Уважаемые родители! Вы замечали, как по-разному люди читают стихи? Одни – монотонно, другие – выделяя особенности стихотворного размера. Третьи – громко, эмоционально и неестественно. Но все мы с вами с удовольствием слушаем именно того, кто читает так, как обычно разговаривает в жизни, с живым эмоциональным переживанием. Как же научить своего ребенка читать стихи выразительно?
Под выразительным чтением подразумевается соблюдение логического ударения, пауз, интонации. Многие родители знают, как иногда не просто выучить с ребенком стихотворение. Еще сложнее – научить его рассказывать не только точно по тексту, но и образно, интересно, ярко. Наша консультация поможет вам ответить на эти вопросы. Как учить стихи с детьми дошкольного возраста? Попробуйте соблюдать следующий алгоритм:
1. Выразительно прочитайте ребенку стихотворение сами.
2. Выяснить, всё ли понятно ребёнку в этом тексте.
3. Определить настроение стихотворения.
4. Расставить логическое ударение, показав ребенку голосом необходимые паузы, моменты увеличения или уменьшения громкости.
5. Учите ребенка «проживать» события, описываемые в стихотворении, как будто он это видит и чувствует сейчас.
Многие детские психологи и педагоги считают, что учить стихи с детьми лучше в игровой форме. Предлагаем вам варианты таких игровых упражнений.
1. «Мы не скажем, а покажем!» Эта игра обычно очень хорошо воспринимается детьми. Суть ее заключается в том, что вы читаете стихотворение, а ребенок должен на слова или фразы придумать и показать соответствующие движение. Таким образом, ребенок с помощью пантомимики «оживляет» стихотворение, и соответственно, лучше воспринимает и запоминает.
2. «Доскажи словечко». Вы читаете стихотворение и делаете паузу в конце каждой строчки. Задача ребенка ‒ договорить пропущенное последнее слово. Если ребенок затрудняется ‒ не торопитесь подсказывать, пусть постарается вспомнить сам. Попробуйте подсказать ему не словами, а движениями, которые вы придумали в предыдущей игре.
Пример анализа детских стихов для выразительного чтения.
«Про снег» Н. Светлячок
На полянку и лужок (умиротворенно)
С неба падает снежок,
С неба падает снежок
Кот мурлыкнул: Творожок (мягко)
Но пропел ему петух:
— Может, это просто пух (резко, звонко)
— Кря! сказала утка Маша (невозмутимо)
— Это рисовая каша!
Ей ответили утята
— Это кря-кря, кря-кря вата! (Быстрее, выше звук)
Вышел маленький телёнок,
Удивился как ребёнок, (удивленно)
От мороза сжал бока,
— Му-му, сколько молока! (медленно)
А весёлый Ванечка (живее, весело)
Взял из дома саночки,
Побежал кататься в сад.
Ваня снегу очень рад! (четкое радостное восклицание).
Уважаемые родители! Вы должны знать, что еще влияет на быстроту и качество запоминания стихотворения:
Содержание. Если ребенку непонятен и неинтересен текст, он не будет стараться его запомнить. Содержание стихотворения должно быть выбрано соответственно возрасту. Чем меньше ребенок, тем больше глаголов-движений и меньше эпитетов-прилагательных должно быть в тексте.
Объем. Если текст большой по объему, это утомляет и пугает ребенка. Для старших дошкольников оптимальный объем текста- 3-5 четверостиший.
Значимость. Если ребенок понимает, для чего ему нужно выучить стихотворение, он осознаннее и быстрее справиться с задачей.
Ритмичность. Хорошо запоминаются стихотворения, которые построены на четком ритмичном повторении.
Заучивание стихов наизусть развивает память, речь, воображение, мышление, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. Особенность поэзии заключается еще в том, что она, подобно музыке, своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние человека, что очень важно в современном, довольно агрессивном мире. Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе, а лирическая поэзия дает возможность насладиться красотой слова и ритма, воспитывает в наших детях чувство прекрасного.