Пояснительная записка
Цель :
- формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, расширение читательского кругозора первоклассников;
- обучение каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи;
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся через искусство художественного слова, театрализацию
Задачи:
- открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
- вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
- развитие эмоционально-чувственной сферы;
- обучение чтению – рассматриванию;
- формирование навыка чтения.
- вовлечение учащихся в различные виды деятельности;
- самостоятельное приобретение новых знаний;
- личностная мотивация выбора;
- организация деятельности учащихся, как индивидуальной, так и групповой.
В качестве учебного материала для формирования первоклассников – читателей – кружковцев выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести-семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Тематика программы была выбрана с учетом учебной ситуации по предмету для последующего углубления знаний учеников, по типу деятельности – информационная, ознакомительно-ориентировочна
Программа адресована учащимся 1-х классов для более глубокого изучения и осмысливания данной темы.
Программой на это отводится 1 час в неделю. Всего – 32 часа в год.
Тематическое планирование.
1 | Украинская народная сказка «Колосок» | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания |
2 | Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик» | Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок |
3 | Русская народная сказка «Заяц – хваст». Сравнение с авторской сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки |
4 | Адыгейская сказка «Кто сильнее» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши» | Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица |
5 | Сказки про зайцев | Подбор сказок про эайцев. Викторина |
6 | Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках | Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка |
7 | Чукотская сказка «Хвост» | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование |
8 | Удмуртская сказка «Как произошли медведи» | Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки |
9 | Мордовская сказка «Благодарный медведь». Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе. | Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина |
10 | Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» | Чтение сказки. Работа над пересказом |
11 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки |
12 | Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка» | Чтение сказки. Иллюстрирование |
13 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | Чтение сказки. Придумывание вопросов к тексту |
14 | Сказки про лису. Русская сказка «Думы» | Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки |
15 | Сказки про зайца, лису и медведя. | Выставка книг. Чтение сказок. Викторина |
16 | Мордовская сказка «Разудалый петушок» | Чтение сказки. Чтение по ролям. Пересказ |
17 | Калмыцкая сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей» | Чтение. Сравнение с мордовской сказкой |
18 | Удмуртская сказка «Синица и старый воробей» | Чтение сказки. Работа по содержанию сказки |
19 | Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост» | Чтение сказки. Анализ прочитанного |
20 | Праздник «В гостях у сказки» | Литературный праздник |
21 | Ингушская сказка «Сокол и ворона» | Чтение сказки. Работа над текстом |
22 | Русская народная сказка «Байка про тетерева» | Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц |
23 | Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев» | Чтение и инсценирование сказки |
24 | Русская сказка «Лиса и тетерев» | Чтение сказки, чтение в лицах. Анализ сказки |
25 | Сказки про птиц | Выставка книг. Чтение. Сравнение |
26 | Моя любимая сказка о животных | Чтение и пересказ любимых сказок |
27 | Итоговое занятие | Литературная викторина |
28-32 | Резерв |