Эффективность формирования выразительной речи во многом зависит от организации активного участия родителей в этом процессе. Родители смогут принять активное участие в этой важной работе, если воспользуются следующими эффективными приёмами формирования выразительной речи.
Упражнения и игры для развития интонации и мимики
Упражнение «Покажи губами звуки». Цель: развивать артикуляционную моторику. Взрослый показывает на символы гласных звуков, а ребёнок должен показать эти звуки губами, беззвучно.
Упражнение «Потяни звук». Цель: развивать речевое дыхание. Ребёнок делает вдохи, а на выдохах произносит ряд гласных звуков: а-у-и и т. п.
Упражнение «Машины». Цель: развивать у детей восприятие ритма и умение воспроизводить заданный ритм. На стоянку приехали 2 машины: синяя и красная. Синяя сигналит: би-биби, а красная – биби-би. Взрослый «сигналит» то за красную, то за синюю машины. Ребенок должны угадать, какая по цвету машина просигналила. Затем ответить на вопросы: — Как сигналит синяя машина? — Как сигналит красная машина?
Упражнение «Самолёт». Цель: развивать чувство ритма, закреплять умение соединять речь с движением.
Сам, сам самолёт. / Два хлопка, руки в стороны.
Тут и там самолёт. / Два хлопка, руки в стороны.
Самолёт низко – высоко. / Руки вниз, вверх.
Самолёт близко – далеко. / Руки к себе, от себя.
Упражнение «Артисты». Цель: развивать умение владеть силой и высотой голоса, мимикой, жестами. Дети становятся артистами и превращаются в разных животных: медведя, мышку, лису и др. Они произносят потешки. Например:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок!
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка!
Прослушивание литературных произведений в исполнении артистов с аудиокассет и дисков.
Образец взрослого выразительного чтения произведения.
Характеристика персонажа, помогающая подобрать нужную интонацию.
Напоминание похожего случая из жизни ребёнка, оживляющего его эмоции.
Заучивание произведений с использованием мимики, движений, жестов.
Специальные задания учителя-логопеда.
Все эти простые упражнения можно проводить с ребенком как дома, так и по дороге в детский сад. Данные приёмы будут результативны, если соблюдать некоторые условия. А именно:
систематически работать над выразительностью речи;
быть личным примером для ребёнка;
выполнять рекомендации педагогов и логопеда;
закреплять поставленные логопедом звуки;
быть по отношению к ребёнку терпеливым, доброжелательным, не скупиться на похвалу;
создавать мотивацию для занятий с малышом.
Желаем вам успехов!