Программа по развитию речи «Путешествие в сказку».1-4 класс


Автор: Наталья Ивановна Каменева
Место работы: МБОУ "Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом"
Должность: учитель начальных классов


Пояснительная записка

Цель :

  1.  формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, расширение читательского кругозора первоклассников;
  2. обучение каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи;
  3.  развитие познавательных и творческих способностей учащихся через искусство художественного слова, театрализацию

Задачи:

  1. открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
  2. вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
  3. развитие эмоционально-чувственной сферы;
  4. обучение чтению – рассматриванию;
  5. формирование навыка чтения.
  6. вовлечение учащихся в различные виды деятельности;
  7. самостоятельное приобретение новых знаний;
  8. личностная мотивация выбора;
  9. организация деятельности учащихся, как индивидуальной, так и групповой.

В качестве учебного материала для формирования первоклассников – читателей – кружковцев выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.

Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести-семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.

Тематика программы была выбрана с учетом учебной ситуации по предмету для последующего углубления знаний учеников, по типу деятельности – информационная, ознакомительно-ориентировочна

Программа адресована учащимся 1-х классов для более глубокого изучения и осмысливания данной темы.

Программой на это отводится 1 час в неделю. Всего – 32 часа в год.

Тематическое планирование.

1Украинская народная сказка «Колосок»Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания

2

Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик»Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок

3

Русская народная сказка «Заяц – хваст». Сравнение с авторской сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки

4

Адыгейская сказка «Кто сильнее» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши»Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица

5

Сказки про зайцевПодбор сказок про эайцев. Викторина

6

Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработкахЧтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка

7

Чукотская сказка «Хвост»Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование

8

Удмуртская сказка «Как произошли медведи»Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки

9

Мордовская сказка «Благодарный медведь». Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе.Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина

10

Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко»Чтение сказки. Работа над пересказом
11Русская народная сказка «У страха глаза велики»Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки
12Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка»Чтение сказки. Иллюстрирование
13Русская народная сказка «Хаврошечка»Чтение сказки. Придумывание вопросов к тексту
14Сказки про лису. Русская сказка «Думы»Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки
15Сказки про зайца, лису и медведя.Выставка книг. Чтение сказок. Викторина
16Мордовская сказка «Разудалый петушок»Чтение сказки. Чтение по ролям. Пересказ
17Калмыцкая сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей»Чтение. Сравнение с мордовской сказкой
18Удмуртская сказка «Синица и старый воробей»Чтение сказки. Работа по содержанию сказки

19

Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост»Чтение сказки. Анализ прочитанного

20

Праздник «В гостях у сказки»Литературный праздник
21Ингушская сказка «Сокол и ворона»Чтение сказки. Работа над текстом
22Русская народная сказка «Байка про тетерева»Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц
23Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев»Чтение и инсценирование сказки
24Русская сказка «Лиса и тетерев»Чтение сказки, чтение в лицах. Анализ сказки
25Сказки про птицВыставка книг. Чтение. Сравнение
26Моя любимая сказка о животныхЧтение и пересказ любимых сказок
27Итоговое занятиеЛитературная викторина
28-32Резерв 

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − двенадцать =