое количество природного материала : шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Мною были сделаны массажные ванночки для рук, наполненные фасолью, шариками, цветным песком и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно знакомясь с формой, цветом, величиной предметов. При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе я учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. При этом особое внимание уделила подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей. Родители (законные представители) оказали посильную помощь в изготовлении сенсомоторных тренажеров с множеством, замков, застежек, кнопок.

Работу с детьми по сенсомоторному развитию я провожу на протяжении всего дня, интегрируя ее в различных видах детской деятельности: в непрерывной организованной образовательной деятельности, в совместной с детьми свободной деятельности и самостоятельной деятельности детей.

Интересной идеей для меня показалось изготовление большого развивающего панно и лепбука, которые мы сделали вместе с родителями. Для этого развивающего пособия мы использовали такие предметы как липучки, шнуровку, замки, вкладыши с животными, прищепки, кнопки и т. д.

Мной разработаны и систематизированы дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию дошкольников.

После реализации деятельности, направленной на сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста была проведена контрольная диагностика по определению эффективности проделанной мной работы.

При проведении тестовых испытаний были использованы те же методики, что и на начальном этапе, т. к. для измерения были необходимы постоянные показатели, относительно которых можно проследить динамику сенсомоторного развития дошкольников в группе.

Итоги диагностики представлены следующими результатами :

Сравнительный анализ итоговой диагностики позволил сделать вывод о том, что планомерная и систематическая работа по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста значительно влияет на развитие всех видов восприятия, памяти, мышления, речи. Дети научились определять форму, величину, цвет предмета, образа. У детей развиваются ценные качества личности, как целенаправленность, волевая регуляция, самостоятельность, инициатива, аккуратность. Отмечается положительная динамика в развитии моторики рук.

Одним из направлений системы сенсомоторного воспитания была работа с родителями.

Работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей. С этой целью для родителей были организованны консультации, беседы, тематические выставки, проведено знакомство с играми, которые способствуют совершенствованию знаний детьми сенсомоторных эталонов, организовано участие родителей и их детей (по итогам выполненныхработ) .

А также я подобрала информационный материал по теме для работы с родителями:

  • консультации «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста», «Сенсомоторное развитие детей с особыми образовательными потребностями», «Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие».
  • папки передвижки : «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности», «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру».
  • памятки : «23 идеи для развития моторики», «Родителям о развитие моторики», «Игры своими руками для сенсомоторного развития дошкольников».
  • буклеты «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста», «Логоритмика», «С крупой играем, речь развиваем».

В конце учебного года было проведено родительское собрание по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».

Работа с детьми по сенсомоторному развитию показала положительную динамику :

На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников сформированы представления о внешних свойствах предметов. Отмечена положительная динамика развития психических процессов (повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение) ; речи (расширился словарный запас) ; крупной и мелкой моторики. Дети приобрели стойкие навыки игровой и экспериментально-исследовательской деятельности

Скоординировано взаимодействие между педагогами и родителями в образовательном процессе по формированию сенсомоторных умений у детей, родители приобрели базовые знания о способах сенсомоторного развития детей.

Практическая значимость опыта: применяемые мною методы и средства работы с детьми младшего дошкольного возраста в процессе сенсомоторного воспитания в ДОУ будут способствовать полноценному становлению личности, обеспечат наиболее полное, всестороннее развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовят их к обучению в школе.

Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» – воскликнул я.

Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!».