Цели урока:
— обобщить и систематизировать в форме занимательной игры знания об имени существительном;
— способствовать развитию у школьников познавательных процессов (речи, мышления, памяти, воображения, внимания);
— воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в замечательную страну Морфологию. Ваши знания, смекалка и находчивость помогут нам совершить это путешествия.
Как вы знаете, в каждой стране есть главный город. Как он называется? (Столица.) В нашей сказочной стране тоже есть столица – город Имя Существительное. Именно в нем и предстоит побывать нам.
Имя существительное – хлеб языка.
Лев Успенский
Ребята! Докажите справедливость этого утверждения.
Сообщения учащихся.
1. Имя существительное – важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительные появляются в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребёнок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.
2. Имя существительное – наиболее самостоятельная часть речи. Уже от них образуются прилагательные. Первоначальные сочетания зелень – трава, камень – стена, камень – хлеб, рать – сила постепенно преобразуются в сочетания зеленая трава, каменная стена, черствый хлеб, сильная рать… И до настоящего времени в фольклоре сохраняются древние выражения жар – птица, сапоги – скороходы, скатерть – самобранка, меч – самосек.
3. К.Г Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как это самая представительная часть речи. В русском языке на каждые сто слов приходится сорок имен существительных. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.
Учитель: Я предлагаю вам прослушать несколько строк из стихотворения А. Фета. Это стихотворение имеет свою особенность, а какую, вы сейчас сами поймете и скажите. (Учитель читает вслух стихотворение, которое имеется у каждого ученика на парте).
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л.Н. Толстой так писал об этом стихотворении: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Из 22 слов стихотворения – 14 существительных, 6 прилагательных, 2 служебных слова. А получается удивительная чудесная картина ночи, ночного пейзажа.
Учитель: Сделайте вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической в частности. (С помощью существительных можно нарисовать картину природы, портрет и т.д.)
Таким образом, мы доказали справедливость слов Л. Успенского.
Пока мы слушали этот интересный рассказ, дорога привела нас в город Имя Существительное. Но попасть туда сразу нельзя: он надежно охраняется. Чтобы попасть за ворота, нужно вспомнить и написать без ошибок слова, изученные в теме «Имя существительное».
Словарный диктант.
Великая Отечественная война, ворота, чернила, молодежь, фарфор, цемент, щавель, свекла, хлопок, республика, апельсин, мандарин.
Все успешно справились с заданием, и нас пропустили в город. Здесь живут имена существительные. Все куда-то торопятся. Спешат существительные, дающие названия предметам окружающего мира. Назовите их (река, гора, лес…). За ними – существительные, дающие названия явлениям природы (ветер, оттепель, гололедица…). Стройными колонами маршируют существительные – названия событий (праздник, олимпиада, соревнования…). Спокойно идут существительные, обозначающие признак как предмет (смелость, отвага, трусость…). Их обгоняют существительные, обозначающие действие как предмет (сомнение, косьба, бег, колебание …).
Мы проходим по улицам Собственная и Нарицательная.
– Что вы можете рассказать о жителях этих улиц?
– Чем гордятся собственные имена существительные?
– Почему жители этих улиц могут переходить с одной улицы на другую?
Ребята, выполните задание:
Город, птица, теплоход («Орел», Орел, орел.)
Журнал, яркий (огонек, «Огонек»
– Ребята, какие улицы в нашем селе названы в честь героев?
Сообщения учащихся. (Об улице Федько)
Учитель: Идем дальше по городу Имя Существительное и видим улицы Склонений, на которые мы можем попасть только через улицы Мужского, Женского, Среднего рода.
Распределите данные существительные по типам склонений.
Тополь, брошюра, рожь, цыган, местность, смелость, луч, шалаш, циркуль, шорох, цифра, чувство, аллея, ветка, ветвь, ель, елка.
Задержимся на улице 3го склонения. Её постоянный житель – мягкий знак. Подберите к данным словам синонимы – имена существительные с основой на шипящую. Графически объясните написание \ отсутствие Ь на конце слов:
Доктор (врач), поддержка (помощь), неправда (ложь), родник (ключ), сила (мощь), друг (товарищ), безветрие (тишь), сильный вихрь (смерч), суп со свеклой и другими овощами (борщ).
(Решение) задач, (много) луж, из-за туч, рощ.
Учитель: Путешествуем дальше по улицам города. Но, кажется, мы заблудились и попали в тупик Ошибок. Посмотрите на деревья, которые здесь растут. Они раскидывают свои цепкие ветки – руки и приглашают отведать «двоечных» плодов. Но мы-то знаем, что плоды эти ядовиты. Чтобы выбраться из тупика Ошибок, нужно выполнить задание по карточкам. Кто не справится, тому достанутся плоды ядовитого дерева. Вот карточки:
Трудное фамилие, огромная рояль, печеная картофель, железная рельса.
Уехал из Сахалина, выйти с класса, приезжать в Урал, пришёл со школы, вернуться с похода.
Песни болгаров, нет макаронов, много апельсин, килограмм яблок, пара носков.
Учитель: Выбравшись из тупика Ошибок, мы сразу попадаем на Падежный проспект. Он назван в честь братьев – Падежей. Вы не забыли, как их зовут? А знаете ли вы, что кое – кто с ними не в ладах? Вот послушайте стихотворение (читает подготовленный ученик).
Ленительный падеж
Спросили Лежебокина: | Давать, делиться чем-нибудь |
Учитель: Как и везде, на Падежном проспекте нужно выполнить задание:
– Просклонять существительное площадь.
Правильно выполненное задание выведет нас на площадь Орфографии.
Учитель: Но вы, ребята, наверное, устали? Давайте отдохнем в парке.
Падежный проспект упирается в два парка: Единственного и Множественного числа.
Физкультминутка. Сыграем в одну игру “Много или мало”. Я буду называть слова, а вы, если это существительное единственного числа – присядьте, множественного – встаньте и обе руки поднимите вверх. (Кто из детей неправильно выполняет задание, садятся на свои места).
Все ли жители могут гулять свободно в том или другом парке?
Давайте выполним задание – игру “Третий лишний”:
Листва, окна, дома.
Прятки, ученики, чернила.
Гвозди, молотки, тиски.
(Есть существительные, которые имеют форму только единственного или множительного числа).
Учитель: Однако нам пора дальше. Вот площадь Орфографии. Нам предлагается задание: вставить пропущенные буквы Е или И
говорили о станци…, повест…, дорог…
учебники по литератур…, биологи…,физик…
росли на берез…,топол…,сирен…
побывать в планетари…, Сибир…, Киев…
рассказать о книг…, случа…,решени…
Мы долго гуляли и вышли на набережную. Оказывается, город Имя Существительное расположен на реке Морфология. Располагайтесь, ребята, на берегу и постарайтесь быстро выполнить морфологический разбор существительного.
Вскоре я заметил на высокой ели гнездо белки.
Через реку Морфология построен мост. Его охраняют параграфы, которые предлагают вам интересную игру.
1. Образуйте множественное число от существительных:
Тренер (тренеры), профессор (профессора), месяц (месяцы), торт (торты), офицер (офицеры), доктор (доктора), столяр (столяры), учитель (учителя).
2. Образуйте родительный падеж множественного числа от существительных:
Много (дела, места, чулки).
Нет (яблоки, помидоры, инженеры, солдаты)
На окраине города есть дома, жильцов которых мы должны «опознать». Выполните задание (вставьте пропущенную букву) и сделайте вывод, кто живет в этих домах:
Чертеж…м, пальц…м, ш…пот, ш…лк, ш…л, огурц…в, ч…рствый, улиц…й, борц…м, со свеч…й, ж…лтый, крыж…вник, ш…рох, капюш…н, полотнищ…м, ж…лудь,плащ…м.
Учитель: А теперь обратите внимание на окружное шоссе вокруг города. Дорога очень странная. Она обозначена разными линиями: простой, двойной, пунктирной. Почему? (Имя существительное может играть разную синтаксическую роль).
Определите, каким членом предложения является выделенное существительное:
Издавна прославляли свою землю русские мастера.
Холодная сырость выползала из кустов.
На берегу разводят костры рыбаки.
Лес окутал густой туман.
Большие знания – богатство.
Учитель: Ребята! Вот и закончилось наше путешествие в страну Морфологию.
Вы, конечно, понимаете, что это была игра, но мы с вами вспомнили многие правила, закрепили их, выполнили задания. Впереди у нас еще не одно путешествие.
Что бы вы рассказали друзьям, родным о существительном, побывав в городе Имя Существительное?
Домашнее задание: сочинить сказку об имени существительном.