Литературное чтение 3 класс (УМК «Гармония»)


Автор: Людмила Николаевна Мухамадеева
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» с. Аур
Должность: учитель начальных классов


Тема урока :

Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки»

Цели деятельности учителя:

  • организовать деятельность учащихся по ознакомлению с содержанием произведений Н. Рубцова «У сгнившей лесной избушки»;

  • создать условия для развития навыков выразительного чтения, умения выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы;

  • активизировать мыслительную деятельность – сравнивать художественные и научно-познавательные произведения;

  • способствовать воспитанию чувства гордости за свою Родину, привитию правил поведения в природе.

Планируемые результаты образования:

Предметные: уметь анализировать текст, сравнивать тексты, уметь передавать настроение автора.

Метапредметные

Познавательные: анализировать художественные и научно-познавательные произведения, определять значения слов, ориентироваться в тексте, ставить вопросы к тексту и обобщать высказывания.

Коммуникативные: читать вслух и про себя тексты; ставить вопросы к тексту и отвечать на вопросы, выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, бережного отношения к природе и правил поведения в природе.

Оборудование: картина «Осенний лес», предметные картинки «Грибы», карточки с загадками, корзинки для грибов, карточки со слогами, пиктограммы ‒ рисунки плана урока, оценочные листы, компьютер.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.

2. Разминка для чтения:

1) Прочитать на одном дыхании:
Ла – ля – ло – лё – лу – лю – лы – ли – ле – ил – ал – оль – уль – иль

2) Чистоговорка:
Ло-ло-ло – на улице…
Лу-лу-лу – стоит стол в …
Ул-ул-ул – у нас сломался …
Оль-оль-оль – мы купили …

3) Прочитай: а) орфографически; б) норма произношения:

Лось Леонтий летом шел,
Леденец в лесу нашел.
Видит вдруг: в больших калошах
Скачет лягушонок Леша.

Леденец увидел Леша,
Закричал: «Какой хороший!
Дай лизнуть один разок!»
Хвать и сразу наутек.

2. Мотивация к деятельности

Отгадайте загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает? (лес)

На доске картина «Осенний лес»

Сегодня мы с вами совершим путешествие в осенний лес.
Начнется наше путешествие с …

2. Проверка д\з

Пересказ фрагмента произведения, посвященный паучку. «Капитан – паук».
(самооценка )

3. Постановка учебной задачи

— Чем радует человека осенний лес? (дети называют)
— Хотите еще знать чем радует человека природа ?
— Откроем учебник на странице 16 и прочитаем название и автора стихотворения (дети называют)

4. Включение в систему знаний.

А) Объясни смысл выражений: на склоне дня, на склоне горы. Как можно сказать по-другому?
Б) Какие значения может иметь слово МИР? Подберите слово ‒ антоним.
В) Подбери синонимы к словам:
Простая –
Проносится –

1. Чтение стихотворения Н. Рубцова «У сгнившей лесной опушки».

Прочитай стихотворение про себя.

Подумай, где сделаешь паузы при чтении вслух. Когда усилишь голос?

Когда будешь читать медленнее, а когда быстрее?

2. Чтение стихотворения вслух.

3. Беседа по содержанию:

О каких признаках осени сказал поэт в стихотворении?

С каким чувством говорит поэт о родной природе?

Какие деревья встречал автор?

Чем любил он заниматься?

4. Работа над выразительным чтением

1) Перечитай последнее четверостишье.

О каком «мире чудес» написал Н. Рубцов?

Какие чувства поэта открылись вам в последних четырех строчках?

2) А сейчас попробуйте спеть песню на стихи Н. Рубцова (дети под аудиозапись читают напевая слова стихотворения).

3) Работа в группах – спеть (читая) группой.

(Самооценка )

Физминутка. «Гриша шел-шел, белый гриб нашел, наклонился, сорвал и дальше пошел» и т.д. называя другие грибы.

5. Работа с загадками

А знаете ли вы загадки о грибах?

А что такое загадка?

Загадайте их своим друзьям.

На столах у каждой пары лежат карточки с загадками. Вы должны прочитать загадку, отгадать ее, пойти найти этот гриб в классе и положить его в корзинку. Какие правила сбора грибов вы знаете? (Иллюстрации грибов развешаны по всему классу)

Загадки о грибах:

Разместился под сосной,

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник

Это белый … (боровик)

На пеньке сидят братишки

Все в веснушках, как малышки.

Эти дружные ребята

Называются … (опята)

Это миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна (сыроежка)

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются … (лисички)

Он живет под елками,

Скрытый их иголками.

Много у него братишек,

Рыжий гриб зовется (рыжик)

Догадайтесь-ка, ребята,

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (волнушка)

Точки белые на красном

Ядовитый гриб опасный.

Ни к чему тот разговор,

Не срывайте … (мухомор)

На грибы она сердита

И от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка!

Это бледная (поганка)

Коллективная проверка

(Самооценка)

6. Закрепление и повторение изученного материала

Каждая группа займет свое рабочее место.

Сложить из слогов названия грибов, которые мы встретили в лесу..

хо, еж, та, сы, мор, хо, пя, ки, ро, му – 1 группа

Мас, ди, ган, груз, ки, ля, по, та, лый, бе – 2 группа

Какая группа быстрее и правильно?

Коллективная проверка

(Самооценка)

7. Рефлексивная деятельность

8. Домашнее задание

Выучить наизусть любое стихотворение об осени.

Оценочный лист

Результаты моей деятельности

Самооценка

Оценка учителя

Умею читать выразительно стихотворение

  

Умею отгадывать загадки

  

Умею вести исследовательскую работу

  

Умею слушать произведение и отвечать на вопросы

  

Умею вести поисковую работу, составлять из слогов слова

  

Литературное чтение 2 класс (УМК «Гармония»)

Тема урока: «Трус» Л. Пантелеев.

Цели деятельности учителя: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с содержанием произведений Л. Пантелеев «Трус»; создать условия для развития навыков выразительного чтения, умения выражать при чтении свое отношение к различным чертам характера.

Планируемые результаты образования:

Предметные: создать условия для развития умения анализировать произведение, уточнять и обобщать полученные знания.

Метапредметные

Познавательные: развивать навыки аналитического мышления внимательного читателя, способствовать развитию творческих способностей; ориентироваться в тексте, ставить вопросы к тексту и обобщать высказывания.

Коммуникативные: прививать навыки по воспитанию взаимопомощи, культуры общения.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Личностные: формировать основы нравственного воспитания, вырабатывать у детей положительное отношение к храбрости и отрицательное к трусости.

Оборудование: аудиозаписи «Трус не играет в хоккей», «Трус»; распечатанные тексты биографии Л. Пантелеева, картинки к произведению, реквизит для инсценировки, оценочные листы.

Ход урока

I. Организационный момент (класс разделен на группы).

Слайд 1.

1. Послушайте песню и определите, о каком нравственном качестве человека мы сегодня будем говорить? («Трус не играет в хоккей»)

Слайд 2.

2. Разминка для чтения:

  1. Произнеси на одном дыхании:

та – тя – то – тё – ту – тю – ты – ти – те – ять – оть – тра – тли

  1. Работа с пословицей: прочитать ставя ударение на разные слова; с возрастанием темпа.

Боязливому и своя тень страшна.

  1. Собери пословицу.

аклов ясьтяоб кат и в сел ен ьтидох

(Волка бояться, так и в лес не ходить.)

II Работа по теме.

  1. Сегодня мы познакомимся с биографией и произведением Л. Пантелеева «Трус».

Игра «Микрофон» (читают биографию Л. Пантелеева, рассказывают «цепочкой» передавая микрофон).

Л. Пантелеев – псевдоним писателя. Его настоящее имя Алексей Иванович Еремеев.

Он родился 22 (9) августа 1908 году в Петрограде. Это было очень тяжелое время. Жил он только с мамой. Потом с матерью они переехали из Петрограда в Ярославскую область, спасаясь от голода.

Они часто переезжали из одного города в другой, но всюду их подстерегали голод и болезни. Мать Алеши ездила иногда в Петроград за вещами для детей.

Несколько лет он путешествовал по всей Европейской части России и Украине, пока, наконец, не вернулся в Петроград, где нашел свою семью.

В 1921 году он остался сиротой. Потом он бродяжничал и попал в Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского.Там он познакомился с Григорием Белых. Сначала они вместе учатся, потом поступают на курсы киноактеров, вместе бродяжничают и, наконец, вернувшись в Петроград, вместе пишут свою книгу «Республика ШКИД» (1927). Белых тогда было двадцать лет, а Пантелееву восемнадцать. Пантелеевым написаны и опубликованы также книги «Часы» (1928), «Пакет» (1933), «Ленька Пантелеев» (1939); сказки: «Карусели», «Как поросенок говорить научился», «Ау», «Буква ты», «Наша Маша», «Мариночка» и другие.

Во время войны он находился в осажденном Ленинграде. Пантелеева перестали печатать, и имя его практически не упоминалось. Лищь в 1954 году стараниями К. Чуковского и С. Маршака Пантелеева возвращают литературе. Умер писатель 9 июля 1987 года в Ленинграде.

  1. Работа с текстом С. 110

А) Прочитайте произведение с диктором наравне, отмечайте незнакомые слова.

Б) Игра «Мудрецы» (одна группа называет незнакомое слово, 2-я объясняет, потом меняются).

В) Работа по вопросам к тексту:

  • Почему мальчик испугался?
  • Прочитай о том, как вел себя мальчик, когда увидел, что над ним смеются.

  • Зачем девочка схватила удочку, оброненную мальчиком?
  • Когда по-твоему, мальчику было особенно стыдно?
  • Как вы думаете, почему рассказ назван «Трус», а не «Жадина»?

 

  1. Инсценировка картинки. (реквизит: одежда, кепки, удочки)
  2. Работа в паре – обсудите вопрос с товарищем.

Только ли жадность может помочь человеку победить страх?

Приходилось ли вам забывать о страхе и совершать нужный поступок? Расскажите, что помогло вам победить страх.

III. Итог. Рефлексия.

Ребята, давайте каждый нарисует храбрость.

Оценочный лист

Результаты моей деятельности

Самооценка

Оценка учителя

Умею читать выразительно

  

Умею читать наравне с диктором

  

Умею находить неизвестные слова в тексте

  

Умею слушать произведение и отвечать на вопросы

  

Умею вести поисковую работу, подбирать пословицы

  

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

17 + 14 =