Тема урока :
Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки»
Цели деятельности учителя:
организовать деятельность учащихся по ознакомлению с содержанием произведений Н. Рубцова «У сгнившей лесной избушки»;
создать условия для развития навыков выразительного чтения, умения выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы;
активизировать мыслительную деятельность – сравнивать художественные и научно-познавательные произведения;
способствовать воспитанию чувства гордости за свою Родину, привитию правил поведения в природе.
Планируемые результаты образования:
Предметные: уметь анализировать текст, сравнивать тексты, уметь передавать настроение автора.
Метапредметные
Познавательные: анализировать художественные и научно-познавательные произведения, определять значения слов, ориентироваться в тексте, ставить вопросы к тексту и обобщать высказывания.
Коммуникативные: читать вслух и про себя тексты; ставить вопросы к тексту и отвечать на вопросы, выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, бережного отношения к природе и правил поведения в природе.
Оборудование: картина «Осенний лес», предметные картинки «Грибы», карточки с загадками, корзинки для грибов, карточки со слогами, пиктограммы ‒ рисунки плана урока, оценочные листы, компьютер.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
2. Разминка для чтения:
1) Прочитать на одном дыхании:
Ла – ля – ло – лё – лу – лю – лы – ли – ле – ил – ал – оль – уль – иль
2) Чистоговорка:
Ло-ло-ло – на улице…
Лу-лу-лу – стоит стол в …
Ул-ул-ул – у нас сломался …
Оль-оль-оль – мы купили …
3) Прочитай: а) орфографически; б) норма произношения:
Лось Леонтий летом шел, | Леденец увидел Леша, |
2. Мотивация к деятельности
Отгадайте загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает? (лес)
На доске картина «Осенний лес»
— Сегодня мы с вами совершим путешествие в осенний лес.
Начнется наше путешествие с …
2. Проверка д\з
Пересказ фрагмента произведения, посвященный паучку. «Капитан – паук».
(самооценка )
3. Постановка учебной задачи
— Чем радует человека осенний лес? (дети называют)
— Хотите еще знать чем радует человека природа ?
— Откроем учебник на странице 16 и прочитаем название и автора стихотворения (дети называют)
4. Включение в систему знаний.
А) Объясни смысл выражений: на склоне дня, на склоне горы. Как можно сказать по-другому?
Б) Какие значения может иметь слово МИР? Подберите слово ‒ антоним.
В) Подбери синонимы к словам:
Простая –
Проносится –
1. Чтение стихотворения Н. Рубцова «У сгнившей лесной опушки».
Прочитай стихотворение про себя.
Подумай, где сделаешь паузы при чтении вслух. Когда усилишь голос?
Когда будешь читать медленнее, а когда быстрее?
2. Чтение стихотворения вслух.
3. Беседа по содержанию:
– О каких признаках осени сказал поэт в стихотворении?
– С каким чувством говорит поэт о родной природе?
– Какие деревья встречал автор?
– Чем любил он заниматься?
4. Работа над выразительным чтением
1) Перечитай последнее четверостишье.
– О каком «мире чудес» написал Н. Рубцов?
– Какие чувства поэта открылись вам в последних четырех строчках?
2) А сейчас попробуйте спеть песню на стихи Н. Рубцова (дети под аудиозапись читают напевая слова стихотворения).
3) Работа в группах – спеть (читая) группой.
(Самооценка )
Физминутка. «Гриша шел-шел, белый гриб нашел, наклонился, сорвал и дальше пошел» и т.д. называя другие грибы.
5. Работа с загадками
– А знаете ли вы загадки о грибах?
– А что такое загадка?
Загадайте их своим друзьям.
– На столах у каждой пары лежат карточки с загадками. Вы должны прочитать загадку, отгадать ее, пойти найти этот гриб в классе и положить его в корзинку. Какие правила сбора грибов вы знаете? (Иллюстрации грибов развешаны по всему классу)
Загадки о грибах:
Разместился под сосной,
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник
Это белый … (боровик)
На пеньке сидят братишки
Все в веснушках, как малышки.
Эти дружные ребята
Называются … (опята)
Это миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна (сыроежка)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются … (лисички)
Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек,
Рыжий гриб зовется (рыжик)
Догадайтесь-ка, ребята,
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (волнушка)
Точки белые на красном
Ядовитый гриб опасный.
Ни к чему тот разговор,
Не срывайте … (мухомор)
На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это бледная (поганка)
Коллективная проверка
(Самооценка)
6. Закрепление и повторение изученного материала
– Каждая группа займет свое рабочее место.
Сложить из слогов названия грибов, которые мы встретили в лесу..
хо, еж, та, сы, мор, хо, пя, ки, ро, му – 1 группа
Мас, ди, ган, груз, ки, ля, по, та, лый, бе – 2 группа
Какая группа быстрее и правильно?
Коллективная проверка
(Самооценка)
7. Рефлексивная деятельность
8. Домашнее задание
Выучить наизусть любое стихотворение об осени.
Оценочный лист
Результаты моей деятельности |
Самооценка | Оценка учителя |
Умею читать выразительно стихотворение | ||
Умею отгадывать загадки | ||
Умею вести исследовательскую работу | ||
Умею слушать произведение и отвечать на вопросы | ||
Умею вести поисковую работу, составлять из слогов слова |
Литературное чтение 2 класс (УМК «Гармония»)
Тема урока: «Трус» Л. Пантелеев.
Цели деятельности учителя: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с содержанием произведений Л. Пантелеев «Трус»; создать условия для развития навыков выразительного чтения, умения выражать при чтении свое отношение к различным чертам характера.
Планируемые результаты образования:
Предметные: создать условия для развития умения анализировать произведение, уточнять и обобщать полученные знания.
Метапредметные
Познавательные: развивать навыки аналитического мышления внимательного читателя, способствовать развитию творческих способностей; ориентироваться в тексте, ставить вопросы к тексту и обобщать высказывания.
Коммуникативные: прививать навыки по воспитанию взаимопомощи, культуры общения.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Личностные: формировать основы нравственного воспитания, вырабатывать у детей положительное отношение к храбрости и отрицательное к трусости.
Оборудование: аудиозаписи «Трус не играет в хоккей», «Трус»; распечатанные тексты биографии Л. Пантелеева, картинки к произведению, реквизит для инсценировки, оценочные листы.
Ход урока
I. Организационный момент (класс разделен на группы).
Слайд 1.
1. Послушайте песню и определите, о каком нравственном качестве человека мы сегодня будем говорить? («Трус не играет в хоккей»)
Слайд 2.
2. Разминка для чтения:
- Произнеси на одном дыхании:
та – тя – то – тё – ту – тю – ты – ти – те – ять – оть – тра – тли
Работа с пословицей: прочитать ставя ударение на разные слова; с возрастанием темпа.
Боязливому и своя тень страшна.
- Собери пословицу.
аклов ясьтяоб кат и в сел ен ьтидох
(Волка бояться, так и в лес не ходить.)
II Работа по теме.
- Сегодня мы познакомимся с биографией и произведением Л. Пантелеева «Трус».
Игра «Микрофон» (читают биографию Л. Пантелеева, рассказывают «цепочкой» передавая микрофон).
Л. Пантелеев – псевдоним писателя. Его настоящее имя Алексей Иванович Еремеев.
Он родился 22 (9) августа 1908 году в Петрограде. Это было очень тяжелое время. Жил он только с мамой. Потом с матерью они переехали из Петрограда в Ярославскую область, спасаясь от голода.
Они часто переезжали из одного города в другой, но всюду их подстерегали голод и болезни. Мать Алеши ездила иногда в Петроград за вещами для детей.
Несколько лет он путешествовал по всей Европейской части России и Украине, пока, наконец, не вернулся в Петроград, где нашел свою семью.
В 1921 году он остался сиротой. Потом он бродяжничал и попал в Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского.Там он познакомился с Григорием Белых. Сначала они вместе учатся, потом поступают на курсы киноактеров, вместе бродяжничают и, наконец, вернувшись в Петроград, вместе пишут свою книгу «Республика ШКИД» (1927). Белых тогда было двадцать лет, а Пантелееву восемнадцать. Пантелеевым написаны и опубликованы также книги «Часы» (1928), «Пакет» (1933), «Ленька Пантелеев» (1939); сказки: «Карусели», «Как поросенок говорить научился», «Ау», «Буква ты», «Наша Маша», «Мариночка» и другие.
Во время войны он находился в осажденном Ленинграде. Пантелеева перестали печатать, и имя его практически не упоминалось. Лищь в 1954 году стараниями К. Чуковского и С. Маршака Пантелеева возвращают литературе. Умер писатель 9 июля 1987 года в Ленинграде.
- Работа с текстом С. 110
А) Прочитайте произведение с диктором наравне, отмечайте незнакомые слова.
Б) Игра «Мудрецы» (одна группа называет незнакомое слово, 2-я объясняет, потом меняются).
В) Работа по вопросам к тексту:
- Почему мальчик испугался?
Прочитай о том, как вел себя мальчик, когда увидел, что над ним смеются.
- Зачем девочка схватила удочку, оброненную мальчиком?
- Когда по-твоему, мальчику было особенно стыдно?
- Как вы думаете, почему рассказ назван «Трус», а не «Жадина»?
- Инсценировка картинки. (реквизит: одежда, кепки, удочки)
- Работа в паре – обсудите вопрос с товарищем.
Только ли жадность может помочь человеку победить страх?
Приходилось ли вам забывать о страхе и совершать нужный поступок? Расскажите, что помогло вам победить страх.
III. Итог. Рефлексия.
Ребята, давайте каждый нарисует храбрость.
Оценочный лист
Результаты моей деятельности | Самооценка | Оценка учителя |
Умею читать выразительно | ||
Умею читать наравне с диктором | ||
Умею находить неизвестные слова в тексте | ||
Умею слушать произведение и отвечать на вопросы | ||
Умею вести поисковую работу, подбирать пословицы |