Тема: Путешествие в зимний лес.
Цель: Развитие связной речи.
Задачи:
Образовательные: развивать связную речь, умение формировать речевое высказывание с использованием средств интонации оной выразительности речи; активизация словаря по теме «Зима»;
Развивающие: развитие фонематических процессов, речевого слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса, слухового внимания, внимания, памяти; развитие общей и мелкой моторики; развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности.
Коррекционные: автоматизация правильного произношения и дифференциация ранее поставленных звуков;
Воспитательные: воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.
Предварительная работа: заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима», беседа по лексическим темам «Зима», «Зимние забавы», разучивание танцев, песен, логоритмических упражнений, знакомство с элементами массажа биологически активных зон.
Оборудование: мультимедийный проектор, доска, презентация «Путешествие в зимний лес», набор предметных и сюжетных картинок с изображением разного времени года.
Ход:
1. Организационный момент.
Дети заходят в зал под музыкальную композицию и становятся полукругом. Воспитатель предлагает поприветствовать друг друга.
2. Игровое упражнение «Добрый день».
В этот чудесный день, добрый день,
(Хлопки по коленям ритмично под музыку)
Дружно здороваться нам не лень!
(Ритмично топают ногами)
Руки протягивай, не зевай,
(Подают друг другу руку и здороваются)
Песню веселую запевай.
(Хлопки в ладоши)
3. Беседа. Детям предлагается отгадать загадку:
«Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнет перинки – над миром пушинки». (Зимушка – зима)
— Ребята, а вы зиму любите? (Да) А какие зимние месяцы вы знаете? А что вам нравится зимой? (Дети рассказывают о любимых играх, воспитатель обобщает сказанное детьми). Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес. (На экране появляется слайд «Зимний лес»).
Чудо – чудо из чудес
За минуту вырос лес.
Елочки пушистые,
Ветки серебристые.
Воспитатель предлагает детям представить себя в зимнем лесу ранним утром:
— Утром в лесу свежо и прохладно, давайте погреем ладошки. (Медленный вдох через нос и медленный выдох с произношением на выдохе звука Х. Дуем на ладони, поднятые к лицу. Упражнение выполняется 3-4 раза).
5. Развитие силы и высоты голоса.
Игра «Вьюга»
Воспитатель: В лесу не всегда бывает так тихо и спокойно. Вы будете петь звук «у». Чем выше я подниму руку, тем громче вы поете и наоборот. Так вьюга будет то усиливаться, то затихать. Вьюга только начинается, пойте «у» очень тихо. Застонали тяжело дубы от вьюги: «М-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы: «М-м-м». (Тихо, высоким голосом) Шумят ели: «Ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с».
Развитие артикуляционных и пантомимических движений.
Воспитатель: «Смотрите – белочка. О! как она высоко забралась на дерево! (воспитатель и дети выражают удивление).
Прислушайтесь, она щелкает орехи (воспитатель щелкает пальцами). Наш язычок тоже может изобразить щелканье орехов» (дети цокают языком).
Воспитатель:
Ой, замерзла я ребята,
С вами по лесу гулять.
Чтоб согреть нам руки – ноги.
Предлагаю поиграть.
7. Массаж биологически активных зон «Снеговик».
Раз – рука, два – рука (вытянуть вперед одну руку, потом – другую).
Лепим мы снеговика (имитировать лепку снеговика).
Три – четыре, три – четыре (погладить ладонями шею).
Нарисуем рот пошире
Пять – найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз (кулачками растереть крылья носа).
Шесть – наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас (приставить ладони ко лбу «козырьком»)
Семь и восемь, семь и восемь –
Мы плясать его попросим (погладить колени ладошками).
8. Воспитатель: «Зима – удивительное время года. Художники пишут красивые картины о ней, поэты в стихах рассказывают нам о зиме. Сейчас мы с вами вспомним и прочитаем замечательные стихи И. Сурикова «Зима» (дети выразительно читают стихотворение по слайдам).
9. Развитие вокально-интонационной выразительности.
Воспитатель:
В дремучем лесу затерялась избушка,
В избушке живет непростая старушка –
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица. Кто это?
10. Речевая игра «Баба Яга»
Бабка Ежка, костяная ножка,
(Шепотом, постепенно повышая громкость голоса до максимума)
Нос крючком, голова горшком
С печки упала,
Ножку сломала.
Как гром загремит,
Бабка Ежка полетит!
(Движения под музыку)
11. Воспитатель: «У меня есть волшебные сани с колокольчиками, но они появятся только тогда, когда вы правильно подберете картинки к времени года «зима».
12. Итог: Воспитатель: «Вам понравилось путешествие? Что запомнилось больше всего?». А сейчас нам пора возвращаться. Дети уходят «змейкой» из зала.