Российский психолог Т.Д. Зинкевич–Евстегнеева рассматривает сказкотерапию как воспитательную систему, органичную человеческому восприятию и проверенную многими поколениями. Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаков и символов, приобретения знаний без давления и назидания (экологично, ненапрямую). С помощью сказки возможно исследовать систему взаимоотношений в мире, запустить процесс активизации внутренних ресурсов, процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, усвоив способы решения проблем.
Начальная школа – серьезный и ценный период в жизни каждого ребенка. Школьное обучение кардинальным образом влияет на образ жизни: необходимо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Такую новую деятельность, основанную на волевых усилиях легче переживать и проживать «вместе» со сказочными героями. Дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу происходящего в школе испытывают и тревогу, и растерянность, и напряжение. Большинство первоклассников приспосабливаются к основным школьным требованиям с разного рода «потерями». Поэтому важно в первые месяцы обучения начинать формировать системы отношений ребенка с миром и самим собой, формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, определяющие в дальнейшем успешность обучения и успешность социализации.
Во время адаптационного периода вполне целесообразно использовать метод сказкотерапии. Сказки обладают высокой эффективностью, так как они легко обходят системы психологической защиты и бережно, заботливо воздействуют прямо на бессознательное ребенка. Об этом свидетельствуют работы К.Г.Юнга, Э.Фромма, Э.Берна, А.Менегети, М.В.Осориной, О.В.Хухлаевой, С.А.Черняевой, Д.Гнездилова, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и др.
Сказкотерапия способствует становлению позитивного «Я – образа», усиливает личностный рост, гармонизирует отношения ребенка с социумом, развивает творческое мышление. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развивается фантазия, творческие способности. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений, учится справляться с «тупиковыми» ситуациями, которыми наполнены сказки.
Приемы сказкотерапии в работе педагога-психолога можно применять при решении разнообразных трудностей: эмоциональных и поведенческих. Мы используем сочинение собственный сказочных историй как прием в работе с ночными страхами, высоким уровнем тревоги, трудностями с осознанием образа себя у ребенка, проявлениями неуверенности в разных ситуациях, переживаниями кризисов взросления и социализации, при развитии мотивации к обучению и для улучшения взаимоотношений между детьми в период адаптации к школьному обучению.
Прием сочинения сказки считаем важным во взаимодействии с первоклассниками. Дети легко откликаются на предложение сочинить сказку. Детские сказки могут быть очень простые: они лишены взрослой изысканности и интеллектуальности, но покоряют своей искренностью и яркостью переживаний. Для ребенка сочинение сказки — естественный и интересный процесс. Сочиняя сказку, ребенок говорит о том, что его волнует, чем он живет.
Сказки, сочиненные самим ребенком позволяют решить, прежде всего, две важнейшие задачи:
1. Может помочь ребенку увидеть самого себя, встретиться с собой, а значит, развить самосознание и дать возможность гармонизировать свое личностное пространство;
2. Сказка позволяет по-новому увидеть других людей и мир вокруг себя, построив конструктивные отношения с людьми и миром;
Важным моментом в применении этого приема является то, что ребенок может стать автором сказки, что в свою очередь является одним из направлений развития субъектности.
Сочинение сказки совместно с ребенком.
Совместно сочинённые сказки помогают справиться с трудностями в воспитании, развивают творческое мышление. Позволяют укрепить контакт между родителями и детьми через совместную сочинительскую деятельность.
Ребенку предлагаются авторские сказки «Лесная школа» Марины Панфиловой. Такие сказки уже придуманы автором, и соответствуют определенной теме. Ими легко пользоваться, потому что они написаны доступным для детей языком, и сюжет позволяет раскрыть одновременно несколько актуальных тем для первоклассников.
Сказки – ненавязчивое воспитательное средство. Они знакомят детей с человеческими ценностями, правилами поведения. Информация о них заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. В сказке в символической форме содержится информация о том:
- как устроен этот мир, кто его создал;
- что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
- какие этапы в процессе самореализации проходят мужчина и женщина;
- какие трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
- как приобретать и ценить дружбу и любовь;
- какими ценностями руководствоваться в жизни;
- как строить отношения с родителями и детьми;
- как прощать.
Дети осознают связь сказочной истории со своим поведением. Главный герой обычно является собирательным образом. Дети так или иначе идентифицируют себя с главным героем. И благодаря этому механизму идентификации и развивается самооценка и самосознание.
Тексты сказок вызывают особенный интерес у детей, в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. В сказках закодированы способы отношения и делания в различных процессах жизни, характерных для людей: жизненный выбор, любовь, борьба со злом, преодоление препятствий, ответственность, взаимопомощь и др.
Сказкотерапию можно рассматривать в качестве процесса улучшения внутренней природы и мира вокруг. Конечно, сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное, в ней появляется чувство защищенности и «аромат Тайны». Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и с обретением новыми возможностями. Поэтому сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. А так же процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Сказкотерапией люди занимались всегда. Сегодня можно выделить четыре этапа в развитии сказкотерапии. И каждый этап — это начало определенного процесса.
Первый этап сказкотерапии – устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного творчества продолжается по сей день.
Второй этап сказкотерапии – собирание и исследование сказок и мифов. Исследование мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К.Г.Юнга, М.Л. фон Франц, Б.Беттельхейма, В.Проппа и других. Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается по сей день.
Третий этап – психотехнический. На этом этапе используется прием «Сочини сказку», как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.
Четвертый этап – интегративный. Этот этап связан с формированием концепции Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предками.
В 2016 году появилась идея создать кружок «Сказкотерапия», для первоклассников. В первом классе мы используем психотерапевтические сказки «Лесная школа» (автор Марина Панфилова) [9]. Эти сказки раскрывают проблемные вопросы, с которыми первоклассники могут столкнуться в начале обучения в школе: противоречия между возможностями и необходимостью соблюдения правил и режима, противоречием между желанием выполнять правила школьной жизни, режима дня, требований учителя и необходимостью делать это.
На занятиях кружка «Сказкотерапия» мы создаем особое настроение, обстановку, позволяющие детям разрешать противоречия, возникающие на этапе взросления.
Приемами повышения настроения являются проживание эмоций совместно с героями, переключение в мир воображения, переключение внимания на другие виды деятельности.
После уроков наши встречи наполняют ребят силами и позволяют отдохнуть от уроков.
Дети с радостью приходят на занятия кружка занимая удобное для себя место, чувствуют себя комфортно.
Прежде всего на наших занятиях мы удовлетворяем потребность в безопасности и комфорте.
Занятие кружка состоит из нескольких этапов: приветствие, ритуал «вхождения» в сказку, расказывание, чтение, сочинение и анализ сказки, закрепление (обсуждение, игры, поделки, рисунки, резюме), ритуал выхода из сказки.
Для занятий нами дополнительно подготовлены маски лесных животных. Дети выбирая для себя маску, отождествляют себя с животным. Иногда один ребенок выбирает одну и ту же маску на протяжении нескольких занятий, а другой меняет маски постоянно. Это можно объяснить тем, что некоторым ребятам легче сравнить себя с образом, повадкими, внешним видом известных животных.
Выбирая разные маски, дети примеряют разные модели поведения героев. Надевая маску ребенок раскрывается, снимаются социальные, эмоциональные барьеры, не позволяющие в обычной жизни эффективно вступать и находиться в коммуникации. В маске ребенок чувствует себя в безопасности, под защитой героя, ему легче играть роль, при этом раскрывая и свои внутренние качества, одновременно убирая барьеры взаимодействия с другими детьми. В процессе работы со сказкой происходит процесс построения границ между мирами — внутренним и внешним, реальным и вымышленным. И процесс идентификации себя с главным героем выступает в качестве важнейшего психологического механизма изменений в отношениях с самим собой и своей жизненной ситуацией.
Часто сказочный сюжет помогает переключить ребенка с негативных переживаний внешнего мира, на позитивные, проживая их совместно с героями сказок. На примере поведения героев сказок у детей происходит становление собственной позиции, своего мнения о правильности или неправильности поступков.
Мы опираемся на идеи интегративной сказкотерапии — направление практической психологии, использующее метафорические ресурсы сказки, позволяющее детям развивать самосознание и строить благодатное взаимодействие друг с другом, что и создает условия для становления их субъектности.
Главным средством психологического взаимодействия в сказкотерапии выступает метафора (слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака). Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми. Дети рассуждают на тему похожести признаков с животными, птицами, предметами, деревьями, цветами и пр. Ответы детей на вопросы «на кого я похож» — это важнейший набор представлений о себе, которые в последствии они смогут использовать для развития самосознания. Метафорой в данном случае будет являться сказка или история, которая будет отражать ситуацию, важную для ребенка.
Одна и та же сказка, несет для разных детей свой смысл. На протяжении времени смысл сказки для каждого меняется. Многогранность смысла каждой сказки из «Лесной школы» может помочь решить трудности в актуальных ситуациях для младших школьников.
Итак, начало занятия — это приветствие, выбор масок. После мы играем в игру в ходе которой ребята отвечают на различные проблемные вопросы. Отвечая дети прогнозируют о чем сегодня будет следующая сказка.
Ритуал входа в сказку, очень важная часть занятия. Упражнения применяются разные, способствующие настрою на слушание сказки. Перед чтением сказки мы предлагаем детям расслабиться, сесть поудобнее. Некоторые достают свои альбомы и во время чтения могут нарисовать иллюстрации к читаемой сказке.
Содержание читаемой сказки важно сочетать с темой, соответствующей той или иной школьной теме. Иногда сюжет сказочной истории можно связывать с особенностями группы детей, которые находятся в данный момент на занятии.
Вопросы мы задаем детям в их роли учеников — «зверят» легче воспринимаются и способствуют развитию вариативности мышления, поиску вариантов решения трудностей, стратегий поведения, через безопасное (косвенное сравнение со сказочным героем). Продумывание возможных вариантов продолжения сказки первоклассникам очень нравится, что заметно по изх активности и количеству вариантов.
Мы считаем, что интерес и активность, поддерживаемая чувством важности и ценности себя в качестве автора данной истории, что помогает детям оценивать сложившуюся ситуацию как — бы со стороны.
Часто на занятиях мы проигрываем варианты поведения, репетируем это поведение.
Ведь в младшем школьном возрасте важно развивать воображение. Дети, без стеснения, рассказывают истории, основанные на их личном опыте переживаний. Конечно, есть ребята, которым дается это нелегко. Для этого я задаю проблемные вопросы: «А может ли случиться такое с вами?» или «Почему так случается?», «Как бы вы поступили?». Стараюсь тем самым пробуждать способность к диалогу и рассуждению, через продолжение возможного сюжета сказки.
Организация взаимодействия с детьми предполагает активизацию коммуникативно-исполнительского мастерства педагога-психолога: саморегулирование, перцептивные и экспрессивные умения. Действительно, важно уметь эмоционально «заражать» детей, гибко реагировать на изменения обстановки общения и перестраиваться, учитывая перемены эмоционального настроя детей на занятиях.
Наличие перцептивных навыков позволяет управлять своим восприятием и организовывать его, верно оценивать настрой партнеров на занятии и подстраиваться к нему. Перцептивные навыки тесно смыкаются с коммуникативными способностями. Процесс и развивающиеся на их основе личностные качества.
Идентификация как коммуникативный процесс буквально означает уподобление себя другому («умение походить в чужих ботинках»). Это один из способов понимания другого человека. Ребенок «как бы» переносит себя, погружается в личностное пространство другого, в систему его ценностей и особенностей. С идентификацией связаны процессы проекции и децентрации.
Децентрация означает условный отказ от своего «Я» и принятие в качестве «центра» своей индивидуальности образа «я» другого человека.
Эмпатия является особым проникновением в личностные особенности другого, основанным на стремлении эмоционально откликаться и вникать в проблемы человека. Эффективность процессов эмпатии возрастает по мере увеличения прошлого опыта, в случае сходства партнеров по общению; совместимости их установок, ценностей, направленности личности, культурно-образовательного уровня.
Затем продолжаем читать сказку до конца, анализируем и закрепляем через игры и упражнения, а также рисуя рисунки и делая поделки. Игры на закрепление сказки позволяют развивать память. Например, игра «Встаньте те … за кого дома пишут домашнее задание?» позволяет развивать доверие, узнавание моделей воспитания, стратегий поведения.
Им не страшно встать и признаться в чём-то, понимая что он уже не один. Или например сказка про наказания. Играя в эту же игру, можно помочь выразить детям обиду и страх наказаний первоклассников. После вербальных, моральных угроз родителей и физических негативных «поглаживаний».
Когда я спрашиваю «Встаньте те, кого наказывают за плохую оценку или и ошибки в тетради», то с мест поднимаются 1-2 человека. Затем ребята смотрят друг на друга и говорят: «А меня тоже наказывают»… Это и другие подобные упражнения позволяюь открыть то, что дети привыкли умалчивать, скрывать, а значит, напрягаться в условиях непосильно завышенных требований к своим детям.
Рисунки детей так же способствуют проживанию трудных школьных ситуаций. Ведь не каждый ребенок готов выйти перед аудиторией и начать проигрывать сюжет сказки. Страх выступления перед аудиторией является очень сильным страхом. Поэтому, тренируясь говорить перед знакомыми ребятами, в безопасном пространстве, дети научаются быть увереннее в коммуникации.
Важным приемом работы является ведение альбома для кружка «Сказкотерапия». В индивидуальном альбоме во время занятий дети могут рисовать понравившийся сюжет сказки или главного героя. Такой прием позволяет детям быть более организованными, не потерять рисунки и иметь возможность в последствии их рассматривать и анализировать. В 2018 году было создано два альбома с иллюстрациями к сказками. Эти альбомы используем в качестве красочного пособия для занятий.
В качестве нового в нашей практике приема мы начали применять куклы – перчатки. Сначала дети приносили небольшие игрушки, получали поддержку и ободрение, легче и радостнее шла работа и мы решили изготавливать и включать в занятия прием использования перчаточных кукол.
Перчаточной куклой называют куклу, легко надевающуюся на руку как перчатку. Такая форма кукол очень удобна и проста в применении, тем более, что куклой – перчаткой легко управлять. Кроме того ребенок сам шевелит ее руками и головой, что делает игрушку особенным средством развития эмоционального и и рефлексивного компонентов самосознания. Такая игрушка развивает мелкую и общую моторику, способствуя улучшению речи, снимая телесные зажимы. Так же повышается эмоциональная устойчивостость детей.
Мы активно предлагаем родителям участвовать в подготовке перчаточных кукол. Совместная деятельность с детьми по изготовлению кукол-перчаток поддерживает уважение ребенка, гордость за его достижения, авторитет родителей.
Занятия проходят еще увлекательнее, ведь придумывать истории о лесных героях легче и интереснее. Когда на руку надета игрушка, то ребенок раскрепощается. Используя перчаточную куклу, ребенок задействует разные группы мышц, активно совершая действия, ребенок включается в интересную для него ситуацию, поддающуюся его управлению. Тактильные ощущения в процессе взаимодействия с игрушкой помогают детям удовлетворить потребность в прикосновении, постепенно помогают избавляться от мучающих страхов.
Часто проигрывая сказочный сюжет по своему, преодолевая возможные трудности школьной жизни, посредством механизма переживания, проживая. Это очень важно, так как выражая, а не подавляя отрицательные эмоции после неприятных и сложных ситуаций, ребенок научается эмоциональному управлению. Так, прием проигрывания сказочных сюжетов помогает ребенку качественно проживать период дошкольного детства, играя.
Самостоятельное проигрывание роли позволяет получить опыт поведения в социуме, умения поступать в соответствии с принятыми правилами.
В заключительной части занятия мы проводим ритуал выхода из сказки, снимаем маски и благодарим друг друга за занятие. Часто дети подходят после занятия и говорят, что не хотят расставаться, что им нравится играть, что они чувствуют себя хорошо и легко.
Сказкотерапия — психологический метод,с помощью которого достигаются развитие самосознания и построение взаимодействия между субъектами. Поэтому по праву и совершенно целесообразно можно использовать его в качестве метода адаптации первоклассников к обучению в школе.
Театрализованное представление должно осуществляться с помощью любимых игрушек и специально созданного игрушечного кукольного театра. При этом важно, чтобы ребенок сам был зрителем, участником и создателем процесса. Малыш сам решать какими свойствами наделить того или иного героя, и какая судьба должна его постигнуть. Задача родителя перевести ситуацию, пугающую ребенка или расстроившую его, в игру, в которой ребенок самостоятельно сможет избавиться от негативных эмоций.
Конспект занятия:
Занятие 1. Создание лесной школы.
Этап 1. Приветствие.
Цель: Создать эмоциональный настрой для совместной деятельности.
Игра «Доброе утро».
Ребята, я Вам сейчас скажу «доброе утро» и назову имя ребенка. Прошу Вас внимательно слушать и в то время, когда услышите свое имя, помашите мне рукой, отвечая мне приветствием.
Беседа о лесных животных.
Цель: Развивать способность к идентификации с образами лесных животных.
Материалы, оборудование: фотографии разных лесных животных.
— Ребята, мне кажется, что Вы любите сказки.
Я приготовила для вас очень интересные сказки о школе и школьных правилах.
Эти сказки о школе, но необычной школе, ученики и учителя в ней не люди, а лесные животные.
— А вы знаете, кто живет в лесу?
— Какие они, опишите их. (Дети отвечают.) Показываю картинки.
— Игра – пантомима «Животные»
Этап 2. Ритуал вхождения в сказку.
Упражнение «Листья деревьев».
Цель: Создать настрой на совместную работу.
Материалы, оборудование: сухие листья разных деревьев.
— Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес. А попасть туда нам помогут листья волшебных деревьев. Сейчас я подойду к каждому из вас, и вы выберите себе тот листочек, который вам больше понравится. Может быть соответствует Вашему настроению, похож на Вас, на ваше состояние, ощущение, на ваши мысли? Берегите его, чтобы потом он помог нам вернуться назад. А теперь, когда все выбрали, положите на него свою правую ладошку, закройте глаза и подумайте о том, каким школьником вы будете, как вы будете учиться, что будете делать в школе. Кто готов, откройте глаза.
Итак, мы с вами попали в сказочный лес и сейчас послушаем первую сказочную историю. Садитесь поудобнее, можно вытянуть ноги, расслабиться. Очень прошу Вас при чтении сказки соблюдать тишину.
Этап 3. Чтение сказки.
Цель: Ознакомление с содержанием сказки, ее героями, последовательностью событий.
Материал, оборудование: Текст сказки «Создание лесной школы».
Анализ сказки.
Цель: Расширить представления детей о школьной жизни посредством чтения сказки.
— Сейчас я буду задавать вопросы, все вместе будем вспоминать героев сказки и отвечать. Договорились? Проверим, кто из ребят внимательно слушал сказку.
– Кто в лесной школе был учителем?
– Кто в школе отвечал за звонки?
– А кто был сторожем?
– А для чего сорока принесла колокольчик?
– А для чего нужен в школе звонок?
— Я очень радуюсь Вашим интересным ответам.
Этап 4. Закрепление.
Цель: Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.
— Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение «Живые деревья» и нарисовать рисунок «Лесная школа».
Упражнение «Живые деревья».
Представьте, что каждого из вас волшебница превратила в дерево. Раскиньте свои руки в разные стороны, вверх, обратитесь к солнышку, потянитесь. Подумайте, каким вы бы хотели стать деревом. Какие у вас листья, есть ли ягоды или цветы. Может быть на вашем дереве кто то живет, или прилетают птицы.
Поделитесь в какое дерево вас заколдовали?
Рисунок «Лесная школа».
Цель: закрепление представлений о лесной школе, развитие творческих способностей
Материалы, оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, аудиозапись со звуками леса
— А сейчас, я предлагаю нарисовать «лесную школу», какую вы представили во время прочтения сказки (фоном звучит тихая музыка со звуками леса).
В конце упражнения делается выставка. Все рисунки вывешиваются на доску, ребята представляют свой рисунок по желанию.
Этап 5. Ритуал «выхода» из сказки. Упражнение «Листья деревьев».
Цель: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде.
Материалы: оборудование: сухие листья разных деревьев по количеству детей, клей, плакат с нарисованным без листьев деревом.
— А теперь, возьмите каждый свой листик от дерева, который вы получили в начале нашего занятия, закройте глаза, приложите к сердцу и подумайте о том, какой опыт возьмет каждый из вас с собой из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает вам в жизни. Кто готов, откройте глаза.
Итак, мы с вами вернулись из сказочного леса. Листочки, которые у вас в руках мы приклеим на это нарисованное сказочное дерево.
Посмотрите, какое красивое сказочное дерево у нас получилось! Листочки все разные, как и вы все, но находятся они на одном дереве, как и вы в одной группе. Посмотрите, листочки дружны между собой. Так и я хочу, чтобы вы все были дружными и сплоченными.
Заключительная часть
Итак, сегодня мы с вами познакомились, поприветствовали друг друга с помощью игры «Доброе утро», поговорили о лесных животных, о том, как они выглядят.
С помощью листьев волшебных деревьев мы попали в лесную сказку. Познакомились с главным героем сказки, узнали о том, как он стал учителем, как создавалась лесная школа.
Мы выполнили упражнение, побывав в образе разных сказочных деревьев. Каждый из вас нарисовал «Лесную школу» такой, какой её представил. Рисунки получились разные, интересные, как и вы сами. Это еще раз подтверждает то, что все мы – разные, и каждый по-своему представляем сказочные сюжеты.
Тематический план занятий
тема | этап 1 приветствие | этап 2 ритуал входа | этап 3 чтение и анализ сказки | этап 4 Закрепление Игры, Поделки, рисунки | этап 5 Резюме | этап 6 Ритуал выхода | ||
РАЗДЕЛ 1. Адаптация школьников. | ||||||||
1.здание лесной школы | Цель занятий Знакомство Игра «доброе утро» Беседа о лесных животных | Упр. Листья деревьев | сказка «Создание лесной школы» | Упр. «Живые деревья» Рисунок «Лесная школа» | Сегодня мы впервые побывали в сказке, увидели лесную школу и нарисовали её | Упр. Листья деревьев | ||
2.Букет для учителя | Игра «4 стихии» Игра «кого не хватает?» | Упр. Цветы | Сказка «Букет для учителя» | Проигрывание сказки Рисунок «букет для учителя» | Сегодня мы познакомились с новыми играми, побывали в роли самих зверей, нарисова- ли прекрасные букеты | Упр. Цветы | ||
3.Смешные страхи | Игра «доброе утро» «Имя +любимое занятие» | Упр. Волшебный туннель | Сказка «Смешные страхи» | Упр. «Страхи» упр. «Покажи страшилку» Упр. «Мои страхи» | С помощью упражнений мы закрепили полученный из сказки опыт. Итог- все страшное уходит, когда мы перестаем его бояться. | Упр. Волшебный туннель | ||
4.Игры в школе | Беседа «Чем школьник отличается от дошкольника?» Игра «поведение школьника или…» | Книга сказок | Сказка «Игры в школе» | Упр. «урок или перемена» Рисунки-загадки Знакомство с нешумными играми | Дети научились отличать школьника от дошкольника, узнали, в какие игры можно играть на перемене. | Книга сказок | ||
5.Школьные правила | Игра «нос, пол, потолок» Беседа о правилах школьной жизни | Волшебный колокольчик | Сказка «Школьные правила» | Задание: сочинить свой стих о правиле нарисовать правило | Дети познакомились со школьными правилами, попробовали сочинить свой стих о правиле | Волшебный колокольчик | ||
РАЗДЕЛ 2. Отношение к вещам | ||||||||
6.Как собирать портфель? | Упр. «Дождь» Упр. «Что растет после дождя?» | Волшебное заклинание | Сказка «Как собрать портфель?» | Игра «Что берем с собой в портфель?» | Дети узнали, как правильно собирать портфель. Поиграли в игру для закрепления опыта. | Волшебное заклинание | ||
7.Белочкин сон | Упр.Знакомство «Имя + любимое время года» | Волшебная дорожка | Сказка «Белочкин сон» | Инсценировка сказки по ролям | Дети проиграли сказку по ролям, закрепили полученный опыт с помощью упражнений. | Волшебная дорожка | ||
8.Госпожа Аккуратность | Игра «рыба, птица, зверь» Упр. «тепло рук» | Бусинки | Сказка « Госпожа Аккуратность» | Драматизация сказки с помощью кукол Игра «Госпожа аккуратность» по сказке | Разыграли сказку с помощью кукол. Узнали о роли дежурных в школе. | Бусинки | ||
9.Жадность | Упр. «Поймай взгляд» | Волшебная палочка | Сказка «Жадность» | Беседа о добрых поступках Упр. «Давай помиримся!» | Узнали, как избавиться от жадности. Закрепили полученный опыт с помощью упражнений. | |||
10.Волшебное яблоко (воровство) | Игра «Съедобное – несъедобное» | Волшебное яблоко | Сказка «Волшебное яблоко» | Проигрывание сказки, изобразить эмоции и чувства Вылепить из пластилина любимый фрукт | Узнали о чувстве вины и стыда, которые испытывает один из главных героев. Побывали в роли этих героев, прочувствовали все эмоции на себе. | Волшебное яблоко | ||
11.Подарки в день рождения | Упр. «Воздух, земля, вода» | Волшебный клубочек | Сказка «Подарки в день рождения» | Упр. «Подарок» Игра «Комплименты» | Познакомились с новыми упражнениями. Узнали, какие подарки можно дарить другу. Закрепили полученный опыт с помощью игр и упражнений. | Волшебный клубочек | ||
РАЗДЕЛ 3. Отношение к урокам и знаниям. | ||||||||
12.Домашнее задание | Упражнение «Кошка-собака» | Свеча | Сказка «Домашнее задание» | Проигрывание сказки, изобразить эмоции и чувства | Из сказки узнали кому и для чего его задают. Побывали в роли главных героев. | Свеча | ||
13.Школьные оценки | Упр. «Имя +любимая сказка» | Ладошки | Сказка «Школьные оценки» | Упр. «Оцени поступок» Упр. «Покажи дневник маме» | Познакомились с понятиями отметка и оценка. Научились их различать. Закрепили полученный опыт с помощью упражнений. | Ладошки | ||
14. Ленивец Фото ленивца | Игра «слушай хлопки» | Релакс. Упр.Путешествие на облаке | Сказка «Ленивец» | Инсценировка сюжета сказки на песке | Познакомились с новыми играми упражнениями. Узнали о новом животном. | Релакс. Упр Путеше-ствие на облаке | ||
15.Списывание | Игра «Что я люблю делать?» | Змейка | Сказка «Списывание» | Игра «Зеркало» Упр. «Копилка трудностей» | Узнали, к чему приводит списывание. Закрепили полученный опыт с помощью игр и упражнений. | Змейка | ||
16.Подсказка | Упр. «Огонь – лед» | Волшебный лепесток | Сказка «Подсказка» | Проигрывание сказки, изобразить эмоции и чувства | Из сказки узнали о том, что бывает, если на уроке не слушать учителя. | Волшебный лепесток | ||
РАЗДЕЛ 4. Отношение к здоровью. | ||||||||
17.Режим. Телевизор. | Упр. «молекулы» | Паутинка | Сказка «Режим. Телевизор» | Продолжи сказку о поющем цветке Беседа о режиме дня | Поупражнялись в сочинении сказки. Из беседы узнали о роли режима дня. | Паутинка | ||
18.Бабушкин помощник | Игра «Только вместе» | Ковер-самолет | Сказка «Бабушкин помощник» | Рисунок «Как вы помогаете своим родным?» Выставка рисунков | В своих рисунках дети показали, как они помогают бабушкам. | Ковер-самолет | ||
19.Прививка | Игра «Все вместе!» | Волшебный попугай | Сказка «Прививка» | Инсценировка сюжета сказки с доктором Филином Игра «Меняются местами те…» | Побывали в роли главных героев. Закрепили полученный опыт с помощью игр. | Волшебный попугай | ||
20.Больной друг | Игра «Что в мешке?» | Волшебный круг | Сказка «Больной друг» | Упр. «В лесу» | Из сказки узнали, что больных нужно навещать. Проиграли сказку. Закрепили полученный опыт с помощью упражнений. | Волшебный круг | ||
РАЗДЕЛ 5. Школьные конфликты. | ||||||||
21.Ябеда | Игра «Быстрые превращения» | Загадочные следы | Сказка «Ябеда» | Инсценировка самими детьми Рисунок понравившегося сюжета из сказки | Узнали, что быть ябедой – плохо. Проиграли сказку по ролям. Нарисовали понравившийся сюжет. | Загадочные следы | ||
22.Шапка-невидимка | Игра «Найди пару» (лесные животные) | Волшебная шапка-невидимка | Сказка «Шапка-невидимка» | Вылепить из пластилина шапку-невидимку | Узнали, как нельзя себя вести на уроке. Проиграли сюжет сказки. Из пластилина вылепили сказочные шапки-невидики. | Волшебная шапка-невидимка | ||
23.Задача для лисенка | Игра «Наперсток» | Волшебное зеркало | Сказка «Задача для лисенка» | Инсценировка сюжета сказки Рисунок сюжета из сказки | Узнали, что лгать — плохо. Проиграли сюжет сказки. Нарисовали рисунки к сказке. | Волшебное зеркало | ||
24. Спорщик | Игра «Сколько нас?» | Ритуальный танец | Сказка «Спорщик» | Инсценировка истории о гномах в песке Рисунок двух гномов(изобразить эмоции) | Узнали, что постоянно спорить – плохо. Проиграли сказку о гномах в песочнице. Нарисовали двух гномов. Узнали что такое дискуссия. | Ритуальный танец | ||
25. Обида | Игра «аэробус» | Ступа Бабы-яги | Сказка «Обида» | Инсценировка сказки про ослика самими детьми Рисунок сказочного сюжета | Познакомились с понятием «Обида». Проиграли сказку об ослике по ролям. Нарисовали понравившийся сюжет сказки. | Ступа Бабы-яги | ||
26. Хвосты | Игра «рыба, птица, зверь» | Веселый поезд | Сказка «Хвосты» | Закончи сказку Упр. «Рисуем вместе» | Сочинили концовку к сказке и сравнили ее с оригиналом. Проиграли сюжет сказки. | Веселый | ||
27. Драки | Упр. «Что было бы если…» | Волшебное заклинание | Сказка «Драки» | Упр. «Сердитая подушка» Упр. «Поссори-лись-помири-лись» | Узнали, как можно прогнать свои злинки и сердинки. Закрепили полученный опыт с помощью игр и упражнений. | Волшебное заклинание | ||
28.Грубые слова | Игра «Море волнуется раз…» | Улыбка | Сказка «Грубые слова» | Упр. «Ругаемся овощами и фруктами» Упр. «Цветочные ласки» | Из сказки узнали, что ругаться – не хорошо. Закрепили полученный опыт с помощью игр и упражнений. | Улыбка | ||
29. Дружная страна | Беседа «Учимся работать дружно» | Волшебное покрывало | Сказка «Дружная страна» | Упр. «тарелка с водой» Упр. «Один или два» | Из беседы узнали о том, как это работать дружно. Проиграли сказку о стране Неделя. | Волшебное покрывало | ||
Итоговое занятие | ||||||||
30. Гордость школы | Игра «Нос, пол, потолок» | Волшебная звезда | Сказка «Гордость школы». | Игра «Комплименты» Упр. «Аплодисменты по кругу» | Подведение итогов всех занятий. Закрепление полученного опыта от всех занятий с помощью игр и упражнений. |
Литература:
- Лабиринт души: Терапевтические сказки/ под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. – 5-е изд. – М.: Академический Проект, 2007.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. 2-е изд. Стер. – М.: Генезис, 2003.
- Пилипко Н.В. Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. / под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.
- Колеченко А.К. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб.: Речь, 2007.
- Хухлаева О. Хочу быть успешным: Методическое пособие //Школьный психолог. № 5 – М.: Чистые пруды, 2005.
- Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьнико: методическое пособие. – 2-е изд.; доп. и перераб. – М.: Глобус, 2007.
- Черняева С.А.Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2003.
- Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб.: Речь, 2006.
- Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.-Спб.: Речь.2005.