Учебное исследование – размышление «Это — память, противящаяся забвению»


Автор: Диана Алексеевна Афанасьева
Место работы: МБОУ СОО "Школа №2 г. Облучье"


Как часто мы слышим фразу: дети- это главное в жизни человека. Именно они — наше будущее. Мы к этому привыкли и даже никогда не задумываемся о том, что так бывает не всегда.

Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Холокост. Именно эти события показали, что дети оказались самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов. Согласно нацистской идеологии, убийство детей из «нежелательных» или «опасных» групп, рассматривалось как часть «расовой борьбы». Таким образом, было убито 1.5 миллиона детей, включая более миллиона евреев и десятки тысяч цыган, немецких детей с физическими и умственными недостатками, находившихся в лечебницах, польских детей и детей, проживавших на оккупированной  территории Советского Союза. Еврейские и некоторые нееврейские подростки (13-18 лет) имели шанс выжить в том случае, если они могли быть использованы как рабочая сила.

Холокост – величайшая трагедия еврейского народа. Пострадали многие ни в чем неповинные люди, и мы должны помнить об этом, т.к. сегодня ещё страдают и даже погибают люди от того, что они другой национальности, религии. А ведь мы, люди, и как говорил академик Д.С.Лихачев: « Мы все равны под небом и на земле, независимо от цвета кожи, религии, нации».

Так что же такое Холокост?  Это осознанное уничтожение еврейского народа и главное – детей, чтобы не было продолжения их нации. Это бесчеловечное злодеяние, совершенное людьми против невиновных людей и главное детей. Они не просто убивали, они убивали с особой жестокостью – закапывали живьем детей, сжигали.  Эта трагедия показывает нам, что мир очень хрупкий и зло может его разрушить, если не знать, молчать и не бороться.

Не только в России, но и на Западе далеко не все школьники знают о Холокосте. Да и сама историческая память о Второй мировой войне, о преступлениях нацистов с каждым новым поколением куда-то уходит, заслоняется более близкими и, казалось бы, важными событиями.

В нашем недавнем прошлом о трагедии Холокоста на советской земле школьные учебники не упоминали. Сегодня мы много об этом слышим. Уроки истории, Вахты Памяти в школе, внеклассные мероприятия дают нам возможность осознать слова писателя Василия Гроссмана, который писал о жестокости Холокоста: «Это не смерть на войне с оружием в руках, это смерть людей, где-то оставивших дом, семью, поле, песни, книги, традицию, историю. Это убийство древа жизни, смерть корней, не только ветвей и листьев. Это убийство души и тела народа… Это уничтожение народа.»

Как нам, еще детям, понять это? Наверное, надо знать об этих событиях, тогда придет и понимание.

Когда я читала, изучала Интернет- источники об этих событиях, меня заинтересовало, а что знают мои одноклассники о людях, которые спасали детей во время Холокоста. Ведь такие люди были, мы знаем об этом из уроков истории. В учебниках по истории упоминается имя Януша Корчака, учителя, врача и просто Человека. А кто он?

Поэтому я провела небольшой опрос среди одноклассников и решила написать об этом удивительном человеке.

В обществе и современном воспитании очень не хватает любви, особенно любви к ребенку, а жизнь и подвиг Януша Корчака является примером любви и уважения к ребенку.

Цель исследования: знания школьников 8 А класса « Школы №2 г. Облучье» о Холокосте и Януше Корчаке.

Задачи исследования:

  • Провести анкетирование среди учащихся 8 класса « Школы №2 г. Облучье»
  • Рассказать учащимся 8 класса про подвиг Януша Корчака.
  • Сделать выводы

Субъект исследования: учащиеся 8 А класса

Объект исследования: Холокост, судьба Януша Корчака

Методы исследования: анализ Интернет- источников, итогов опроса одноклассников

Историю судьбы великого человека Януша Корчака можно и нужно начинать с завершения его жизненного пути. С подвига, о котором знают все: он ведёт отряд детей из своего приюта на поезд, увозящий их в Треблинку- концентрационный лагерь, откуда возвращаются только «пеплом».

Летом 1942 года вышел приказ о депортации сирот в концлагерь. Никто не знал, куда их отправляют. Януш чувствовал, что добром это не закончится, поэтому пытался убедить немцев, что дети отличаются особым трудолюбием, могут приносить пользу, например, в пошиве одежды для немецкой армии. Он всеми силами старался сохранить им жизнь, но 6 августа 1942 всех 192-х воспитанников депортировали в концлагерь Треблинка. Вместе с ними отправился Корчак, его подруга Стефания и ещё 8 человек.

Корчака не раз пытались спасти, ведь на тот момент его имя было известно далеко за пределами Польши. Он отверг все предложения, сказал, что не может оставить детей. Даже во время погрузки в вагоны, он мог спасти свою жизнь. К нему подошел один из офицеров СС, спросил, не он ли автор «Короля Матиуша», и когда Януш подтвердил, то офицер предложил ему свободу. Корчак спросил, а дети, какова их судьба. Последовал ответ, что они отправятся в лагерь, а он может не садиться в вагон. Ответом ему послужил злой хлопок вагонной двери, закрывшейся изнутри. «Вы ошибаетесь. Дети — прежде всего». Это был ответ человека, горячо любившего детей, человека, пожертвовавшего своей собственной жизнью во имя детей.

Януш Корчак родился 22 июля 1878 года, умер 6 августа 1942 года. Знаменитый на весь мир польский педагог, общественный деятель и писатель, некоторое время проработал врачом. Учился Януш Корчак в варшавской русской гимназии. С 15 лет подрабатывал репетиторством. В 1905 году Януш закончил обучение в Варшавском медуниверситете и стал врачом. Как военный лекарь участвовал в Русско-японской войне. С 1907 года практиковался в детских больницах Берлина, Франции, Англии. Оставив в 1911 году работу врача, Януш основал для еврейских детей «Дом сирот». Здесь он вводит новаторскую для того времени систему детского самоуправления.

Корчака призвали в армию в 1914 году. Вначале он руководил отделением в полевом дивизионном госпитале, потом оказался в приюте для детей-сирот из Украины, располагавшимся недалеко от Киева. Там Януш познакомился с Марией Фальской, которая тоже стала его сотрудницей. Вернувшись в Варшаву, Януш Корчак руководил детскими приютами, не прекращал преподавательской деятельности, выступал на радио, а также читал лекции в Свободном польском университете. На протяжении 1919 — 1936 гг. Корчак участвует в работе интернета «Наш дом», применяет новаторские педагогические методики.

Корчак за свою жизнь написал больше 20 книг, посвященных воспитанию детей.

Книгу под названием «Как любить ребенка» Януш начал писать в военные годы. В 1919 году он выпустил первую трилогию которая получила название «Ребенок в семье». В 1920 году она появилась из печати в полном объеме. Эта книга- своеобразное педагогическая кредо Корчака, в котором он объявил о праве каждого ребенка на смерть, на жизнь и возможность оставаться самим собой. Впоследствии он постоянно отстаивал эти права детей, это стало частью его жизни , профессии. Корчак выступал в качестве адвоката, защитника тем детям которые нуждались в его защите. Причём поддержка зачастую оказывалась в несколько сферах- медицинской, педагогической, писательской.

Януш был уверен, что ребенок должен воспитываться в семье, а в случае отсутствия таковой, в обществе своих ровесников.

С началом Второй мировой войны сотрудники детского дома не уходили с работы круглыми сутками. Вместе с ними в «Доме сирот» находился и Януш Корчак. Каждый прожитый день был наполнен героизмом и самоотверженностью. В сентябре 1939 состоялось его последнее выступление в эфире радио, где он призывал всех сохранять спокойствие.

С момента, когда Германия вторглась в Польшу, Корчак находился в постоянном поиске средств на содержание детского дома. Летом 1940 года он вывез всех воспитанников на отдых в летний лагерь в Вавере. Осенью того же годы оккупационные власти издали приказ о выселении еврейского приюта в здание гимназии имени Розлеров. Самого Корчака арестовали за то, что он не носил повязку с нарисованным на ней звездой Давида, как было приказано всем евреям.

Спустя год, осенью 1941 года приют снова переселили, на этот раз они переехали в помещение Общества работников торговли. Корчак продолжает искать источники финансирования для своего приюта, старается загладить безысходность положения, прилагает максимум усилий, чтобы дети жили в таких же условиях, что и до начала войны. В начале 1942 годы Януш возглавил ещё один приют для сирот — «Главный дом прибежища». В мае того же года он начал вести «Дневник», где в хронологическом порядке записывал все ужасы оккупационного периода.

Смерть настигла Януша Корчака 6 августа 1942года, в газовой камере концлагеря Треблинка, куда он шагнул со своими воспитанниками. Двое самых маленьких детей сидели у него на руках, он рассказывал им какую-то веселую историю, чтобы они не испугались.

Практическая часть

Для достижения поставленной цели я провела анкетирование среди учащихся 8 а класса, моих одноклассников. Собрав необходимые данные и проанализировав полученную информацию, я получила следующие результаты.

На вопрос: Знаете ли вы, что такое Холокост?, 100% учащихся (17 человек) ответили утвердительно: они знают, что такое Холокост. А вот вопрос о герое-учителе, вместе со своими воспитанниками, вошедшим в газовую камеру, имея возможность избежать этого, только у 10 человек (58 % опрошенных) не вызвал затруднения. Они ответили –да, знают.

На вопрос: а почему этот человек известен, 58 % участвующих в опросе ответили: он погиб в газовой камере во время Холокоста. И это был самый распространенный ответ.

Таким образом, на основе анализа полученных ответов, я могу сделать следующие выводы: мои ровесники сегодня знают о Холокосте, знают об Януше Корчаке. Но эти знания носят все-таки, на мой взгляд, очень формальный характер.

Я понимаю, что данное исследование не содержит достаточно верную информацию, слишком небольшое количество людей в нем участвовало. Но что-то мне подсказывает, что результаты были бы еще хуже, если бы я взяла для исследования ответы детей другого возраста.

Заключение

В начале своей исследовательской работы я поставила себе цель узнать что, знают ли школьники 8 а класса Януша Корчака.

В ходе работы я выяснила, что учащиеся 8 класса, считают, что знают Януша Корчака. Однако эти знания носят очень поверхностный характер

Я считаю, что поступок Януша Корчака нельзя оценить просто словом -очень благородный поступок. Это поступок человека, любящего детей и способного пожертвовать своей жизнью ради их спасения. Не каждый смог бы так поступить. У него было очень доброе и большое сердце, которое он отдал детям, шагнув вместе с ними в газовую камеру. Поэтому, я думаю, что данную работу я буду продолжать. Я хочу, чтобы мы не забывали о людях, которые спасли мир для нас.

Литература

Интернет-источники

https://www.mrtexpert.ru/articles/688

https://r-book.club

https://detfond.org

https://mel.fm/zhizn/istorii/957483-janusz_korczak

https://aif.ru Жизнь во имя детей

Василий Гроссман»Украина без евреев» (1943 г.)

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

четырнадцать − двенадцать =