Классный час «Маленькие узники блокады»


Автор: Набокова Елена Александровна
Место работы: МБОУ СОО "Школа №2 г. Облучье"
Должность: учитель истории


Цель: формирование патриотического чувства подрастающего поколения, интерес к истории своего города

Задачи:

  1.  воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа;
  2.  познакомить ребят с жизнью детей в блокадном Ленинграде;
  3. пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа, своих сверстников, в период блокады Ленинграда

Ход классного часа

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

Слово учителя: 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война – самая тяжёлая и кровопролитная в истории человечества. В ней участвовало 72 государства. Советский Союз вступил в войну 22 июня 1941года, в этот день началась Великая Отечественная война.

Ученица читает стихотворение:

22 июня 1941 года
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.
Стих написан: 1943

Слайд 2.Аудио (Голос Левитана о начале ВОВ)

Слово учителя: Война для нашей страны продолжалась 1418 дней, она унесла жизни свыше 27 млн.человек. Исключительное значение немецко-фашистское руководство придавало захвату Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). В директиве начальника штаба военно-морских сил Германии No 1601 от 22 сентября 1941 года «Будущее города Петербурга» говорилось:

Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица Земли. После
поражения Советской России, дальнейшее существование этого крупнейшего
населённого пункта не представляет никакого интереса…

Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из
артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сровнять его с
землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены
просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с
пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не
могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на
существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части
населения.

Наступление на город началось 10 июля 1941 года. Преодолев упорное сопротивление советских войск, фашисты в начале сентября прорвались к Ладожскому озеру, отрезав таким образом Ленинград от остальной страны. Ленинград оказался в кольце блокады.

Слайд 3. Блокада Ленинграда — военная блокада города финскими и испанскими войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года — 872 дня. И хотя официальной датой начало блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной, однако жители города потеряли возможность покинуть Ленинград двумя неделями раньше: железнодорожное сообщение было прервано 27 августа, и на вокзалах и в пригородах скопились десятки тысяч людей, ожидавших возможности прорыва на восток.

В окружении вместе со взрослыми в эти тяжелейшие для города дни были 400
тысяч детей.

Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов,
от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной
чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд
и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.

Ученик читает стихотворение: О. Берггольц
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады –
мы не покинем наших баррикад…
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамёна Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
Такое обещание даю
Я, горожанка, мать красноармейца,
Погибшего под Стрельною в бою:
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей.

Слово учителя: Александр Фадеев в путевых заметках «В дни блокады» писал:

«Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города,  обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом… И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке».

Слайд 4. Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой:

«Бабушка умерла 25 января…», «Дядя Алеша 10 мая…», «Мама 13 мая в
7.30 утра…», «Умерли все. Осталась одна Таня».

Записки этой девочки, которая погибла в 1945 году в эвакуации, стали одним их грозных  обвинений фашизму, одним из символов блокады.

Ученица читает стихотворение:
Девять страничек. Страшные строчки
Девять страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
«Маму и бабушку голод унес.
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной… » Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет.
Я расскажу вам, что было потом:
Эвакуация, хлеб и детдом.
Где после голода, всех испытаний
Выжили все, умерла только Таня.
Девочки нет, но остался дневник,
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба…
дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!
Автор: Илья Малышев

Слово учителя: У детей было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. Они были такими же блокадниками, как взрослые. И погибали так же. Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала «Дорога жизни», проложенная через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей  стариков. Война разбросала их по разным уголкам Союза, по-разному сложились их судьбы, многие не вернулись обратно.

Слайд 5. Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях.

Слайд 6. Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1- 4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.

В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы. Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее, интереснее, содержательнее. «К урокам готовлюсь по-новому, – писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В. Ползикова – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ.  Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя».

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в  единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату… Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах… » Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».

К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из  продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города.

Слайд 7. Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.

Одна из учениц писала об этой новогодней елке:

«6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти». Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов: «Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение».

Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы  им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль «Дворянское гнездо», в Большом драматическом – «Три мушкетера». В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем «Овод».

Слайд 8,9. Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий  пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: «Не уйду, пока не выполню норму!»

Весной и осенью дети активно работали на огородах и совхозных полях. Во время налетов сигнал учителя служил тому, что дети, снимая головные уборы, падалилицом в землю.  превозмогая жару, грязь, дождь и первые заморозки, юные герои блокадного Ленинграда собирали рекордный урожай.

Слайд 10. (Видео – вспоминают дети-блокадники)
18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была  прорвана, а 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. В честь победы в битве за Ленинград над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…

Слайд 11. (Видео “Прорыв блокады Ленинграда. Операция “Искра”)

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – «сыновьями полков», получившими награды на полях сражений.

В 2019 году 27 января исполняется 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Она унесла жизни полутора миллионов человек. Несмотря на то что немцы всеми силами пытались уничтожить Ленинград, город жил. Жил и выстоял.

События, которые происходили в Ленинграде с 8.09.1941 по 27.01.1944, всему миру показали великий дух народа, способного на подвиг в условиях голода, болезней, холода и разрухи. Город выстоял, но цена, заплаченная за эту победу, была очень высока.

3. Завершение. Наш классный час подошёл к концу. И хочется его завершить
стихотворением.

Слайд 12. Ученик читает стихотворение:
Дети блокады
Их теперь совсем немного –
Тех, кто пережил блокаду,
Кто у самого порога
Побывал к земному аду.
Были это дети просто,Лишь мечтавшие о хлебе,
Дети маленького роста,
А душой почти на небе.
Каждый час грозил им смертью,
Каждый день был в сотню лет,
И за это лихолетье
Им положен Целый Свет.
Целый Свет всего, что можно,
И всего, чего нельзя.
Только будем осторожней –
Не расплещем память зря.
Память у людей конечна –
Так устроен человек,
Но ТАКОЕ надо вечно
Не забыть. Из века в век!
Автор: Лев Зазерский

Список использованных источников

  1. Георгий Петров. «125 блокадных грамм…». Журнал «Загадки истории».
    No1/2,2017.
  2. https://pics.ru/vospominaniia-o-blokade-leningrada
  3. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=862529
  4. https://regnum.ru/news/2380291.html5.
  5. http://www.ereading.club/bookreader.php/1032991/Shkola_zhizni._Vospominaniya_d
    etey_blokadnogo_Leningrada.html
  6. https://www.youtube.com/watch?v=wRaA-eeyuI0
  7. https://fishki.net/1301948-blokada-leningrada-240-foto-chast-1.html

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать − 8 =