Урок «Проповедь Христа


Автор: Ольга Анатольевна Буйвол
Место работы: МБОУ "НОШ № 14" г. Биробиджана
Должность: учитель начальной школы


Цель – формирование представлений об учении Христа.

Задачи :

  • Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия. Пробудить познавательную активность.
  • Раскрыть смысл понятий «проповедь», «Нагорная проповедь». Формировать представление об учении Христа. Выявить, какие сокровища нельзя украсть.
  • Формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации.
  • Формировать основы духовно-нравственной культуры.
  • Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию.
  • Развивать критическое мышление, самостоятельность обучающихся.
  • Развивать умение работать в паре, в группе.
  • Воспитывать терпимость, уважительное отношение к людям.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, карточки для работы в паре и в группе.

Ход урока .

1. Актуализация знаний.

— Сегодня на уроке будете слушать, рассуждать, читать, анализировать. А начнем работу с проверки домашнего задания.

— У вас на столах карточки с заданием для работы в парах. Прочитать и выполнить его.

Задание : Установить соответствие.

Моисей Ветхий завет Пророки

Иисус Христос Новый Завет Апостолы

(1 пара работает у доски)

— Какая задача стояла перед вами? (Соотнести свою работу с образцом на слайде.)

— Как вы мыслили?

— Какие вопросы для викторины вы подготовили к уроку?

2. Послушайте произведение в исполнении Светланы Копыловой.

Звучит притча «Брошенный камень» в исполнении Светланы Копыловой.

Автомобиль блестящий и красивый
Бесшумно по дороге проезжал,
Как вдруг рукой мальчишеской ретивой
В машину камень брошенный попал.
Водитель видел этих негодяев:
Они ему махали перед тем
И, сдав назад, он вдруг услышал: «Дядя!
Простите, дядя, я скажу, зачем…
Мой брат упал, он в инвалидном кресле,
Кювет глубок, и не хватает сил…
А вы, как все, проехали бы если
Я камнем вам в капот не запустил».
Водитель растерялся: «Вы давно тут?»
— Мы выбраться не можем три часа,
А брат мой повредил серьезно ногу,
К тому же, надвигается гроза…
Он подошел к кювету и увидел –
И сердце сжалось, словно дало сбой –
В больших глазах мальчишки-инвалида
Таилась немальчишеская боль.
И вызволив ребенка в одночасье,
На мысли вдруг такой себя поймал,
Что, как сейчас, он не был даже счастлив,
Когда свою машину покупал.
Урок с мальчишкой не был им забыт:
Что если ты не хочешь слышать шепот, –
В тебя однажды камень полетит.

— Что вы прослушали?
— Что такое притча?

Притча – это литературный жанр – малый поучительный рассказ, заключающий в себе множество премудростей.

С ее помощью человек искал ответ на вопрос «как вести себя в этом огромном сложном мире?». Притча мала, а большому добру учит.

— А какой урок вынес для себя герой произведения?

— Что это за шепот раздавался на дороге?

— Это шептало чужое горе, которое люди очень часто не хотят видеть и слышать.

Нельзя быть равнодушными к чужому горю, проходить мимо.

3.Знакомство с понятием «проповедь».

— Рассмотрите картину русского художника 19 века Макарова Ивана Кузьмича

(1822-1897).

— Что вам известно об этом сюжете?

— Опишите увиденное.

— Что еще хотелось бы узнать, рассматривая картину?

— Предположите, чему учил Иисус Христос?

Задача : понять смысл христианского учения.

— Для чего нам это важно понять?

(совершать больше добрых дел, быть терпимее к людям)

-Прочитать тему урока: Проповедь Христа.

-На какой вопрос вы уже знаете ответ? (Кто такой Иисус Христос)

— На какие вопросы хотелось бы найти ответы?

— Определить учебную задачу.

1. Что такое проповедь?

2. Чему она учит?

3. Где и когда её произносят?

— Какие вопросы предлагают раскрыть авторы?

Знакомство с рубрикой «Вы узнаете» на с. 20 в учебнике «Основы православной культуры».

План

1. Чему учил Христос?

2. Что такое Нагорная проповедь?

3. Какое сокровище нельзя украсть?

— Совпали ли мнения?

— Как понимаете понятие «проповедь»?

— Какие ассоциации возникли?

— Что вы об этом знаете?

(ведать про что-то, про кого-то)

— Где можно найти информацию?

Обращение обучающихся к словарю С.И. Ожегова, с. 616.

Проповедь

1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения.

2. Распространение идей, взглядов.

Разыгрывание и обсуждение ситуации.

(Участники: двое ребят. При встрече один толкает другого.)

-А как бы Вы поступили в данной ситуации?

— Тебя обидели, ударили, обозвали – такое встречается часто. Как поступить? Дать сдачи, отомстить?

С. 23, вопрос 3.

— Чего именно становится больше в результате совершенной мести: добра или зла? Поясните ответ.

— Как вы думаете, что означает слово «месть»?

Месть – мести – место – удалять, возвращать на место, выметать, метать, возмещать. Т.е. вас обидели – вы «вернули» обиду, обозвали – «вернули» обидное слово, ударили – «вернули» удар…

— Вроде бы все справедливо. Но так ли это на самом деле?

— Как вам кажется, на какую игру похожа месть?

— На перекидывание мячом. Вспомните ссорящихся людей, которые бросают друг другу обвинения. Только уже не мяч они кидают друг другу, а злые слова. Зло же подобно грязи – темное и липкое. Запачкан тот, кто кидает, и тот, в кого кидают. Как если играть грязным мячом. И как грязь от мяча пачкает наши руки, одежду, лицо, так и зло внешне отражается на наших лицах неприятным выражением. А внутренне человек каменеет, становится все более бесчувственным.

— Но откуда мы берем злые слова, чтобы кинуть их другому? Из собственного сердца.

— А в сердце откуда зло? Мы растим его там сами.

— Сердце подобно саду. Часто так и говорят: сердце – сад души. Что взрастим – то и получим.

— Вот также и наше сердце. Если мы следим за ним, за его действиями, то сердце становится добрым, чистым и мягким. От человека с таким сердцем исходит свет и радость. А если допускаем злу селиться в сердце, то оно становится темным, заросшим колючками и каменеет. Рядом с таким сердцем неуютно, холодно и страшно.

— Как же избежать окаменелости сердца?

С. 20 Статья – 2-3 абзацы (читают с комментированием)

А вот этому и учил Иисус Христос в своих проповедях: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас». Очень немногие люди смогли прожить жизнь в соответствии с этим советом Христа. Но если бы этих немногих людей не было, если бы все всегда мстили за себя, – наш мир стал бы менее человечным.

Если отвечать злом на зло – зло будет расти. Чтобы вся жизнь не превратилась в войну всех против всех, кто-то должен мужественно отказаться от защиты своих мелких интересов, перестать копить обиды. Именно отказ от мести кладет предел разрастанию зла. Поэтому даже мастера боевых искусств говорят, что «Лучший бой – это тот, которого удалось избежать!».

— Как Вы это понимаете?

Работа с пословицами.

Выберите утверждения, с которыми вы согласны. Объясните свою позицию.

— Сладчайшая месть — это прощение. Исраэл Фридман

— Если всех жалеть, никакого здоровья не хватит.

— Мстят только слабые люди, сильные умеют прощать.

— С какими утверждениями вы согласны? Почему?

— Чему учил Христос?

Мир во времена Христа славил победоносных императоров и великих воинов. Христос же открыл человеку богатство его внутреннего мира. Он сказал: «Что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит?».

Можно всех сокрушить, двигаясь к вершине власти. Весь мир будет бояться такого «героя». Но там, на вершине, ему будет очень холодно оттого, что он окружен лишь страхом и ненавистью. Пусть лучше немногие люди о тебе знают и тебя любят, нежели весь мир будет тебя бояться.

Просмотр видеосюжета «Нагорная проповедь» .

— Просмотрим видеосюжет.

— Чему еще учил Иисус Христос?

— Как понимаете выражение «Блаженны нищие духом…»?

Работа с электронным сопровождением к модулю «Основы православной культуры». Хрестоматия.

Слова «нищие духом» означают людей смиренных, осознающих своё несовершенство и недостоинство перед Богом и никогда не думающих о том, что они лучше других. Духовная нищета — это убеждение, что жизнь наша, благополучие, богатство — дар Бога, и без Его помощи невозможно приобретение ни материального благополучия, ни духовного богатства.

4. Чтение с пометами статьи с. 21-22. о богатстве .

— Прочитать о том, как Христос размышлял о богатстве.

— Что узнали нового?

— Что понимал Христос под выражением «Сокровища на небе»?

— Как вы понимаете выражение «духовные сокровища вечные»?

Работа в паре .

Задание:

Выбрать сокровища, которые никогда не исчезнут или запишите.

  • вера успех
  • богатство мудрость
  • воспитанность здоровье
  • слава скромность
  • красота доброта.
  • знания милосердие
  • сила

— Назовите сокровища вечные.

Интерактивная модель. Работа с электронным сопровождением к модулю «Основы православной культуры».

— Вернемся к картине, с которой начали наш разговор.

— Как она называется?

— Прочитать название.

— Что означает понятие «Нагорная проповедь»?

— Найти в статье, с. 22 и зачитать, что означает понятие «Нагорная проповедь».

— На какие вопросы нашли ответы?

5. Групповая работа

Задание :

Используя текст пособия, рисунки и записи, составьте кластер – «Чему учил Христос».

— Так чему же учил Христос?

Ответы в виде схемы появляются и на слайде.

— Зачем пришел Иисус Христос в мир людей?

— Он пришел для того, послужить людям и ради людей сам стал жертвой.

Вот об этом мы поговорим на следующем уроке.

6. Итог

— Какую задачу ставили?
— На какие вопросы нашли ответы?
— Составить синквейн.

1. Написать слово – предмет по теме.

2. 2 слова – признака.

3. 2-3 слова – действия.

4. Предложение.

5. Слово-смысл темы.

Итоговый ответ учащихся

Он поучал – не избирать
Путей широких, врат пространных.
Не осуждать, благотворить,
Радеть о скорбных, неимущих,
Благословлять врагов, клянущих
И ненавидящих любить…
Лев Мей, 1855

— Закончить урок хочу музыкальным произведением Надежды Тананко «Только добротой сердец». (Звучит песня.)

Рефлексия

7. Домашнее задание

По выбору:

— Подготовить рисунки и вопросы по теме.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

4 − 1 =