Пояснительная записка
Методическая разработка учебного занятия по теме «Признаки подлинности банкнот Банка России» по дисциплине МДК.03.01. «Эксплуатация контрольно кассовой техники» выполнена с целью дать обучающимся представление о технологии изготовления подлинных банкнот, признаках платежности и подлинности банкнот, о способах выявления поддельных банкнот в денежной массе, приобретение обучающихся навыков проведения экспертизы денежных знаков.
Урок построен на технологии профессионального обучения, ориентированного на действие, методом направляющего текста и технологии опережающего обучения.
Изготовление банкнот – это сложный производственный процесс, включающий:
- Производство специальной бумаги;
- Изготовление специальных красок;
- Применение сложных технологий для создания оригинальных форм;
- Применение особых способов и видов печати, отличающихся от общепринятых в полиграфии;
- Использование специальных (видимых и скрытых) средств защиты.
Все эти приемы и разработки в комплексе призваны обеспечить защиту денежных знаков от подделок.
Денежные средства в кассу предприятия попадают путем оприходования, а также при поступлении наличных средств от покупателей и заказчиков за предоставленные товары или оказанные услуги, от подотчетных лиц при внесении в кассу излишков подотчетных сумм, от работников предприятия за товары, услуги, предоставленные кредиты.
Кассир, принимающий денежную наличность в кассу должен иметь представление об основах банкнотного производства, обязан знать признаки и правила определения платежности и подлинности банковских билетов (банкнот) и монет, прежде всего, Банка России.
Поскольку студенты осваивают такой вид профессиональной деятельности, как «Работа на контрольно кассовой технике и расчеты с покупателями», получение знаний, умений и навыков по этим вопросам необходимо, актуально и своевременно.
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема урока: «Признаки подлинности банкнот Банка России»
образовательная – Ознакомить обучающихся с денежными банкнотами банка России ; сформировать умения определения отличительных особенностей банкнот Банка России.
Развивающая — формировать умения анализировать, сравнивать, зрительно контролировать правильность и точность своих движений, развивать умения действовать самостоятельно.
воспитательная – продолжить формирование: активной жизненной позиции, воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности; воспитывать у обучающихся внимательность при работе с деньгами
Формируемые общие компетенции:
- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК.3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
- ОК.7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.
Формируемые профессиональные компетенции:
- ПК.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники и выполнять расчетные операции с покупателями.
- ПК.2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
Тип урока: комбинированый.
Методы: Объяснительно — иллюстративные
Межпредметные связи: дисциплины «Организация и технология розничной торговли», «торговые вычесления», «Деловая культура».
Учебно-материальное оснащение урока: денежные банкноты любого номинала, мультимедийный проектор, компьютер, компьютерная презентация.
Уровень усвоения знаний – 2.
Материально – техническое и методическое оснащение урока:
1. Дидактический материал:
- План урока (ход и конспект урока);
- Кросворд (Определение подлинности денежных банкнот);
- Задание № 1 (на выполнение самостоятельного задания)
- Задание № 2 (на выполнение самостоятельного задания)
- Мини плакаты (500, 1000, 5000 рублей образца 1997 года модификация 2010 года)
- денежные купюры номиналом (50, 100, 200, 500, 1000, 2000, 5000)
- Карты контроля