Тема урока: Рассказ Василия Ивановича Белова «Малька провинилась».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели и задачи урока:
1. Познакомить учащихся с произведением В. Белова «Малька провинилась».
2. Способствовать формированию таких основ читательской самостоятельности, как умение правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), самостоятельно определять жанр и тему прочитанного, выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.
— Развивать осмысленность и выразительность чтения.
— Включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность.
— Продолжать работу над развитием связной речи учащихся.
3. Воспитывать интерес детей к чтению и обогащать их читательский опыт через систему упражнений с литературным произведением.
Оборудование урока:
Учебник: Кац Э.Э. Литературное чтение: 3 класс, 1 часть.
Выставка детских иллюстраций к произведению В. Белова «Верный и Малька», интерактивная презентация.
Ход урока:
Организационный момент, определение темы урока, самостоятельное целеполагание
Учитель:
Мы гостей встречаем нынче
В деревеньке необычной.
— Как вы думаете, в какой?
Ученики: Деревне Тимониха Вологодской области
Учитель: Чем она примечательна?
Ученики: В этой деревне родился писатель В.И. Белов
Учитель: На прошлом уроке мы читали рассказ про собаку Мальку.
(На доске иллюстрации к рассказу Василия Белова «Верный и Малька»)
— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Василия Белова.
Эпиграфом к нашему уроку может стать пословица:
Каждой матери свое дитя мило.
Учитель: Определите первую часть темы этого урока, учитывая, что сегодня вы познакомитесь с новым произведением этого же автора.
(На доске записывает имя и фамилия автора)
Учитель: Чтобы определить вторую часть темы урока и название произведения, вам нужно прочитать, что зашифровано на доске и объяснить, как вы прочитали (Сначала нужно прочитать заглавные буквы, а затем строчные).
«М про А ви Л ни Ь ла К сь А»
Ученики: Название произведения «Малька провинилась».
На доске запись: Василий Белов «Малька провинилась»
Учитель: Назовите тему урока полностью.
— Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.
Опорные слова на доске:
Цель:
* расширить знания о …;
* познакомиться с …;
* учиться … .
Ученики:
— расширить знания о жизни и творчестве Василия Белова;
— познакомиться с произведением Василия Белова «Малька провинилась»;
— учиться анализировать произведение «Малька провинилась».
Проверка домашнего задания
Учитель: А сейчас давайте вспомним произведение «Верный и Малька». Дома вы нарисовали иллюстрации к отрывку, который вам понравился и подготовили выразительное чтение этого отрывка.
Дети читают отрывок выразительно. (4-5 учеников). В паре находят место, к которому нарисована иллюстрация.
Учитель: Вспомните, что вы знаете о Василии Ивановиче Белове?
Ученики: Когда началась Великая Отечественная война, Василий Белов учился во 2 классе. Он был почти такого же возраста, как мы. Из воспоминаний детства ему больше всего запомнились постоянный голод и любовь к чтению.
У отца имелась небольшая библиотечка. Все книги из домашней библиотечки Вася изучил во время войны от корки до корки. Иногда специально растягивал удовольствие и читал книгу медленно, чтобы надолго хватило. Любимой книжкой была книга А.П. Гайдара «Дальние страны».
Работа над новой темой:
Учитель: Просмотрите видеосюжет о В.И. Белове. Какие новые факты биографии узнали?
Дети рассказывают новые сведения.
Учитель: Вспомните первую часть нашей цели урока. Что вы можете сказать?
Ученики: Расширить знания о жизни и творчестве Василия Белова. Первую часть цели мы реализовали.
Учитель: Назовите вторую часть нашей цели.
Ученики: Познакомиться с произведением Василия Белова «Малька провинилась»
Учитель: В произведении вам встретится новое слово, значение которого нужно уточнить.
Учитель: Какое слово вы прочитали?
Ученики: Кутенок.
Учитель:
— Как вы понимаете его значение?
— Значение этого слова найдите в словаре Ожегова.
Ученики: Кутенок – щенок собаки.
Учитель: Как вы думаете, о чем хотел нам рассказать Василий Иванович Белов в своём произведении «Малька провинилась»? (Прием смыслового чтения «Дерево предсказаний»)
Ученики: О том, что животные тоже могут провиниться.
Учитель: В чем могла провиниться Малька?
Ученики:
— Она могла украсть еду.
— Могла убежать.
— Укусить.
Учитель: Как ее могли наказать за провинность?
Ученики:
— Оставить без еды.
— Выгнать.
— Проверим наши предположения. Послушайте произведение Василия Белова «Малька провинилась».
(Учебники закрыты, читает учитель)
Приём «Чтение с остановками» (прием смыслового чтения).
(Чтение 1 части)
Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.
Учитель: Как вы думаете, кого ругала хозяйка?
Ученики: Хозяйка ругала Мальку.
Учитель: За что?
Ученики: Она что-то натворила.
(Чтение 2 части)
Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка.
Учитель: Наши предположения совпали? Кого ругала хозяйка?
Ученики: Да.
Учитель: За что?
Ученики: За то, что у нее появились щенки.
Учитель: А теперь давайте представим, что может сделать Лидия с щенятами?
Ученики:
— Отдать в хорошие руки.
— Раздать.
— Унести в лес.
(Чтение 3 части)
Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала:
— Ладно, пускай живут.
Потом я слышал, что одного щенка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню.
Однажды смотрю:…
Учитель: Наши предположения совпали? Что сделала Лидия со щенками?
Ученики: Одного щенка отдала трактористу, второго Лидия отнесла в соседнюю деревню.
Учитель: Что мог увидеть автор?
Ученики: Соседей, как они обращаются с щенками.
(Чтение 4 части)
Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.
Учитель: Мы правильно предположили, с кем могла произойти встреча?
Ученики: Нет. Он встретил Мальку.
Учитель: Как вы думаете, куда бегала Малька каждый день?
Ученики: Просто гулять.
— К своему щенку.
(Чтение 5 части)
Спросил у Лидии:
— Куда это Малька каждый день бегает?
— Да кормить! – весело пояснила Лидия. – Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.
Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.
Учитель: Так куда же и зачем бегала Малька каждый день?
Ученики: Малька каждый день бегала в чужую деревню кормить своего сынка.
Учитель: Понравилось ли вам это произведение? Почему?
Высказывания детей.
Самостоятельная работа с произведением:
Учитель: Объединитесь в пары. Ещё раз перечитайте произведение и определите его жанр. Обоснуйте свой ответ. Составьте вопросы по тексту (прием смыслового чтения «Читаем и спрашиваем»)
Ученики: Мы прочитали рассказ, т.к. присутствуют признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое количество героев, описание одного сюжета.
Учитель: Назовите вторую часть нашей цели. Что можете сказать?
Ученики: Познакомиться с произведением Василия Белова «Малька провинилась». Вторую часть цели мы реализовали.
Работа над пониманием прочитанного и выразительностью чтения.
Учитель: Назовите третью часть нашей цели.
Ученики: Учиться анализировать произведение «Малька провинилась».
Учитель: Кто нам рассказывает этот текст? Как вы догадались?
Ученики: Текст нам рассказывает автор, так как повествование ведется от первого лица: «я».
Учитель: Перечислите главных героев этого рассказа.
Ученики: Малька, Лидия, автор.
Учитель: Как относилась хозяйка к своей собаке?
Ученики: Хозяйка ругала собаку, а автор ее уважал.
— Хозяйка собаку ругала, но любила, жалела. Автор восхищался ее поступком.
Учитель: Мнения разделились. Прочтем рассказ еще раз и посмотрим, как автор и хозяйка относились к Мальке и к её поступкам.
Учитель: Как же Лидия относилась к Мальке? Подтвердите это словами из текста.
Ученики: Лидия любила свою собаку. (Читают строки из текста)
Учитель: С каким чувством хозяйка рассказывала: куда бегает Малька каждый день?
Найдите в тексте.
— Прочитаем этот отрывок выразительно.
Учитель: А что открыл для себя автор? Докажите это открытие словами.
— Как нужно читать эти строки?
— Прочитаем этот отрывок выразительно.
— Чему можно научиться у Мальки?
Ученики: У собаки Мальки можно научиться преданности, верности, упорству, смелости.
Рефлексия
Учитель: Любовь матери к своему ребёнку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребёнка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая, неказистая собачка, у которой оказалось доброе сердце.
Учитель: Итак, как звучит третья часть цели урока?
Ученики: Учиться анализировать произведение «Малька провинилась».
Учитель: Что вы можете сказать?
Ученики: Мы ее реализовали.
Учитель: Давайте составим синквейн (прием смыслового чтения).
Ученики:
Любовь.
Преданная, верная.
Заботиться, бережет, любит.
Любовь матери – сильное чувство.
Тепло.
Учитель: Какие выводы вы сделаете для себя, чему научил вас этот рассказ? Но не торопитесь на них отвечать, поразмышляйте, обсудите ответ с товарищем, затем выскажите свое мнение.
Ученики: Нужно заботиться о братьях наших меньших.
— Надо любить тех, кто находится рядом.
— Любить своих родителей, потому что ради нас они готовы на все.
Домашнее задание: Дома научиться читать рассказ выразительно, подготовить краткий пересказ.
По желанию можно нарисовать понравившийся эпизод из рассказа.