«Назови ласково»:
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.
«Скажи со словом «осенний»»:
Согласование существительного и прилагательного
Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.
«Назови, какая погода?»:
Образование качественных прилагательных
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
… дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
… сыро — сырая,
… хмуро — хмурая,
… солнечно — солнечная,
… ясно — ясная.
«Один — много»:
Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных (скажи по образцу)
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.
«Исправь ошибки»:
Поиск фактических ошибок
Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.
«Я начну, а ты закончи»:
Поиск соответствующего понятия
Люди осенью одеты, (во что?) — … ;
школьники идут с портфелями (куда?) — … ;
листья на деревьях стали (какими?) — … ;
цветы на клумбах (что сделали?) — … ;
птицы улетают (куда?) — … ;
звери делают на зиму (что?) — … ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и
огородах (что?) — ….
«Скажи наоборот»:
Поиск антонимов
Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная, …
холодная — жаркая
«Подбери слова»:
Цель: расширять словарный запас детей, уточнять значение слов. Развивать мышление.
Моросит (дождь).
Дует (ветер).
Вянет (трава).
Желтеют (листья).
Опадают (листья).
Льет (дождь).
Улетают (птицы).
Созревают (овощи, фрукты).
Собирают (урожай).
«Приметы осени»:
Цель: уточнять представления детей об основных приметах осени. Учить составлять предложения по опорным схемам. Развивать мышление, воображение.
Материал: схемы, обозначающие небо, дождь, деревья, урожай, птиц, животных, людей.
Ход игры
Предложить детям взять карточки схемы и составить предложения о приметах осени
Цель: упражнять в подборе прилагательных.
Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, «очей очарованье», расписная, пестрая)
Какими словами можно сказать об осеннем лесе? Лес осенью какой? (задумчивый, унылый, тихий, настороженный, притихший, грустный, молчаливый, одинокий, словно терем расписной, золотой, багряный, лиловый, завороженный, опустевший, красочный, живописный)
Деревья осенью какие? (красочные, разноцветные, пестрые, зеленые, желтые, оранжевые, яркие, голые, обнаженные)
Листья осенью какие? (разноцветные, зеленые, желтые, ярко-красные, желто-красные, желто-зеленые, оранжевые, бурые, пестрые, сухие, мокрые)
«Кто больше назовет действий?»
Цель: упражнять в подборе слов, обозначающих действия предметов.
Что можно сказать о листьях осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат)
Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше)
Что еще можно сказать о солнце? (светит, греет, восходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает, согревает, отдает свое тепло)
Что можно сказать про солнышко, какое оно? (ласковое, доброе, лучистое, желтое, красное, яркое, теплое, жаркое, огненное)
Что делают птицы осенью? (улетают в теплые края, собираются, в стаи, готовятся к перелету)
«Умный словесник»:
Цель: упражнять в подборе имен существительных: игра обогащает словарный запас детей.
Листья растения, дерева, куста — (листва).
Опадание листьев осенью — (листопад).
Отражение звука от предметов, отзвук — (эхо).
Осадки в виде водяных капель — (дождь).
Движение воздуха над землей — (ветер).
Мельчайшие капли воды в воздухе — (туман).
Масса мельчайших капель воды в атмосфере — (облако). Большое темное облако, из которого может пойти дождь, снег, град — (туча).
Яркий свет в небе во время грозы, сопровождаемый громом — (молния).
«Все наоборот»
Цель: развивать связную речь (умение строить сложное предложение доказательной формы высказывания); упражнять детей в установлении причинно-следственных связей.
Вариант 1. Игровые действия: подбирать слова-антонимы.
Объявляется минута «Все наоборот». Я буду называть слова, определения, а вы не соглашайтесь со мной, отвечайте словом – «наоборот» (антонимом).
Осень ранняя — осень поздняя.
День веселый — грустный.
День солнечный — пасмурный.
Время холодное — теплое, жаркое.
Облако белое — черное.
Вариант 2. Игровые действия: подбирать слова-антонимы.
Лето жаркое, а осень — … (холодная).
Лето засушливое, а осень — … (мокрая, дождливая).
Весна ранняя, а осень — … (поздняя).
Весной дни длинные, а осенью — … ( короткие).
Летом поля с урожаем, а осенью — … (пустые).
Летом яблоки зеленые, а осенью — … (спелые). И т. д.
Вариант 3. Игровые действия: находить ошибку в предложенной фразе, исправлять ее, объяснять свой выбор.
Педагог предлагает заведомо ложное высказывание. Дети придумывают как можно больше опровержений этой фразы.
Если фраза с ошибкой, топните ногой и поднимайте руки для правильного ответа. Если фраза правильная, хлопайте в ладоши.
Осенью все деревья становятся голыми.
Медведица вышла из берлоги и увидела листопад.
Журавли вылетают из скворечников в теплые края.
Осенью вся земля укрыта снегом.
Осенью люди загорают в майках и шортах.
Зимой ласточки склевали все вишни с яблони. И т. д.
Прослушать предложения и ответить на вопросы:
Наступила золотая осень. Осень какая? (Осень золотая.)
На небе серые тучи. Тучи какие? (Тучи серые.)
Моросит холодный дождь. Дождь какой? (Дождь холодный?)
Мало светит осеннее солнце. Солнце какое? (Солнце осеннее.)
Желтые листья падают на землю. Листья какие? (Листья желтые.)
Земля похожа на красивый ковер. На какой ковер? (На красивый ковер.
Почему говорят, что осенью земля похожа на красивый ковер?