Фрагменты уроков по русскому языку и математике (УМК «Планета знаний») с включением приемов формирующего оценивания


Автор: Людмила Степановна Астафьева
Место работы: МБОУ СОО «Школа № 2 г. Облучье»
Должность: учитель начальных классов


Предлагаю фрагменты уроков по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, УМК «Планета знаний» с включением приемов формирующего оценивания, которые способствуют формированию мотивов учения на этапе рефлексии. Это помогает мне поддерживать мотивы учения и познавательный интерес учащихся к изучаемому материалу. Данные темы включены в разделы: “Наша речь”, “Числа от 1 до 100. Нумерация”, “Где мы живем?”, “Самое великое чудо на свете”.

Фрагмент урока русского языка по теме

Что можно узнать о человеке по его речи?”, 2 класс

Цель

создание условий для ознакомления обучающихся с особенностями речи и определения вежливой и уважительной речи.

Планируемые результаты

Предметные

Знать:

особенности речи, представление о речи

Понимать:

отличительные особенности речи

Применять:

употребление вежливых слов в своей речи

Анализировать:

речь одноклассников, рассказ

Синтезировать:

составить диалог, используя вежливые слова

Оценивать:

значимость урока с практической деятельностью

Метапредметные

Регулятивные:

  • формирование умения грамотно и аккуратно организовывать свою работу, совместное целеполагание

Познавательные:

  • развитие умения полноценного восприятия информационного текста, анализа и обобщения языкового материала

Коммуникативные:

  • развитие умения высказывать и аргументировать свой ответ и навыка написания письма, формирование умения работать в парах и умения принимать чужую точку зрения.

Личностные

  • Формирование умения осознавать свои учебные трудности и стремиться к их преодолению, формирование положительного отношения к учению и познавательной деятельности.

План урока с распределением времени

Открытие нового материала – 10 минут

Рефлексия – 3 минуты

Ход урока:

Открытие нового знания

— Ребята, как вы думаете, что можно узнать по речи человека? (что человек грамотный, вежливый)

— Давайте откроем наши учебники, и посмотрим на упражнение 4 и на стихотворение.

— … прочитай стихотворение.

— Молодцы, как вы думаете, кому принадлежит эта речь? (доктору)

— А как вы поняли, что это именно доктор? Какие слова вам помогли определить профессию?

— Тогда, какие выводы мы можем сделать?

— Что можно узнать по речи человека?

Прием “Цветная карточка”

Ребята, у вас на столах лежат синяя и красная карточка. Покажите синюю карточку, если вы смогли сделать выводы и знаете, что можно узнать по речи человека, и покажите красную карточку, если вы не поняли, что можно узнать по речи человека. (Данный прием обеспечивает результативную обратную связь)

Рефлексия

Прием “Гномики”

— Ребята, к нам в гости пришли три гномика Весельчак, Грустин и Мироша.

— У вас на столах лежат жетоны, сейчас я предлагаю вам отдать жетон тому гному, которому соответствует ваше настроение.

— Отдайте гному Весельчаку, если у вас отличное настроение

— Гному Грустину, если вы целый урок были грустные и не хотели ничего делать.

— И гномику Мироши, если у вас на протяжении всего урока менялось настроение, вы были то веселые, то грустные.

— Ребята, гномики вас поблагодарили за жетоны и хотят встретиться с вами еще, и не раз.

— Спасибо за урок! (Благодаря данному приему ученик определяет свое настроение после урока.)

Данный фрагмент урока позволяет мне сформировать широкие познавательные мотивы учения у обучающихся. Они позволят ученикам ориентироваться на овладение новыми знаниями, которые определяются различной глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к различным фактам, явлениям, различным закономерностям в учебном процессе, к ключевым идеям и многому другому.

Фрагмент урока русского языка по теме

Как отличить диалог от монолога?”, 4 класс

Цель

Создание условий для изучения терминов “диалог” и “монолог” и формирование умений составлять диалог и монолог

Планируемые результаты

Предметные

Знать:

что такое монолог, диалог

Понимать:

отличия монолога от диалога

Применять:

чтение сказки по ролям

Анализировать:

диалог и монолог своих одноклассников

Синтезировать:

составить диалог и монолог

Оценивать:

диалоги одноклассников, значимость урока с практической деятельностью

Метапредметные

Регулятивные:

  • формирование умения грамотно и аккуратно организовывать свою работу, совместное целеполагание

Познавательные:

  • развитие умения полноценного восприятия информационного текста, анализа и обобщения языкового материала

Коммуникативные:

  • развитие умения высказывать и аргументировать свой ответ и навыка написания письма, формирование умения работать в парах и умения принимать чужую точку зрения.

Личностные

  • Формирование умения осознавать свои учебные трудности и стремиться к их преодолению, формирование положительного отношения к учению и познавательной деятельности.

План урока с распределением времени

Открытие нового материала – 10 минут

Рефлексия – 5 минут

Ход урока:

Открытие нового знания

— Ребята, сейчас я прочитаю вам два вида речи, подумайте, чем они похожи и чем они отличаются?

Вид 1:

— Алиса, мы пойдем с тобой сегодня гулять?

— Извини, Вера, мы сегодня не сможем встретиться, я уезжаю с мамой на дачу.

Вид 2:

— Мама, я пошла гулять, скоро вернусь!

— Чем они похожи? Чем отличаются? (Похожи тем, что говориться об одном и том же, а различия в том, в первом виде разговор двух девочек, а во втором говорит один человек.)

— Откройте учебник на с. 10 и прочитайте, как называется разговор двух лиц и как называется речь одного человека.

— На какой вопрос мы должны ответить в конце урока?

— Ребята, посмотрите задание 6 на стр. 10. Прочитайте его.

— Как называется сказка? (Терем — теремок)

— Докажите, что это сказка. (говорят 2 действующих лица Блоха-попрыгуха, Муха-горюха)

— Кто спрашивает?

— Кто отвечает?

— Давайте прочитаем сказку в парах

— Кто догадался, для чего используется знак «-» (отделяет слова каждого разговаривающего)

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Спишите диалог. Найдите слова с орфограммой «Сочетания ЖИ и ШИ». Обозначьте орфограмму.

— В каких словах подчеркнули орфограмму? (живет, жить)

Прием “Большой палец”

— Ребята, сейчас поднимите большой палец руки вверх, если вы понимаете и можете объяснить этот материал.

Направьте большой палец в сторону, если вы не понимаете, о чем мы с вами сейчас ведем разговор.

И помашите рукой те, кто не совсем уверен в своих силах.

Сейчас, обратите внимание на №7, на странице 11. (Благодаря данному приему учитель сможет выявить трудности у обучающихся и внести коррективы в процесс обучения)

Рефлексия

Прием «Острова настроения»

— Ребята, перед вами висит карта настроения. Вам нужно обвести тот остров, на котором вы сегодня прибывали: остров Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости. (Благодаря данному приему ученик определяет свое настроение после урока.)

Приемы, включенные в данный конспект урока, помогают мне сформировать перспективно-побуждающие мотивы учебной деятельности и интеллектуально-побуждающие мотивы учения. Перспективно-побуждающие мотивы учебной деятельности основываются на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности, а также понимание, для чего пригодится данный учебный предмет в жизни, а интеллектуально-побуждающие мотивы учения помогают определить, получил ли ученик удовлетворение от самого процесса познания нового материала.

Фрагмент урока математики по теме

Числа от 1 до 20” (Раздел “Числа от 1 до 100. Нумерация”), 1 класс

Цель

Создание условий для отработки навыков табличного сложения и вычитания, а также умения решать простые и составные задачи.

Планируемые результаты:

Предметные

Знать:

нумерацию, таблицу сложения в пределах 20

Понимать:

как решать простые задачи и находить значения выражений

Применять:

находить значения выражений, решать простые задачи

Анализировать:

текст задачи, решение задачи

Синтезировать:

составить свою задачу по краткой записи

Оценивать:

значимость урока в реальной жизни

Метапредметные

Регулятивные:

  • Способность организовывать рабочее место под руководством учителя; определять и формулировать цель деятельности; оценивать качество и уровень усвоения материала

Познавательные:

  • Извлечь необходимую информацию из урока; ориентироваться в своей системе знаний; осознать необходимость нового знания

Коммуникативные:

  • Умение слушать и вступать в диалог; формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; согласовывать мнения в группе и приходить к общему решению

Личностные:

  • Умственное развитие; проявлять интерес к предмету математика

  • Адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку

План урока с распределением времени:

Открытие нового материала – 10 минут

Рефлексия – 5 минут

Ход урока:

Открытие нового материла

Работа по учебнику

— Прочитайте задание.

— Что мы повторим, когда будем его выполнять? (сложение и вычитание чисел 2 и 3)

Положите перед собой листочки с точками и цифрами. Соедините точки по порядку номеров, начиная с точки №1.

Покажите, что у вас получилось? Бабочка! Кем стали мальчики?

Да, были воробьями, стали бабочками. Ваня стал монархом, а Костя – махаоном.

— Теперь, – думали они, – будем целый день порхать с цветка на цветок и есть сладкое.

Но жизнь бабочек оказалась не такой беззаботной, как думали мальчики. После множества испытаний им с горечью пришлось признать: на улице того и гляди, крылья оборвут, в огороде травят, в небе воробьи клюют.

Прием “Пирамида знаний”

Ребята, мы уже многое узнали, многое повторили. Сейчас, я предлагаю вам составить пирамиду знаний. Но знания только те, которые у нас уже есть и мы знаем, как ими пользоваться. (Данный прием способствует активному участию в учебном процессе и контролирует на каком уровне осознания находятся ученики)

Рефлексия

Прием “Ладошки”

1. Большой – для меня было важным и интересным …..

2. Указательный – по этому вопросу я получил(а) конкретную информацию….

3. Средний – мне было трудно…..

4. Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…..

5. Мизинец – для меня было недостаточно…… (Благодаря данному приему ученики оценивают свое настроение и важность данного урока.)

Приемы, представленные в данном фрагменте урока, помогают мне сформировать внутренние, осознанные и перспективно-побуждающие мотивы учения. При формировании осознанных мотивов учения, ученик полностью отдает себе отчет о проделанной работе и соответственно самосовершенствует себя полученным материалом, за что отвечают внутренние мотивы учения.

Фрагмент урока математики по теме

Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр”, 2 класс

Цель

Создание условий для изучения записи и чтения чисел от 11 до 99 и определения поместного значения цифр.

Планируемые результаты

Предметные

Знать:

нумерацию чисел, запись чисел

Понимать:

как читаются числа, десятки и единицы

Применять:

запись чисел, определение поместного значения чисел

Анализировать:

сравнение чисел, работу своих одноклассников

Синтезировать:

составление выражения

Оценивать:

значимость урока в реальной жизни, уровень полученных знаний

Метапредметные

Регулятивные:

  • Умение определять цель деятельности с помощью учителя

  • Умение планировать свою деятельность.

  • Умение осуществлять самоконтроль.

  • Умение высказывать свои предположения.

  • Умение сохранять учебную задачу, выполнять оценку и коррекцию.

  • Умение адекватно воспринимать оценку.

Познавательные:

  • Умение делать выводы о результатах работы.

  • Умение ориентироваться в учебнике.

  • Умение искать и выделять необходимую информацию.

  • Умение осознанно читать, строить речевые высказывания.

Коммуникативные:

  • Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  • Умение слышать и слушать одноклассников и учителя, вести диалог.

  • Умение договариваться и приходить к общему решению.

Личностные:

1. Формирование умения осознанного доброжелательного отношения к другим, их мнению и мировоззрению.

2. Освоение личностного смысла учения, развитие интереса к математике.

План урока с распределением времени:

Открытие нового материала – 10 минут

Рефлексия – 5 минут

Ход урока:

Открытие нового знания

— Откройте учебник

— Проверьте свои предположения, прочитайте задачу урока.

— Выложите с помощью геометрических фигур число 42. Десятки обозначьте треугольниками, а единицы – точками.

— Сколько в этом числе десятков?

— Сколько единиц?

— Как записать это число?

— Какую цифру вы записали на первом месте справа? — Что она обозначает?

— Какую цифру записали на втором месте справа?

— Что она обозначает?

Прием “Свет молнии”

— Ребята, скажите мне, какое сейчас у вас сейчас отношение к сказанной информации?

  • Увлечён;

  • полезно;

  • заинтересован;

  • нужно и т.д.

— Как вы думаете, что произойдет, если цифры захотят поменяться местами?

— Выложите модель этого числа из геометрических фигур.

— Сколько в новом числе единиц и десятков?

— Какой можно сделать вывод?

— Какое место занимают единицы?

— Какое место занимают десятки?

(Данный прием обеспечивает результативную обратную связь)

Рефлексия

Прием “Рейтинг популярности”

— Ребята, перед вами лежат карточки красного, желтого и зеленого цвета, положите на край парты тот цвет, с которым вы согласны:

красный – работа прошла интересно, помогла решить проблемы урока;

зеленый – совместная работа помогла нам пообщаться, лучше узнать способности друг друга;

желтый – дело было важно для тех, кто был в этом заинтересован, его мы обсуждали вместе. (Определение активного участия в самом образовательном процессе)

Данный фрагмент урока помогаем мне сформировать учебно-познавательные мотивы учения, которые направляют школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы. Также в данном фрагменте на этапе рефлексии показан такой прием, который будет способствовать формированию осознанных мотивов учения, это означает, что учащиеся могут рассказать о причинах, побуждающих их к действию, выстроить побуждения по степени значимости.