Право на образование гарантировано ребенку обществом с раннего возраста и одним из его аспектов является возможность посещать детский сад. Работа педагогов, специалистов, услуги детского сада для детей с ОВЗ и детей-инвалидов востребованы родителями, нужны детям.
Следовательно, актуальная задача для дошкольного учреждения это разработка эффективной социализирующей модели развития и обучения детей с ОВЗ в том числе детей-инвалидов, а также помощь семьям, их воспитывающим.
Отсюда вытекают три основных направления, по которым мы работаем:
— коррекционно-образовательная работа с детьми;
— педагогическое просвещение и психологическая помощь родителям;
— обучение педагогов ДОУ организации работы с детьми с ОВЗ в том числе с детьми-инвалидами.
На данный момент наш детский сад посещают 32 ребенка-инвалида в числе которых, дети с умственной отсталостью, дети с синдромом Дауна, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с расстройством аутистического спектра (РАС).
Это особые дети они не лучше и не хуже обычных, они другие. И работать с ними необходимо по особому.
Коррекционная работа в нашем детском саду осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование и педагогами, прошедшими обязательную курсовую подготовку.
Виды коррекционно-образовательной работы и ее содержание в нашем детском саду определяются адаптированной основной образовательной программой учреждения (из программы):
Взаимодействие специалистов в процессе коррекционной работы
Коррекционную работу реализуют: учитель-логопед, воспитатель, учитель-дефектолог (тифлопедагог), педагог-психолог, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, инструктор по физической культуре.
В адаптированной программе представлены направления и содержание работы всех педагогов и специалистов, оказывающих поддержку детям-инвалидам.
Должность |
Направление работы | Содержание работы |
Воспитатель |
|
|
Структура и содержание индивидуальной образовательной программы
1. Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя ребёнка, год обучения), гриф утверждения руководителем.
На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.
2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена индивидуальная образовательная программа.
3. Краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечне сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток и указываются специалисты, реализующие программу.
4. Индивидуальный образовательный маршрут, раскрывающий содержание индивидуальной программы на определенном году обучения. Содержательное наполнение данного компонента соответствует образовательным областям АООП ДОУ.
5. Требования к результатам освоения программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания программы в рамках обозначенных выше компонентов»
Алгоритм составления индивидуальной образовательной программы
1. Титульный лист
-
наименование учреждения
назначение программы
срок реализации
адресность программы (фамилия, имя ребёнка, год обучения)
гриф утверждения руководителем.
специалист, который является ответственным за реализацию программы.
2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена индивидуальная образовательная программа.
3. Специалисты, реализующие индивидуальную образовательную программу в учреждении:
№ п/п | Ф И О | должность педагога | образование | категория |
1 | учитель-логопед | высшее профессиональное | высшая квалификационная категория | |
2 | воспитатель | среднее профессиональное | соответствие занимаемой должности | |
3 | воспитатель | среднее профессиональное | соответствие занимаемой должности | |
4 | педагог-психолог | высшее профессиональное | высшая квалификационная категория | |
5 | инструктор по ФК | высшее профессиональное | 1 квалификационная категория | |
6 | музыкальный руководитель | высшее профессиональное | 1 квалификационная категория | |
7 | педагог по изодеятельности | высшее профессиональное | 1 квалификационная категория |
4. Индивидуальный образовательный маршрут, раскрывающий содержание индивидуальной программы на определенном году обучения
направления | содержание (по результатам обследования) |
Психологическое (педагог-психолог) | |
Специальное (учитель-дефектолог) | |
Специальное (учитель-логопед) | |
Педагогическое (воспитатель, музыкальный руководитель, педагог по изодеятельности, инструктор по физической культуре) |
5. Содержательное наполнение данного компонента соответствует образовательным областям АООП ДОУ.
Разделы программы. Задачи воспитания и обучения. | Особые отметки |
Познавательное развитие (воспитатель) | |
Ознакомление с миром природы. | |
учить наблюдать за сезонными изменениями в природе | |
Приобщение к социокультурным ценностям | |
знать свои имя, фамилию, свой возраст, имена и отчества родителей, имена братьев, сестёр, бабушки и дедушки | |
Формирование элементарных математических представлений (воспитатель) | |
учить различать и правильно называть цвета: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, синий, фиолетовый, коричневый, белый, чёрный | |
Речевое развитие | |
Чтение художественной литературы (воспитатель) | |
развивать интерес к художественной литературе, умение слушать литературные произведения различных жанров | |
Речевое развитие (учитель-логопед) | |
уточнение и постановка неправильно произносимых звуков | |
автоматизация изолированного звука | 02.10.2017-ш |
автоматизация звука в слогах, словах, фразовой речи, в повседневной речи (в отражённом повторении за воспитателем и в самостоятельном проговаривании) | 27.10.2017-ш, л |
Социально-коммуникативное развитие(педагог-психолог, воспитатель) | |
в дидактической игре учить детей с помощью слуха, зрения и осязания определять свойства предметов и материалов, из которых они сделаны | |
Эмоционально-волевая сфера (педагог-психолог) | |
развитие познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, через игры, упражнения и мероприятия. | |
Физическое развитие (инструктор по физической культуре) | |
развитие координационных способностей | |
Художественно-эстетическое развитие (музыкальный руководитель) | |
развитие координации и ритмизации движений | |
Художественно-эстетическое развитие (педагог по изодеятельности) | |
развитие умения соотносить предметы по форме, по величине |
6. Требования к результатам освоения программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания программы в рамках обозначенных выше компонентов.
Для регуляции деятельности воспитателей и специалистов, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов у нас
— создана служба психолого-педагогического сопровождения (СППС);
— на 1 сентября утверждено положение о СППС;
— издан приказ заведующего о создании службы и также приказом закреплены ведущие специалисты за каждым ребенком;
— на заседаниях СППС распределяются обязанности, составляется план работы на год и план работы с детьми-инвалидами;
— все принятые решения оформляются протоколами и приказами заведующего;
— в годовом плане на 1 сентября отражен: план работы службы психолого-педагогического сопровождения (СППС) ребенка—инвалида (Приложение 3).
На 1 октября у нас были готовы индивидуальные образовательные программы для каждого ребенка-инвалида. Программа хранится у ведущего специалиста, закрепленного за ребенком
Каждый выполняет свою работу, но она подчинена одной цели – социальной адаптации (позитивное отношение к семье, обучению, труду, обществу, жизни)
Родители воспитанников взаимодействуют с педагогами по вопросам реализации программы и коррекции психологических, речевых и зрительных нарушений. Им оказывается психологическая помощь, поскольку наиболее частый вопрос, который они задают сами себе и окружающим,
— «Кто виноват?». Сотрудники детского сада переориентируют их на вопросы: Что делать? Как принять окружающий мир, себя, своего ребенка таким, какой он есть? Через собрания, консультации, чаще с родителями проводятся индивидуальные беседы (они более эффективны), родители принимают активное участие в проектах, больше родителей стали посещать дни открытых дверей.
В помощь педагогам в методкабинете собран материал: информация для родителей, информация для педагогов.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мы наработали определенную систему работы с детьми с ОВЗ и их родителями, которую будем в дальнейшем совершенствовать.