Урок на тему «Терморегуляция организма. Закаливание»


Автор: Светлана Владимировна Хроленок
Место работы: МБОУ "Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом"
Должность: учитель


Данный урок проводится вторым по теме «Роль кожи в теплорегуляция. Закаливание» в 8 классе по программе курса «Человек и его здоровье» (70 часов, 2 часа в неделю). А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Учебник «Биология» 8 класс, «Вентана-Граф», 2009 г.

Тип урока – изучение нового материала

Вид урока – проблемный урок

Цель урока:

а) образовательная – способствовать формированию понятий «Кожа как орган терморегуляции», Терморегуляция – саморегулирующийся процесс, «Закаливание организма».

б) развивающая – способствовать формированию общеучебных умений.

в) воспитательная – создать условия для формирования осознание возможности влиять на формирование личного здоровья

Задачи урока :

Образовательные :

1. Обобщить знания о защите млекопитающих животных от перегревания и охлаждения.

2. Познакомить с условиями сохранения постоянной температуры тела человека, способами терморегуляции, ее рефлекторными механизмами.

3. Выявить причины, приводящие к перегреву организма (тепловой и солнечный удары), рассмотреть меры доврачебной помощи при этих явлениях и способы их профилактики.

4. Сформировать представление о необходимости закаливания организма.

Развивающие :

1. Продолжить формирование умений: связывать учебный материал курсов физики и анатомии, физиологии гигиены человека, выявлять причинно-следственные связи в процессе терморегуляции, выделять наиболее существенные признаки и свойства понятий, формулировать выводы, применять знания в новой ситуации, осмысленно устанавливать связи между знакомыми понятиями, закономерностями и новым материалом,

2. Продолжить развитие психических познавательных процессов: мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение и т. д.; памяти, всех видов внимания, восприятия различных видов информации.

Воспитательные :

    1. Воспитывать осознание возможности влиять на формирование личного здоровья.
    2. Развивать чувство уважения к чужому мнению.
    3. Организовать творческую деятельность учащихся через вовлечение в процесс поиска информации при работе с дополнительной литературой, интернетом.

Методы

По уровню активности познавательной деятельности :

    • объяснительно-иллюстративный метод (объяснение понятий);
    • проблемное изложение изучаемого материала (постановка проблемы по ходу урока);
    • эвристический метод (эвристическая беседа).

По функциям :

  • методы устного изложения и активизации познавательной активности (демонстрация схем с использованием анимации, таблиц);
  • методы закрепления (беседа, применение знаний в новой учебной ситуации);
  • методы проверки и оценки знаний (фронтальный опрос при актуализации знаний).

По источникам познания :

  • словесные методы (объяснение, беседа);
  • наглядный метод (демонстрация мультимедийной презентации);
  • практический метод (анализ различных источников, подготовка сообщений, презентаций).

Этапы урока

I. Организационный

Взаимное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания учащихся.

II. Актуализация знаний и умений учащихся.

Среди хаоса букв в прямоугольнике найдите названия пяти животных и выпишите их в ряд. Среди выписанных животных исключите одно лишнее. На основании какого признака вы его выделили?

Предполагаемый ответ учащихся:

Лягушка, заяц, бабочка, червь, муравей. Лишний – заяц (теплокровное животное, остальные – холоднокровные).

Тепло – форма энергии, имеющая важное значение для поддержания живых организмов. Температура тела является показателем количества тепла и основным фактором, определяющим скорость химических реакций обмена веществ.

Все животные получают тепло из двух источников – непосредственно из внешней среды и из питательных веществ, подвергающихся расщеплению в клетках. Большинство животных ‒ пойкилотермные (их активность зависит от температуры окружающей среды). Птицы и млекопитающие – гомойотермные (существуют за счет внутренних источников тепла).

Для каждого органа, для каждой ткани характерна своя температура, только при ее значениях клетки этой ткани функционируют нормально. Номинальной температурой тела человека считается температура от 36,4° С до 37,5°С. Ее повышение выше 43°С и падение ниже 25° С смертельны.

III. Постановка темы, цели и задач урока .

Запись темы урока в тетради:

«Терморегуляция организма. Закаливание».

Постановка проблемы:

«Как человек может использовать знания о терморегуляции организма и закаливании для сохранения и улучшения здоровья?»

IV. Формирование новых знаний и умений .

Проблемный вопрос :

В теле человека за 1 час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. И если бы тело было непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5°С, часов через 40 достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. И все же температура тела не меняется.

Как вы думаете, почему?

Предполагаемый ответ:

Постоянство температуры тела поддерживается путем регуляции отдачи тепла организмом.

Терморегуляция складывается из находящихся в равновесии процессов образования тепла и его отдачи.

Интенсивность теплоотдачи из организма определяется разностью температур поверхности кожи и окружающей среды и регулируется работой мелких кровеносных сосудов кожи. Когда сосуды расширены, через них протекает большее количество крови, нагревшейся внутри организма – кожа нагревается, и теплоотдача увеличивается. Когда сосуды суживаются, через них протекает меньше крови, температура кожи понижается и теплоотдача с ее поверхности уменьшается. Сужение сосудов происходит при сокращении мышечных волокон их стенок. Волокна сокращаются под влиянием сигналов из центральной нервной системы. А она, в свою очередь, реагирует на сигналы температурных рецепторов кожи.

Проблемное задание:

Объясните опыт доктора Ч. Блегдена:

Вместе с несколькими друзьями и собакой он провел 45 мин в сухой камере при температуре + 126°С без последствий для здоровья. В тоже время кусок мяса, взятый в камеру, оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения. (Обсуждение, выводы).

Вывод: теплорегуляция ‒ это процесс согласованного изменения интенсивности обмена веществ, просветов кровеносных сосудов кожи и выделения пота, в ходе испарения которого затрачивается энергия. Это саморегулирующийся процесс, протекающий с участием нервной системы и зависящий от температуры окружающей среды. В результате регулируется обмен тепла между организмом и окружающей средой, происходящий на основе физических законов.

V. Закрепление и обобщение полученных знаний.

Проблемный вопрос:

Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один работает на поле под лучами палящего солнца, другой изнемогает от жары, если начинает припекать?

Обсуждение необходимости закаливания для выработки организмом способности быстро и правильно реагировать на изменения температуры внешней среды. Прежде всего, эти реакции выражаются в изменении теплообразования и кровоснабжения кожи, что повышает устойчивость к охлаждению. (Сообщение ученика о способах закаливания).

Задание. Заполните таблицу «Природные факторы закаливания организма».

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

— Чем полезно закаливание для вас лично?

— Какой способ закаливания вы выбрали для себя лично?

— А какой способ посоветуете вашим друзьям?

Анализ активности, полноты, логичности ответов учащихся, выставление оценок.

VII. Домашнее задание

На выбор:

— Стр.170 учебника, ответить на вопросы 1-4.

— Составить памятку «Правила закаливания» из 5 пунктов.

— Составить кроссворд по изученной теме.

— Подготовить сообщение и презентацию на темы «Уход за кожей, волосами, ногтями», «Гигиена одежды и обуви», «Болезни кожи и их профилактика».

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять + десять =