Цель – формирование представления о России как общей родине всех россиян.
Задачи :
Обучающая: Создать целостное представление о России как о единой Родине всех россиян. Формировать представление о духовном мире человека, о культурных традициях страны. Познакомить обучающихся с учебным пособием. Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.
Развивающая : пробудить познавательный интерес к изучению культуры народов России.
Воспитывающая: воспитывать чувство сопричастности к своей стране, воспитывать дружеские отношения.
Оборудование : экран, компьютер, проектор, презентация PowerPoint, карта народов России, карточки для работы в паре и в группе.
Ход урока:
1.Актуализация знаний.
а) Просмотр видеоролика «Моя Россия».
б) Чтение учителем стихотворения о России Е. Серовой
У меня есть родной
Удивительный дом:
Нет стены ни одной
В этом доме моём.
Только есть потолок –
Голубой, голубой,
Только много дорог,
Знай, шагай по любой!
— Что объединяет произведения?
— О каком удивительном доме пойдет речь?
— Какие ассоциации возникли?
— Какова тема нашего разговора?
2 .Знакомство с духовным миром человека .
Тема: «Россия – наша …. Родина».
Определить учебную задачу?
— Как еще ее можно назвать?
— К слову «Родина» подберите родственные слова. (Родной, родник, родители и т.д.)
— Что объединяет все эти слова? Какой у них общий смысл?
Звучит электронное сопровождение к модулю «Основы православной культуры».
— Что такое Родина?
— Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о территории?
— Какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России?
— Назовите и покажите столицу России?
— Какой вы ее представили?
— На какие вопросы получили ответы?
— Какие вопросы предлагают раскрыть авторы?
Знакомство с рубрикой «Вы узнаете» с. 4 в учебнике «Основы православной культуры».
— Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. — Что такое духовный мир человека?
V – уже знал
+ – узнал новое
? – хочу узнать
— Где можно проверить вашу информацию?
— Чтение статьи с пометами в учебнике, с. 4-5 (абзац 1-2).
— Совпали ли предположения? Что узнали нового?
Символы России.
— Что отличает нашу страну, восхваляет и прославляет ее?
— Каковы главные элементы герба, что они символизируют?
— Ребята, каковы цвета нашего флага?
Выполнить зарисовку цветовой гаммы в тетради.
— Что они символизируют?
Где мы встречаем государственный флаг?
— Где встречаем в традициях народа цвета флага? (в русском костюме)
Белый цвет – цвет одежды Святого Георгия Победоносца, почитаемого на Руси как символ жертвенности в борьбе с врагами. Идя на сражение, одевали белое (мир божественный).
Синий – небо, правда, вера (небесный мир). Синие кафтаны и рубахи подпоясывали красными кушаками.
Красный – огонь, отвага, храбрость, идеал красивого. Свадебные наряды красные и белые.
— Что такое гимн? Когда его исполняют?
Дети читают, а затем исполняют гимн России. Что восхваляет песня?
— У нашей страны есть не только государственные символы, но и такие, по которым узнают Россию в других странах.
Приведите примеры.
— На какие вопросы нашли ответы?
— Что такое духовный мир человека?
3. Культурные традиции России.
— В духовном мире есть свои дороги – традиции. Что вы под этим понимаете?
— Россия – самая большая страна в мире, страна с древней историей.
Прочитать строки.
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
— Как эти строки понимаете?
— С первых дней жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи.
— Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции.
Работа с притчей в паре .
В мире и согласии жили друг с другом рот, нос, глаза и брови. Но однажды между ними разгорелся шумный спор. Начал его рот, решивший, что работает больше других, и потому незаслуженно оказался ниже всех на лице. Он гневно обратился к носу:
— Эй, ты, нос! Я способен рассуждать о том, что есть ложь и что правда ныне и в древние времена, а на что годен ты? И, невзирая на это, ты сидишь выше меня?!
— Хм, – недовольно хмыкнул нос. – Разве не я различаю запах того, что ты ешь и что пьешь? Лишь с моего одобрения все это попадает к тебе. Посему я не зря сижу выше тебя.
Глаза, понаблюдав за спором рта и носа, бросили на них презрительный взгляд и сказали с важным видом:
— Эй, вы, двое, а имеете ли вы вообще право спорить о том, кто выше, а кто ниже? Если уж на то пошло, то выше всех мы, глаза! Кончик кисти вблизи и край неба вдали – все видим мы, глаза! Кто из вас сравнится с нами? Именно мы достойны самого высокого места.
Так хвастались глаза. Тут они заметили вдруг две темные брови, нависшие над ними, и сразу вспыхнули от гнева:
— Эй, вы! Все такие же черные, и годы вас не берут! Какой от вас прок, почему сидите над нами?
Брови услышали и недовольно нахмурились:
— Пусть от нас вроде бы и нет никакой пользы, но как бы выглядело лицо, если бы не было на нем бровей?
Вопросы для обсуждения
— Что бы вы сказали рту, носу, глазам и бровям, чтобы прекратить их конфликт?
— Что является главной ценностью для человека?
— А главной ценностью для нашей страны?
— Главная ценность России – люди, их жизнь, труд и культура.
Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония.
— Каких великих людей нашей страны вы знаете?
— В настоящее время Российская Федерация состоит из 21 республики, 7 краев, 48 областей, одной автономной области, 9 автономных округов, двух городов федерального значения – равноправных субъектов Российской Федерации.
— Россия – многонациональная страна. Как это понимаете?
— Наша страна очень большая, и в ней проживает более 100 народов.
— Назовите народы, которые проживают на территории нашей страны?
Комментированное чтение статьи с. 5 (абзацы 4-6).
4. Итог.
— На какие вопросы нашли ответы?
— Какую мудрость поведали?
— Составить синквейн .
1. Написать слово – предмет по теме.
2. 2 слова – признака.
3. 2-3 слова – действия.
4. Предложение.
5. Слово – смысл темы.
— Россия – большая многообразная страна, в ней проживает много народов, и если будем жить все вместе, все беды преодолеем.
Наша страна – Россия.
Великая наша страна.
Единством Россия сильна!
5.Домашнее задание .
По выбору:
— рассказать о традициях, принятых в вашей семье; (с. 5, в.1)
— рассказать членам семьи об известных людях России;
— подобрать стихотворения, пословицы о Родине;
— написать сочинение на тему «Россия – наша Родина»;
— провести интервью с членами семьи по вопросам:
- Знаменитые люди России.
- Традиции, принятые в вашей семье.
- В чем заслуги ваших родных перед Родиной?
- Какие книги о Родине советуют прочитать ваши родные?