Формы работы по сохранению и укреплению психологического здоровья


Автор: Елена Ивановна Радионова
Место работы: МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21» г. Биробиджана
Должность: педагог- психолог


Основная цель деятельности современного педагога-психолога ДОУ – сохранение психологического здоровья детей на основе создания условий, способствующих эмоциональному благополучию и развитию каждого ребенка.

В опыте работы отмечается, что построение коррекционно-развивающей деятельности с детьми с учетом требований ФГОС ДО повышает роль педагога-психолога в решении задач развития дошкольного образования.

Психологическое сопровождение детей в дошкольном учреждении является необходимым условием обеспечивающим:

  • позитивную социализацию в обществе;
  • всестороннее личностное, морально-нравственное и познавательное развитие детей;
  • развитие инициативы и творческих способностей детей.

Ключевыми словами для нас являются: реализации ФГОС ДО, психическое и психологическое здоровье детей, развивающая среда, территория психологической безопасности и комфорта, создание оптимальных условий, психологический комфорт, формы работы, мониторинговое обследование.

Мы полностью согласны с мнением великого педагога В.А. Сухомлинского о том, что «забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В современных дошкольных образовательных учреждениях актуализировалась проблема здоровья подрастающего поколения – создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155, предъявляет требования к условиям необходимым для создания социальной ситуации развития детей, способствующей обеспечению эмоционального благополучия соответственно специфике дошкольного возраста [п. 3.2.5.].

Следует отметить, что все исследователи сходятся во мнении, что дошкольные учреждения являются территорией безусловной психологической безопасности и комфорта. Ребенок здесь защищен от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что его заставляют делать против желания, от заброшенности, пренебрежительного и недоброжелательного обращения. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении. Проблема заслуживает внимания не только специалистов и исследователей в областях психологии, педагогики, но и педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также родителей воспитанников.

На сегодняшний день, соответственно требованиям ФГОС ДО, цель психологической службы заключается в том, чтобы создать условия для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе дошкольного образовательного учреждения.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на соответствие этим требованиям. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». «Здоровье дороже всего» – гласит народная мудрость. Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так:

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков». Следует разграничивать термины: «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Одна из первых современных российских психологов Ирина Владимировна Дубровина (доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, действительный член РАО, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, консультативной психологии) предприняла попытку разграничить понятия психического и психологического здоровья. Термин «психическое здоровье» имеет отношение, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам. Для психического здоровья норма – это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Избавление от патологических факторов является заботой медицинских работников.

И.В. Дубровина, осмысливая содержательную суть психологической службы, пришла к выводу о необходимости введения в научный психологический лексикон нового термина «психологическое здоровье».

Термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, «являющееся проявлением человеческого духа» [4]. Он связывает собою две науки и две области практики – медицинскую и психологическую. И направление действий педагогов-психологов идет в сторону оказания помощи в приобретении ребенком полезных свойств, способствующих успешной адаптации ребенка к социуму. В своей концепции И.В. Дубровина подчеркивает, что «о психологическом здоровье ребенка свидетельствует сформированность у него основных возрастных личностных образований, а те или иные трудности в их формировании указывают на определенные нарушения психологического здоровья» [4].

На основе концепции И.В. Дубровиной О.В. Хухлаева (профессор, кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, руководитель психологической службы НОУ «Ломоносовская школа») анализирует уровни психологического здоровья. Эти уровни условные, но необходимы для организации практической работы с детьми, и позволяют дифференцировать психолого-педагогическую помощь детям. Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:

«К высшему уровню психологического здоровья – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Такие дети не нуждаются в психологической помощи» [8]. Этот уровень выражает совершенную степень психологического здоровья. Дети устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношениям к действительности. Этот идеальный образ ребенка редко встречается в практике работы МДОУ. С ними достаточно проводить коррекционно-развивающую работу, обеспечивающую «зону ближайшего развития».

«К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность. Такие дети могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности» [8]. Ко второму адаптивному уровню относится большинство детей. Эта группа довольно многочисленна и представляет средний уровень психологического здоровья. Дети не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в целенаправленной психопрофилактической помощи с использованием групповой работы.

«Низший уровень – это дезадаптивный, или ассимилятивно-аккомодативный. К нему можно отнести детей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные средства. Ассимилятивный стиль поведения характеризуется стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям» [8]. Дети не способны к гармоничному взаимодействию или проявляющие зависимость от факторов внешнего воздействия. Они не владеют механизмом защиты, не могут самостоятельно отделить себя от травмирующих влияний среды: не дети управляют средой, а среда управляет ими. Стиль поведения таких детей характеризуется стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям. Эти дети требуют индивидуальной психологической помощи: подразумевается целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития внутреннего мира ребенка.

Хухлаева О.В. определяет и факторы риска нарушения психологического здоровья детей. Она условно разделяет их на группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.

Внешние, средовые факторы – все, что окружает ребенка. Факторы среды являются наиболее значимыми для психологического здоровья детей – это неблагополучные семейные условия, неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать и ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определяет последующее взаимодействие ребенка с взрослыми. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

Внутренние субъективные факторы – это индивидуальные особенности ребенка, его характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка создает благоприятную почву для формирования устойчивости к стрессовым ситуациям, для психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

«Психологически здоровый человек – это человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово гармония или баланс» [8].

С учетом уровней психологического здоровья детей и важности объективных и субъективных факторов основное направление опыта уделено сохранению и укреплению психологического здоровья детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения, обращено внимание на взаимосвязь всех участников образовательного процесса. Этапы работы не определены сроками, рамками деятельности. Работа идет параллельно по всем направлениям с фиксированием определенных результатов (диагностики, наблюдения, бесед, особенностей взаимодействия всех членов коллектива).

При определении форм работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей мы учитываем, что в нашем дошкольном учреждении воспитываются следующие категории детей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ):

  • дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи и дети с тяжелыми нарушениями речи;
  • слабовидящие дети, дети с амблиопией и косоглазием;
  • дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА);
  • дети с умственной отсталостью легкой степени;
  • дети с расстройством аутистического спектра;
  • дети с синдромом Дауна.

Соответственно специфике дошкольного учреждения основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов педагогов, их умение учитывать эмоциональные потребности ребенка, грамотная организация игровой деятельности, профилактика конфликтных ситуаций между детьми. Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, привыкший к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. В период нахождения в детском саду, ребенок испытывает на себе стрессовые факторы – утреннее расставание с родителями, большое количество детей в группе, жёстко регламентированный и насыщенный распорядок дня (много занятий и мероприятий, мало свободного времени для спонтанного взаимодействия со сверстниками), низкий уровень саморегуляции и коммуникативных навыков (в силу возраста, малого жизненного опыта и особенностей развития).

Собственную активность ребёнка обеспечивает комфортность предметно-развивающей среды. В Стандарте зафиксированы критерии к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна быть [ФГОС ДО, п. 3.3.4.]: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.

Предметно – пространственная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Построению и созданию коррекционно-развивающей среды в ДОУ, содействующей развитию индивидуальности ребенка в ДОУ был посвящен педагогический совет на тему «Создание благоприятной развивающей среды для социализации детей с ОВЗ» с целью демонстрации условий, способствующих социализации дошкольников.

Основные вопросы повестки:

  • Создание благоприятной развивающей среды для социального развития детей
  • Создание единой системы работы, ориентированной на социальное развитие детей.

Результат деятельности педагогического коллектива зафиксирован в Памятке «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду» (Приложение 1).

Положения Памятки полностью соответствуют требованиям ФГОС ДО «к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, направленной на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений» [ФГОС ДО, п. 3.3.1.]

Рассматривание вопроса по созданию и обогащению предметно-пространственной психологически комфортной среды помогло определить основные направления моей деятельности в целях сохранения и укрепления психологического здоровья в развития личности ребёнка. Важным аспектом в работе выделила взаимоотношения между сотрудниками учреждения, их умений и согласованности действий. На первом этапе работы определила уровень психологической атмосферы в коллективе. С этой целью использовала диагностическую методику «Оценка психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру) 

Результаты проведенного нами анкетирования показали:

  • Непринятых в коллективе нет.
  • Высокий уровень рейтинга – 50% педагогов.
  • Лидеры рейтинга в коллективе – 3 педагога.
  • Не слишком высоким доверием обладает 1 человек (новый член коллектива), не вполне принят коллективом.

Коллектив работает слаженно, присутствует взаимовыручка, поддержка. Среди сотрудников чётко прослеживаются черты заинтересованности, удовлетворённости работой, согласия. Большое место отведено теплоте во взаимоотношениях, дружелюбию. В ДОУ отмечена положительная благоприятная психологическая атмосфера. Средний профиль психологической атмосферы коллектива – 95%.

Параллельно прошло исследование стилей педагогического общения. Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря правильно организованному режиму дня дошкольника, благоприятному стилю общения с ним. В общепринятой классификации выделяются стили отношений: демократический, авторитарный и либеральный.

Каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике педагоги проявляют так называемый «смешанный» стиль взаимодействия с детьми. Стили общения педагогов с детьми вплотную зависят от общего психологического климата в коллективе ДОУ.

Для выявления стилей общения мы использовали диагностическую анкету «Стиль педагогического общения » (А.А. Леонтьев).

Стили общенияКоличество

баллов

Педагоги%
Демократический25-30 3280%
Авторитарный20-24820%
Либеральный10-190%

По результатам анкетирования были сделаны выводы: в анкетировании участвовало – 40 педагогов. Преобладающий стиль педагогического общения с детьми – демократический.

Преимущество демократического стиля общения заключается в том, что педагоги уважительно относятся к детям, стараются наладить эмоциональный контакт, учитывают индивидуальные особенности. Не подавляя строгостью и наказанием, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают почему, в силу каких причин необходимо выполнить то или иное требование. У таких педагогов в общении с детьми преобладают положительные оценки, жизнеутверждающий, оптимистический стиль. Они воспитывают организованность, дисциплинированность, не сковывая самостоятельности, не подавляя активности детей. Демократический стиль воспитания наиболее продуктивен в воспитании личности ребенка. У детей формируется чувство собственного достоинства. Права ребенка при этом не нарушаются.

Результаты анкетирования были представлены на педагогическом совете по теме «Организация психолого-педагогического процесса с детьми ОВЗ в условиях введения ФГОС ДО» в вопросе «Совершенствование стиля общения педагогов с детьми».

Для перехода всего коллектива педагогов к применению демократического стиля общения с детьми организовала и провела консультации:

  • Психологический климат в коллективе как составляющая психологического здоровья детей и взрослых
  • Благоприятный психологический микроклимат – условие повышения эффективности образовательного процесса
  • Профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения у дошкольников
  • Психогимнастические игры и упражнения для детей на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей
  • Психоэмоциональный комфорт воспитанников как одно из важнейших условий обеспечения здоровьесберегающего образовательного процесса и др.

В работе с детьми педагоги испытывают эмоциональные перегрузки. Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания. Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Для преодоления синдрома эмоционального выгорания, для собственной психологической разгрузки педагогам были предложены:

  • Приемы психологической защиты:

— Переключение. Начинайте думать о чём-нибудь для вас актуальном, полезном, приятном до ослабления неприятного переживания.

— Сравнение. Сравните своё состояние с состоянием и положением других людей, и вы найдёте, что у многих оно тяжелее, чем у вас. Это ослабит ваше переживание.

— Накопление радости. Вспоминайте события, которые вызывали у вас даже маленькую радость.

— Смех-противодействие стрессу. Постарайтесь найти смешные моменты даже в самом неприятном событии.

— Интеллектуальная переработка: « Нет худа без добра…».

— Разрядка: физическая работа, игра, любимые занятия.

— Релаксация: быстрое общее мышечное расслабление.

  • Комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения педагогов. Упражнение «Разогревки — самооценки».

Цель: снятие напряжения, усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе. Данный вид работы проводился последовательно, включая разово несколько разогревок на различных методических мероприятиях (Приложение 3).

  • Тренинг на снятие эмоционального напряжения «Я все могу!», включающий в себя упражнения для снятия эмоционального напряжения с целью укрепления психологического здоровья педагогов (Приложение 4).

Работа с педагогическим коллективом в данном направлении положительно сказалась на создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, и полностью соответствуют разработанной целостной системе психологической поддержки и помощи детям дошкольного учреждения для сохранения их психологического здоровья.

Работа с воспитанниками по заданной теме полностью основывается на использовании игрового вида деятельности детей дошкольного возраста.

1. Начальный этап по сохранению психологического здоровья отведен на период адаптации детей к ДОУ. В этот время основное внимание уделяется установлению контакта с ребёнком для снятия его эмоционального напряжения. Важен не только тактильный, телесный контакт, но и душевный эмоциональный. Психологические поглаживания необходимы ребенку для того, чтобы ощутить себя любимым, нужным, успешным. Быстрая адаптация ребенка к ДОУ вплотную зависит от организации и проведении игровой деятельности. Педагогам предлагаю подборку эмоциональных игр (Приложение 5).

2. Для снятия психологического напряжения у детей разного возраста помогаю организовывать в группах уголки психологической разгрузки детей (уголки уединения, использование ширм-передвижек для объединения небольшой группы детей по интересам, уголок любимой игрушки)

3. В старших группах детского сада с целью обучения детей приемам саморегуляции используем в режиме дня минутки шалости, час тишины.

4. Ввели в практику работы использование уголка приветствия или экрана настроения. «Это я, встречайте!», «Здравствуйте, я пришел!», «Структуры вхождения в день». Последовательность проведения структуры: встреча детей утром, обращение внимание на то, кто пришел, сообщение о последовательности деятельности детей в течение определенного времени, проведение игры «Круг». Результат: ребенок, войдя утром в группу, настраивается на режим, насыщается положительными эмоциями, развивается зрительный, слуховой и тактильный каналы.

5. Хорошо зарекомендовали себя психологические речевые настройки, показывающие детям, что им всегда в детском саду рады. Настройки помогают налаживать доброжелательные отношения, создают в группе положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности и защищенности, способствуют снятию психоэмоционального и общего мышечного напряжения у детей. Предлагаю педагогам подбор психологических настроек:

— Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело.

— Всем весело от улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу. Улыбнитесь!

— Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в нашем детском саду. Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры, интересные дела.

— Я хочу, чтобы у вас все получалось, и весь день было хорошее настроение.

— Ваши улыбки, как маленькое солнышко, от которого становится тепло и приятно.

— Я люблю вас, потому что вы добрые, ласковые и дружные ребята;

— Давайте сегодня мы будем чаще улыбаться друг другу и др.

6. Включили в игровую деятельность психологические этюды: «Золотые капельки», «Встреча с другом», «Новые игрушки», «Негаданная радость», «Ручеек радости», «Кто как радуется», «На лесной полянке», «Веселый хоровод» и др. [9].

7. Педагогам рекомендована игровая деятельность с детьми по созданию психологического комфорта, на снятие у детей психоэмоционального и общего мышечного напряжения, на создание положительного эмоционального фона.

  • Игры на развитие умения общаться и устанавливать контакт при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов, контакт глаз): «Добрые эльфы», «Птенцы», «Ожившие игрушки», «Муравьи», «Зеркало», «Через стекло», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем».
  • Игры на развитие умения устанавливать контакт с помощью речевых средств (комплименты, обраще­ние по имени, слова приветствия, прощания, благодарности): «Комплименты», «Доброе животное», «Я умею», «Давайте поздороваемся», «Волшебные очки», «Праздник вежливости», «Связующая нить».
  • Игры на развитие умения оказывать эмоциональную поддержку, понимать эмоциональное настроение свое и окружающих: «Актеры», «Обнималки», «Дискотека зайчиков», «Живые куклы».
  • Эмоционально-развивающие игры, направленные на обучение детей бесконфликтному общению, умению разрешать конфликтные си­туации: «Общий круг», «Доброе животное», «Танец радости».
  • Игры, упражнения, психологические этюды на обучение навыкам саморегуляции: «Кричалки, шепталки, молчалки», «Смотри на руки», «Флажок», «Стоп!», «Солнце, дождь и ветер», «Цветовые круги».
  • Игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Яблочное настроение», «Смешное приветствие», слушание музыки.
  • Игры детей, направленные на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей. Их основная цель: дать детям возможность почувствовать себя уверенно, почувствовать себя успешным: «Я такой», «Новый клубочек», «Волшебный трон», «Здравствуйте, я пришел!»
  • Для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме мы используем массажные коврики для снятия проявлений агрессии, дротики, подушки для битья, листки гнева, мешочки настроений, кубик настроения стаканчики (подушечки) эмоций, волшебную трубу «Крик», работу с бумагой (оригами), пение любимых песен. Игры и игровые упражнения для коррекции агрессивных проявлений: «Добрые и злые кошки», «Петушиные бои», «Побегай-нарисуй», «Жужа, Жужа…», игры-соревнования.
  • Релаксационные психологические минутки, способствующие расслаблению и отдыху детей в процессе проведения НОД и в режимные моменты. Релаксация проводится под музыкальное сопровождение: Мы спокойны всегда, дышится легко, ровно, глубоко. Замедляется движенье, исчезает напряженье…

Тематика релаксаций: «Путешествие в волшебный лес», «Волшебный сон», «Разноцветные озера», «Радуга», «Мы отдыхаем», «Тихое озеро», «На берегу моря» и др.

Мышечная релаксация помогает снять напряжение, и, как результат правильного расслабления, можно отметить спокойное выражение лица ребёнка, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, расслабленное тело.

8. Созданию психологического комфорта детей способствует проведение психомышечной гимнастики на тему «Волшебная страна». За основу взяты методические пособия «Психогимнастика» М.И. Чистяковой и «Занятия по психогимнастике с дошкольниками» Е.А. Алябьевой.

Психогимнастика – это специально подобранные по определенной тематике сюжеты, психологические этюды, игровые упражнения. Они направлены на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка для обретения им душевного благополучия и спокойствия. Тематика психогимнастических занятий: «У Винни Пуха в гостях», «Мамонтёнок», «Волшебница», «Освободим принцессу», «Дракончики», «Поляна волшебных цветов», «Мы из Простоквашино», «Спасём доброту» и др. [2].

Психогимнастические упражнения провожу с подгруппой детей с ОВЗ (нарушение речи и слабовидящие дети) во вторую половину дня для снятия их эмоционального напряжения за день.

9. В ДОУ оформлен уголок сенсорной комнаты. В практике своей работы использую ее оборудование:

  • сухой душ во время проведения коррекционно-развивающей деятельности с детьми. Цель: помочь детям получить удовольствие от сухого душа, наполниться разноцветным настроением, искупаться в разноцветных струйках, расслабиться от струящихся лент («чтобы нам не уставать, надо душ сухой принять»);
  • сухой бассейн, помогающий расслабить ребенка. Дети, погружаясь в «волны» бассейна, развлекаясь среди множества разноцветных мячиков, испытывают огромное удовольствие, радость, легко отвлекаются от стрессовой ситуации

Специальные мягкие шарики также дают отличный массажный эффект, улучшая в организме обмен веществ и кровообращение. Происходит улучшение работы центральной нервной системы, органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. Укрепляются все группы мышц, формируется правильная осанка.

10. Много внимания уделяю использованию уголка песочной терапии. Для детей это прекрасная возможность окунуться в увлекательный мир фантазий и творчества. Особенно хорошо идет работа в песке с использованием разноцветных камешков: это гора самоцветов, дорожки для игрушек, веселые прятки. Расслаблению ребенка помогает использование крашеной крупы (пшено, рис): крупяной дождик, ветер, узоры на крупе, крупяные прятки.

А нужно-то всего так мало: желанье, вера в чудо.
Песок ведь мирная страна, здесь можно строить и чудить,
И можно чудеса творить.
Мы в песочек здесь играем, наши ручки расслабляем.

Успешность и результативность применения разнообразных форм работы с детьми ОВЗ по сохранению и укреплению психологического здоровья отслеживала с помощью диагностического обследования. Используемые методики изучения оценки психологического комфорта и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада:

  • Цветовая диагностика «Домики». Тест на проверку психологической комфортности детей в детском саду
  • Диагностическая методика «Секрет» (разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой). Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.
  • Рисуночный тест психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада «Я в детском саду»
  • Анализ «Атмосфера в моей группе».
  • Социометрия (Дж. Морено)
  • Исследование личностной самооценки ребенка по методике «Лестница» Дембо-Рубинштейна (в модификации) и др.

Анализ проведенной работы по обеспечению психологического здоровья, психологической комфортности пребывания детей в группах детского сада отразился в результатах диагностического обследования (Приложение 6).

По диаграмме видно, что большая часть детей нашего дошкольного учреждения чувствуют себя психологически комфортно, они эмоционально раскованы, свободны, чувствуют себя уверенно, детский сад является для них территорией, где развивается творческая личность с учетом их индивидуальных особенностей. Группа детей, испытывающих эмоциональное неблагополучие – это дети, неудовлетворенные на момент исследования переменой деятельности, нежеланием выполнять определенные задания. Это были кратковременные перепады настроения. Но явного дискомфорта не испытывал ни один ребенок.

Психологическая комфортность детей в ДОУ определена по признакам:

1. Хорошее настроение детей в течение всего дня

2. Свободное удовлетворение потребности в движении

3. Доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым

4. Способность детей занять себя интересным делом

5. Возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться

6. Отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых

7. Информированность детей о планировании деятельности на день

8. Высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания

9. Желание участвовать в коллективной деятельности

10. Удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников

Вывод: ФГОС ДО каждого участника образовательного процесса призывает к поиску, апробированию разных методов и форм работы с детьми. Не просто давать знания и прививать навыки, не наталкивать, не давить своим авторитетом, а пробуждать активное мышление, любознательность, воображение, активизировать речь, растить личность, создавая для нее психологически комфортную обстановку, опираясь на внутреннюю позицию «не дети для нас, а мы для детей». Используя положения документа в своей деятельности, мы создаем эмоционально-психологический комфорт для наших воспитанников, а значит, обеспечиваем условия, способствующие его реализации:

  • даем ребенку возможность быть самим собой
  • корректируем проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для ребенка
  • предоставляем возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности
  • развиваем умение ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции других людей
  • знакомим со способами общения с взрослыми и сверстниками для конструктивного общения в системах «ребенок — ребенок», «ребенок — взрослый».

Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом.

Организация работы по сохранению психологического здоровья детей ОВЗ исходит из принципа «не навреди» и способствует эмоциональному благополучию и развитию каждого ребенка.

Положительная динамика в работе всех участников образовательного процесса по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с ОВЗ, а также создание в ДОО психологически комфортной образовательной среды, способствует улучшению эмоционального благополучия воспитанников, а также охране и сбережению их психологического здоровья.

Литература

  1. Приказ № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — Режим доступа: http://www.rg.r u /2013/l1/25/ doshk standart dok . html
  2. Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: метод. пособие. – Изд.2-е перераб., доп. ‒ М.; ТЦ Сфера, 2008. ‒ 160с.
  3. Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. ‒ Волгоград: Учитель, 2015.
  4. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009.- №3.
  5. Иванова Г.М., Краснова С.П. В детском саду – как дома // Управление ДОУ. – 2003.‒ № 4. – С. 112-115.
  6. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. – Волгоград, 2010. – 127 с.
  7. Практические семинары и тренинги для педагогов. Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 171 с.
  8. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. ‒ М.: Издательский центр «Академия», 2001. ‒ 208 с.
  9. Чистякова М.И. Психогимнастика / под ред. М.И. Буянова. ‒ М.: Просвещение, 1990 – 128 с.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 4 =