Пояснительная записка
Перед вами громада‒русский язык.
Наслаждение глубокое зовет вас,
наслаждение погрузиться во всю
неизмеримость его и изловить чудные законы его
Н.В. Гоголь
Цель программы
Рамки урока и насыщенность школьной программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей.
В настоящее время ‒ в период модернизации учебного процесса, в период перехода школ на новые программы, предусматривающие всестороннее развитие ребенка с учетом его индивидуальности, ‒ особенно важно и нужно расширять рамки знаний учащимися не только программного материала. Учитель должен, а, скорее всего, обязан, знакомить учеников со всеми сторонами русской речи:
- фонетической (звуковой);
- лексической (словарем);
- грамматической.
- На помощь учителю приходят факультативные и кружковые занятия.
Что же заставляет меня постоянно обращаться к литературе по русскому языку, составлять программы занятий с учащимися, подбирать к ним занимательный материал? Большое желание учить детей познавать русский язык. Подобрать материал иногда не просто, надо иметь время, желание этим заниматься. Не секрет, что наши дети стали гораздо меньше читать, а значит, речь детей оставляет желать лучшего. Неправильное употребление слов, наличие в их речи слов-сорняков, небогатый словарный запас, нелогичная последовательность высказываний ‒ это далеко не полный перечень речевых ошибок учеников. Поэтому я и решила помочь им в изучении родного языка, используя факультативный курс, который рассчитан на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Задачи:
- способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала;
- содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать навыки лингвинистического анализа;
- повышать уровень языкового развития школьников;
- воспитывать культуру общения;
- воспитывать интерес к русскому языку.
В данной программе выдержаны три линии, три раздела:
- Работа над лексикой (значением и происхождением слов).
- Работа над орфоэпией (правильным произношением и ударением).
- Обучение правильному употреблению слов.
Материал каждого раздела рассредоточен по всему занятию. Это позволяет мне чередовать работу над всеми сторонами речи, что способствует достижению поставленных целей и задач.
Актуальность данной программы
Она определяется рядом факторов практического характера, под которыми понимаются тесное общение учителя и учащихся, ориентирование на творческую самореализацию развивающейся личности в учебном процессе.
Одним из источников совершенствования процесса обучений является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые, с точки зрения развивающегося обучения, нуждаются в определенной корректировке и усовершенствовании. При внедрении данной программы в обучение учащихся на факультативных или кружковых занятиях учитель получит возможность углубленно, творчески подойти к обучению родному языку младших школьников, помочь познать им тайны русской речи и практически овладеть ею.
Эффективность программы
Высокая эффективность методов, средств и форм обучения обосновывается следующими доводами:
- Соблюдаются основные дидактические принципы обучения: сознательность, доступность, наглядность, занимательность изучаемого материала.
- Тексты разнообразны по содержанию, безупречны в языковом отношении;
- Занятия способствуют повышению желания детей читать художественную литературу, что особенно актуально в наше время;
- Они способствуют воспитанию любви к русскому слову.
Решению этой задачи служат:
- многообразие видов и форм работ по языковому материалу;
- занимательные и обучающие игры;
- работа со словарями разных видов;
- обучение умению находить различными способами ответы на вопросы;
- анализировать слово, предложение, текст;
- обучение элементам исследования слова.
Практическая значимость
Данная работа преследует единственную цель: развитие личности ученика через прочное усвоение норм грамотной русской речи, расширяя кругозор детей, развивая образное мышление, творческое отношение к родному языку.
На занятиях организуется активное обучение, формируются исследовательские навыки при сознательном восприятии учебного материала в интересной форме.
Учащиеся на занятиях получают знания и умения посредством активной заинтересованности и творческой деятельности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Дата | Тема занятия | Цели | Содержаниезанятия |
1-2 | 6.09 | Сколько вы знаете слов? Язык мой ‒ друг мой. | Показать богатство русского языка. Прививать любовь к нему. | Беседа «К истокам слова». «Сентябрь», «Астра». |
3-4 | 13.09 | Значение слова. Школьные вещи. Говорите правильно! | Научить детей выбирать точное наиболее подходящее слово для выражения своей мысли. | Беседа «Портфель», «Альбом», «Карандаш». Говорите правильно! К истокам слова. |
5-6 | 20.09 | Однозначные и многозначные слова. К истокам слова. Говорите правильно! | Уметь различать разные значения одного и того же слова. Сформировать у учащихся лексические понятия Повышать культуру речи учащихся. | Значение слова. Говорите правильно! К истокам слова «Красный». |
7-8 | 27.09 | К истокам слова. Словообразование. Шутки — каламбуры. | Уметь пользоваться словарём. Уметь слушать свою и чужую речь. | Значение слова. «Флоксы», «Ситец». К истокам слова. «Пчела». Шутки-каламбуры. «Через, чур, много ну и значит». |
9-10 | 4.10 | Октябрь. Значение слова. | Знать, как произошли названия месяцев. Учить правильным нормам ударения в словах. Учить работать над звуковой стороной речи. | Золотой дождь. К истокам слова. Значение слова. Говорите правильно! Синонимы. |
11-12 | 11.10 | Значение слова «гладиолус». Учимся говорить правильно. | Научить анализировать слово, расчленять его на части. Вырабатывать навык правильного произношения и ударения в словах. | К истокам слова. «Гладиолус». Говорите правильно! Запомните! Значение слова. Красная строка. «Квартал». Искра-искры. |
13-14 | 18.10 | Почему так назвали? Ноябрь. | Развивать умение работать со словами, над их значением, произношением, словоупотреблением. | Чтение стихотворения. К истокам слова. «Осень», «Хризантема». Говорите правильно! |
15-16 | 25.10 | Значение слова. Антонимы. | Познакомить со значением общеупотребительный слов. Развивать орфографическую зоркость. Познакомить с антонимами. | Значение слова. Говорите правильно! «Арбуз», «Чихать», «Коклюш». Антонимы. |
17-18 | 1.11 | Почему мы так называем? Декабрь. | Научиться выбирать точное, наиболее подходящее слово для выражения мысли. Закрепление в рёчи правильных норм ударения. | К истокам слова. «Декабрь». Значение слова. «Лыжи», «Коньки», «Бить баклуши», «Попасть впросак». Говорите правильно! |
19-20 | 15.11 | Значение слова. Почему так назвали? | Развивать умение точно употреблять в речи слова. Пробуждать у детей интерес к родному языку, к слову. | К истокам слова. «Перепел», «Перепёлка», «Павлин», «Пингвин», «Засучив рукава», «Спустя рукава». Говорите правильно! |
21-22 | 22.11 | Значение слова. Январь. Омонимы. | Уметь устранить однообразное употребление слов в речи. Продолжить работу над глагольными формами. | «Январь». Значение слова. Почему мы так говорим. Говорите правильно! |
23-24 | 29.11 | К истокам слова. Значение словосочетания. | Дать прочные знания о языке. Включать слова и формы слов в активную речь учащихся. | К истокам слова. «Каникулы». Значение словосочетания. Говорите правильно! Почему мы так говорим? |
25-26 | 6.12 | К истокам слова. Образные выражения. | Повысить познавательную деятельность учащихся. Воспитывать внимание к значению слова. | К истокам слова. «Волк», «Заяц». Язык твой ‒ друг твой. Почему мы так говорим? «Зарубить на носу», «Из мухи делать слона», «Медведь на ухо наступил». Вспомните! |
27-28 | 13.12 | Сила слова беспредельна. | Формировать навык правильного fпроизношения слов. Предупреждать орфоэпические ошибки в устной речи учеников младших классов. | Говорите правильно! «Мозоль», «Тюль», «Толь». Значение слова. Почему мы так говорим? |
29-30 | 20.12 | Почему их так называют? Февраль. | Знакомить со значением слов. Уметь слушать свою и чужую речь. Прививать умение пользоваться словарём. | «Заварить кашу», «Жить на широкую ногу», «Февраль», К истокам слова. Значение слова. «Зеленушка», «Вертишейка», «Зяблик». |
31-32 | 27.12 | Значение слова. Почему мы так говорим? | Развивать умение работать со словом. Работать над значением, произношением, словоупотреблением. | «Язык» муравьев. Обезьяний «язык». «Снежные» слова. Говорите правильно! Эмоционально окрашенные слова. |
33-34 | 17.01 | Значение слова. Как делаются слова? | Уметь устранить однообразное употребление слов в речи. Включать слова и формы слов в активную речь учащихся. | К истокам слова. «Полоз». «Сани». «Петух». Говорите правильно! Значение слова «Земля». Страничка из «Веселого задачника». |
35-36 | 24.01 | Март. Фразеологизмы. | Уметь устранить однообразное употребление слов. Расширять словарный запас слов учащихся. | «Март». К истокам слова. Значение слова. Шуточные вопросы-загадки. |
37-38 | 31.01 | Происхождение слов. Значение слов. | Развивать познавательную активность. Учить наблюдать произношение и ударение в словах. | Слова, вышедшие из широкого применения. Фразеологизмы. Значение слова. Говорите правильно! |
39-40 | 7.02 | Происхождение слов. | Уметь различать значение одного и того же слова в контексте. | К истокам слова. «Дрожит, как осиновый лист». «Колокольчики». «Незабудка». |
41-42 | 14.02 | Происхождение слов. Апрель. | Научить понимать и анализировать отдельные языковые явления и факты. Вырабатывать умение слушать свою и чужую речь. | «Апрель». К истокам слова. Значение слова «мать-и-мачеха». Устойчивые словосочетания. Игра «Кто быстрей?». Говорите правильно! К истокам слова. |
43-44 | 21.02 | Происхождение слова. Устойчивые словосочетания. | Прививать любовь к русскому языку. Учить различать разные значения одного и того же слова в контексте. | «Фиалка», «фиолетовый». Устойчивые словосочетания. Игра «Кто быстрей?» |
45-46 | 28.02 | К истокам слова. Май. | Знать этимологию общеупотребительных слов. Учить внимательно относиться к словам родного языка. | Игра «Кто быстрее и кто больше?». Прочитать пословицы и определить, что в них сравнивается. «Май». «Сирень». Значение слова. |
47-48 | 7.03 | Значение слова. Цветы. Птицы. | Формировать у учащихся лексически понятия и умения. | Занимательный календарь. «Узелок на память» Значение слова. |
49-50 | | 14.03 | Значение общеупотребительных слов. Синонимы. Антонимы. | Прививать любовь к родному языку. Обогащать разговорную речь младших школьников | К истокам слова. «Тюльпан». Значение слова. Говорите правильно! |
51-52 | 21.03 | Происхождение слов. Значение слов. | Учить правильно употреблять слова и грамматические формы слов. Уметь выделять ударный слог. | К истокам слова. Занимательный календарь. Говорите правильно! |
53-54 | 4.04 | Значение слова. Июнь. | Уметь работать со словарем. Уметь слушать свою и чужую речь. Повышать культуру речи. | Почему мы так говорим? «Аника — воин». «Ахиллесова пята». «Июнь». Сила слова беспредельна! |
55-56 | 11.04 | Значение слов. Омонимы. | Развивать умение работать над словом, его значением, произношением, употреблением. | Омонимы. Значение слова. К истокам слова. Говорите правильно! |
57-58 | 18.04 | Почему их так называют? Омонимы. | Включать слова и формы слов в активную речь учащихся. Воспитывать культуру речи у младших школьников. | Омонимы. К истокам слова. «Канарейка». «Индюк». «Дятел». Говорите правильно! |
59-60 | 25.04 | Значение слов. Июль. | Знать этимологию общеупотребительных? слов: месяцев, цветов, вещей. Воспитывать любовь к родному языку | «Июль». К истокам слова. «Лукошко». Значение слова. |
61-62 | 2.05 | Происхождение и значение слова. Омофоры. Август. | Знать этимологию общеупотребительны слов: месяцев, цветов, овощей и т. д. Учить работать со словарем. | Омофоры. «Август». К истокам слова. Происхождение и значение слова. |
63-64 | 9.05 | К истокам слова. «Узелки на память». | Уметь слушать свою чужую речь. Воспитание культуры речи. | К истокам слова. «Узелки на память». Значение слова. Говорите правильно! |
65-66 | 16.05 | Язык мой ‒ друг мой. | Воспитывать любовь к родному языку, умение красиво и грамотно строить свою речь. | «Узелки на память». Фразеологические обороты. Игры-шутки.. |
67-68 | 23.05 | Итоговое занятие. | Воспитывать любовь к родному языку, умение красиво и грамотно строить свою речь. | «Узелки на память». Фразеологические обороты. Игры-шутки. |
Разнообразные виды работ направлены на формирование у учащихся 4 класса комплекса речевых умений:
- свободное сочинение ( повествование с элементами описания);
- составление текста делового стиля;
- сочинение по материалам наблюдений;
- описание предмета;
- отзыв о книге;
- творческие работы с элементами описания, повествования, рассуждения;
- сочинение по сюжету картины;
- составление характеристики;
- ведение личного дневника;
- написание письма, записки;
- умение составлять словарь;
- сочинение-описание помещения;
- составление репортажа.
Система творческих работ направлена на то, чтобы ученики овладели следующими умениями:
- понять, осмыслить тему сочинения, раскрыть ее;
- передать в сочинении определенную идею;
- собирать и отбирать материал для сочинения;
- систематизировать материал для сочинения;
- правильно, логически последовательно выражать свои мысли
- правильно, логически последовательно выражать свои мысли
- совершенствовать написанное;
- редактировать собственный текст;
- выполнять работу достаточно быстро.