«Россия – наша Родина»


Автор: Ольга Анатольевна Буйвол
Место работы: МБОУ "НОШ № 14" г. Биробиджана
Должность: учитель начальных классов


Цель – формирование представления о России как общей родине всех россиян.

Задачи :

Обучающая: Создать целостное представление о России как о единой Родине всех россиян. Формировать представление о духовном мире человека, о культурных традициях страны. Познакомить обучающихся с учебным пособием. Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.

Развивающая : пробудить познавательный интерес к изучению культуры народов России.

Воспитывающая: воспитывать чувство сопричастности к своей стране, воспитывать дружеские отношения.

Оборудование : экран, компьютер, проектор, презентация PowerPoint, карта народов России, карточки для работы в паре и в группе.

Ход урока:

1.Актуализация знаний.

а) Просмотр видеоролика «Моя Россия».

б) Чтение учителем стихотворения о России Е. Серовой

У меня есть родной

Удивительный дом:

Нет стены ни одной

В этом доме моём.

Только есть потолок –

Голубой, голубой,

Только много дорог,

Знай, шагай по любой!

— Что объединяет произведения?

— О каком удивительном доме пойдет речь?

— Какие ассоциации возникли?

— Какова тема нашего разговора?

2 .Знакомство с духовным миром человека .

Тема: «Россия – наша …. Родина».

Определить учебную задачу?

— Как еще ее можно назвать?

— К слову «Родина» подберите родственные слова. (Родной, родник, родители и т.д.)

— Что объединяет все эти слова? Какой у них общий смысл?

Звучит электронное сопровождение к модулю «Основы православной культуры».

— Что такое Родина?

— Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о территории?

— Какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России?

— Назовите и покажите столицу России?

— Какой вы ее представили?

— На какие вопросы получили ответы?

— Какие вопросы предлагают раскрыть авторы?

Знакомство с рубрикой «Вы узнаете» с. 4 в учебнике «Основы православной культуры».

— Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. — Что такое духовный мир человека?

V – уже знал

+ – узнал новое

? – хочу узнать

— Где можно проверить вашу информацию?

— Чтение статьи с пометами в учебнике, с. 4-5 (абзац 1-2).

— Совпали ли предположения? Что узнали нового?

Символы России.

— Что отличает нашу страну, восхваляет и прославляет ее?

— Каковы главные элементы герба, что они символизируют?

— Ребята, каковы цвета нашего флага?

Выполнить зарисовку цветовой гаммы в тетради.

— Что они символизируют?

Где мы встречаем государственный флаг?

— Где встречаем в традициях народа цвета флага? (в русском костюме)

Белый цвет – цвет одежды Святого Георгия Победоносца, почитаемого на Руси как символ жертвенности в борьбе с врагами. Идя на сражение, одевали белое (мир божественный).

Синий – небо, правда, вера (небесный мир). Синие кафтаны и рубахи подпоясывали красными кушаками.

Красный – огонь, отвага, храбрость, идеал красивого. Свадебные наряды красные и белые.

— Что такое гимн? Когда его исполняют?

Дети читают, а затем исполняют гимн России. Что восхваляет песня?

— У нашей страны есть не только государственные символы, но и такие, по которым узнают Россию в других странах.

Приведите примеры.

— На какие вопросы нашли ответы?

— Что такое духовный мир человека?

3. Культурные традиции России.

— В духовном мире есть свои дороги – традиции. Что вы под этим понимаете?

— Россия – самая большая страна в мире, страна с древней историей.

Прочитать строки.

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

— Как эти строки понимаете?

— С первых дней жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи.

— Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции.

Работа с притчей в паре .

В мире и согласии жили друг с другом рот, нос, глаза и брови. Но однажды между ними разгорелся шумный спор. Начал его рот, решивший, что работает больше других, и потому незаслуженно оказался ниже всех на лице. Он гневно обратился к носу:

— Эй, ты, нос! Я способен рассуждать о том, что есть ложь и что правда ныне и в древние времена, а на что годен ты? И, невзирая на это, ты сидишь выше меня?!

— Хм, – недовольно хмыкнул нос. – Разве не я различаю запах того, что ты ешь и что пьешь? Лишь с моего одобрения все это попадает к тебе. Посему я не зря сижу выше тебя.

Глаза, понаблюдав за спором рта и носа, бросили на них презрительный взгляд и сказали с важным видом:

— Эй, вы, двое, а имеете ли вы вообще право спорить о том, кто выше, а кто ниже? Если уж на то пошло, то выше всех мы, глаза! Кончик кисти вблизи и край неба вдали – все видим мы, глаза! Кто из вас сравнится с нами? Именно мы достойны самого высокого места.

Так хвастались глаза. Тут они заметили вдруг две темные брови, нависшие над ними, и сразу вспыхнули от гнева:

— Эй, вы! Все такие же черные, и годы вас не берут! Какой от вас прок, почему сидите над нами?

Брови услышали и недовольно нахмурились:

— Пусть от нас вроде бы и нет никакой пользы, но как бы выглядело лицо, если бы не было на нем бровей?

Вопросы для обсуждения

Что бы вы сказали рту, носу, глазам и бровям, чтобы прекратить их конфликт?

— Что является главной ценностью для человека?

— А главной ценностью для нашей страны?

— Главная ценность России – люди, их жизнь, труд и культура.

Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония.

— Каких великих людей нашей страны вы знаете?

— В настоящее время Российская Федерация состоит из 21 республики, 7 краев, 48 областей, одной автономной области, 9 автономных округов, двух городов федерального значения – равноправных субъектов Российской Федерации.

— Россия – многонациональная страна. Как это понимаете?
— Наша страна очень большая, и в ней проживает более 100 народов.
— Назовите народы, которые проживают на территории нашей страны?

Комментированное чтение статьи с. 5 (абзацы 4-6).

4. Итог.

— На какие вопросы нашли ответы?

— Какую мудрость поведали?

— Составить синквейн .

1. Написать слово – предмет по теме.

2. 2 слова – признака.

3. 2-3 слова – действия.

4. Предложение.

5. Слово – смысл темы.

— Россия – большая многообразная страна, в ней проживает много народов, и если будем жить все вместе, все беды преодолеем.

Наша страна – Россия.
Великая наша страна.

В чем же России сила?
Единством Россия сильна!

5.Домашнее задание .

По выбору:

— рассказать о традициях, принятых в вашей семье; (с. 5, в.1)

— рассказать членам семьи об известных людях России;

— подобрать стихотворения, пословицы о Родине;

— написать сочинение на тему «Россия – наша Родина»;

— провести интервью с членами семьи по вопросам:

  • Знаменитые люди России.
  • Традиции, принятые в вашей семье.
  • В чем заслуги ваших родных перед Родиной?
  • Какие книги о Родине советуют прочитать ваши родные?

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − девять =