Повышение профессиональной компетентности воспитателей по математическому развитию дошкольников через решение педагогических ситуаций


Автор: Елена Владимировна Бегинина
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 43» г. Биробиджана
Должность: воспитатель


Дошкольное образование ‒ первое и самое ответственное звено в общей системе образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка.

Педагоги знают, что математика ‒ это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе (А.М. Леушина, З.А. Михайлова, А.В Белошистая, Ф.Н. Блехер и др.).

Математическое развитие дошкольников ‒ позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

Математическое образование дошкольника ‒ это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.

Внедрение в образовательный процесс Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) требует тщательного анализа педагогической деятельности в дошкольном учреждении.

Развитие профессиональной компетентности ‒ это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Развитие профессиональной компетентности воспитателей в области математического развития дошкольников следует рассматривать важнейшим направлением современной профессиональной и методической подготовки детей дошкольного возраста.

Для последовательного и правильного обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей в соответствии с возрастом и методику работы.

Профессиональная компетентность воспитателя ДОУ в области математического развития дошкольников характеризуется:

  • знанием содержания программы по данному разделу;
  • освоением и овладением различными организационными формами, методами и средствами познавательной деятельности;
  • умением, исходя из поставленных задач, выбрать и целесообразно использовать усвоенные методы и средства познания в практической деятельности;
  • овладением навыками целесообразной эффективной реализации полученных знаний, умений, навыков.

Таким образом, профессиональная компетентность воспитателей ДОУ в области математического развития детей дошкольного возраста предполагает высокий уровень знаний и опыта педагогической деятельности.

Несоответствие между профессиональной деятельностью и компетентностью воспитателей можно скорректировать путем самообразования; планомерной методической работой; повышением квалификации на базе учреждений, которые реализуют программы дополнительного профессионального образования.

В дошкольных учреждениях существуют различные формы повышения профессиональной компетентности педагогов, каждая из которых имеет свои специфические особенности: педагогические советы; консультации (индивидуальные и групповые); обучающие семинары; открытые просмотры занятий; методическое объединение; распространение опыта педагогов и т.д.

Для активизации познавательной деятельности и повышения компетентности педагогов наряду с традиционными формами внедряются методы активного обучения: практикумы, деловые игры, тренинги, мастер-классы и т.д.

Все вышеперечисленные формы используются в методической работе, так как они имеют значимую роль в образовательном процессе в целом и в системе повышения компетентности воспитателей в частности.

В то же время необходимо постоянно искать и другие эффективные варианты методической работы, так как особую актуальность приобретает разработка новых подходов к построению модели методической работы, направленной на повышение компетентности воспитателей в организации образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников.

Так, работая с воспитателями, обратила внимание, что анализ (индивидуальный, групповой, самоанализ) образовательной деятельности позволяет педагогу четко увидеть положительные стороны, позитивный опыт или осознать свои недочеты. Анализ образовательной деятельности можно сопоставить с решением педагогической ситуации, так как и то, и другое ‒ как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности педагога и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.

Педагогические ситуации можно использовать как часть педагогического совета, на методическом объединении и т.д., а также в индивидуальном обсуждении той или иной задачи по математическому развитию дошкольников.

Поэтому, в своей методической работе, в качестве одной из форм, которая ориентирует воспитателя на процесс анализа, самооценки и оценки, использую технологию создания и решения педагогических ситуаций.

Цель ‒ повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей ДОУ через технологию решения педагогических ситуаций, отражающих математическое развитие дошкольников.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по данной теме.
  2. Содействовать созданию условий для обеспечения позитивных изменений в математическом развитии дошкольников через повышение профессиональной компетентности воспитателей.
  3. Подобрать педагогические ситуации для развития профессиональной компетенции воспитателей ДОУ в процессе образовательной деятельности по математическому развитию детей дошкольного возраста.
  4. Предложить воспитателям проанализировать различные педагогические ситуации, возникающие при организации совместной образовательной деятельной по математическому развитию, привести примеры их решения.
  5. Побуждать воспитателей в ходе обсуждения своего профессионального опыта и опыта коллег выявить последовательность действий в той или иной педагогической ситуации.

Новизна опыта работы заключается в разработке педагогических ситуаций совместной образовательной деятельности математического развития дошкольников для использования в методической работе с воспитателями.

  1. Решение педагогических ситуаций делает методическую работу интересной, содержательной, полезной для дальнейшего успешного профессионального роста воспитателей.
  2. В процессе решения педагогических ситуаций повышается профессиональная компетентность воспитателей в области математического развития дошкольников.
  3. Воспитатели целесообразно используют усвоенные методы и средства для математического развития дошкольников.
  4. Происходят позитивные изменения в организации совместной деятельности по математическому развитию дошкольников.

Решение педагогических ситуаций как одна из эффективных форм в методической работе

Педагогическая ситуация ‒ составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую инженер-педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой. Это концентрированное выражение педагогического процесса и педагогической системы в их временном пространстве.

Педагогическая ситуация ‒ это событие, с которым педагог столкнулся в повседневной работе. Это событие ставит перед педагогом педагогические задачи, требующие решения.

«Педагогическая ситуация ‒ это форма совместной деятельности старшего воспитателя и педагога, в процессе которой педагоги решают ту или иную проблему, а старший воспитатель направляет их на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизируют педагогическую самостоятельность».

Педагогические ситуации могут создаваться целенаправленно (предварительно проектироваться) или возникать стихийно в процессе проведения занятия и других видов деятельности в образовательном процессе.

В связи с этим, педагогические ситуации можно разделить на:

  • спонтанно возникшие;
  • заранее спланированные.

Решение педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий:

  1. Обнаружение наличия педагогической ситуации.
  2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.
  3. Анализ педагогической ситуации.
  4. Решение педагогической ситуации.

Каждая педагогическая ситуация содержит ситуативную задачу. Ситуативная задача ‒ это «объект мыслительной деятельности, содержащий вопросную ситуацию, включающий в себя условие, функциональные зависимости и требования к принятию решения». Ситуативная педагогическая задача содержит вопросную педагогическую ситуацию, то есть ситуацию, имеющую педагогическую тематику.

Педагогическая ситуация ‒ это взаимодействие воспитателя с детским коллективом, а решение педагогической ситуации ‒ это взаимодействие педагогического коллектива. В любых видах педагогических ситуаций необходимо совместное решение задач, а также партнерские отношения во время поиска.

Классификация педагогических ситуаций

I. Классификация педагогических ситуаций по типу :

  • по месту возникновения и протекания (на занятии, вне, на улице, дома, и т.д.);
  • по степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные);
  • по степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);
  • по степени управляемости (жестко заданные, неуправляемые, управляемые);
  • по участникам (ребенок-ребенок, педагог-ребенок, родитель-ребенок и т. д.);
  • по заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);
  • по содержанию (учебные, создаваемые в целях обучения; воспитательные; коммуникативные и т.д.).

II. Классификация педагогических ситуаций по содержанию:

дидактические педагогические ситуации ‒ это ситуации, которые связаны с процессами управления познавательной детской деятельности , с вопросами создания необходимых условий разрешения противоречий между «знанием и незнанием», «умением и неумением».

воспитательные педагогические ситуации ‒ это ситуации, которые требуют от педагога осмысления сложившейся ситуации в сфере нравственных отношений и принятия на этой основе решения для изменения условий развития личности детей.

Существуют и другие классификации педагогических ситуаций. Например, выделяют штатные (они встречаются часто, в процессе ана­лиза действий детей легко и быстро могут быть сформулированы и решены задачи по их нивелированию) и нештатные (редко встречающиеся, сложные, неповторимые, требующие длительного вре­мени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые) педагогические ситуации.

Оперативные педагогические ситуации ‒ это ситуации, которые педагоги решают на протяжении всей своей профессиональной деятельности, посредством использования разнообразных методов, средств и приемов обучения и воспитания. Оперативные педагогические ситуации являются элементами тактических педагогических ситуаций. Отличие их состоит только в том, что они требуют незамедлительного решения сразу в момент возникновения.

Таким образом, педагогические ситуации можно разделить на виды :

  • ситуации деятельности;
  • ситуации поведения;
  • ситуации отношений.

Каких бы классификаций педагогических ситуаций не существовало, главное ‒ правильное их решение. А это потребует от педагога проявление педагогической компетентности: знаний, умений, личностных качеств.

Педагогическая ситуация всегда проблема. Всякая педагогическая проблема ‒ это объективно возникающий в педагогической теории или педагогической практике вопрос относительно процессов обучения и воспитания детей.

Педагогическая деятельность представляет собой непрерывное решение педагогических задач. Решить их ‒ значит найти адекватный данной педагогической ситуации способ достижения педагогической цели.

Различные педагогические ситуации и их решение являются необходимым элементом профессиональной педагогической компетенции воспитателей.

Педагогические ситуации для воспитателей по математическому развитию дошкольников

Проанализировав методическую литературу по данной проблеме можно отметить, что достаточно описано педагогических ситуаций, касающихся социально‒личностного развития детей дошкольного возраста, то есть воспитательного характера. Если взять за основу классификацию видов педагогических ситуаций, то это ситуации поведения и отношений.

Что же касается дидактических педагогических ситуаций, ситуаций деятельности (а именно к таким относятся ситуации по математическому развитию дошкольников), то они недостаточно отражены в методической литературе.

А ведь, как известно, составной частью процесса обучения являются педагогические ситуации, которые характеризуют его состояние в определенное время и в определенном месте. Динамичность процесса обучения, его способность к самодвижению и саморазвитию обеспечивается, обусловливается педагогическими ситуациями.

Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающихся педагогических ситуаций. Это наиболее подвижные, быстро поддающиеся изменению элементы процесса обучения.

Поэтому моей главной целью было помочь воспитателям в поисках ответа на вопрос «Как поступить в той или иной ситуации при организации образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников?»

Считаю, что именно решений педагогических ситуаций поможет воспитателю углубить понимание теоретических положений, на которых базируется методика математического развития детей дошкольного возраста; упорядочить и критически оценить педагогический опыт свой и коллег.

Свою задачу как автор опыта работы вижу в том, чтобы описать возможные педагогические ситуации (и их решения), которые могут возникнуть при организации и проведении образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников.

Педагогические ситуации, изложенные в данной работе ‒ это ситуации, связанные с освоением детьми образовательной программы дошкольного учреждения (с учетом комплексной образовательной программы «Детство») в познавательной области, в частности ‒ в математическом развитии.

При анализе педагогических ситуаций необходимо учитывать не только методику математического развития дошкольников, но и их возрастные особенности. Поэтому педагогические ситуации были разделены по возрастным категориям:

  1. педагогические ситуации с детьми младшего дошкольного возраста ;
  2. педагогические ситуации с детьми среднего дошкольного возраста;
  3. педагогические ситуации с детьми старшего дошкольного возраста.

В методической работе сначала использовала спонтанно возникшие педагогические ситуации, которые вытекали из просмотренных и проанализированных непосредственно образовательных деятельностей по математическому развитию. Данные педагогические ситуации, предложены на основе наблюдений, сделанных на практике в детском саду.

Впоследствии создавала и описывала ситуации, позволяющие смоделировать реальную действительность и возможные варианты педагогической ситуации при организации образовательной деятельности в области математического развития дошкольников.

Данные педагогические ситуации актуальны, так как с ними часто сталкиваются воспитатели при организации совместной деятельности по основным разделам математического развития дошкольников.

Анализируя их, можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки педагогической деятельности. Помощь воспитателям в освоении метода анализа педагогических ситуаций, является одним из ведущих направлений работы по повышению профессиональной компетентности.

В то же время развивается личная заинтересованность воспитателя, осознание им необходимости качественного использования теоретических и практических знаний, приобретения нужных умений и навыков при организации обучения.

Таким образом, главной целью создания и применения педагогической ситуации является совершенствование у воспитателей умений выбрать и целесообразно использовать усвоенные методы и средства для математического развития дошкольников.

При написании опыта работы мною была проанализирована методическая литература по данной теме. Данный анализ показал, что решение педагогических ситуаций используется в методической работе, но в большей степени по вопросам воспитания и социализации детей. Поэтому предстояла задача разработать дидактические педагогические ситуации.

Грамотно построенная система методической работы с педагогическими кадрами приводит к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ в целом и сплочению коллектива педагогов.

Современные требования к профессиональной компетенции воспитателей не могут быть реализованы без эффективного поиска оптимальных направлений и форм методической работы.

Одной из таких форм является решение педагогических ситуаций. Значение педагогических ситуаций огромно. Они концентрируют в себе все достоинства и недостатки педагогического процесса и педагогической системы в целом. Они играют значительную роль в формировании опыта педагогической деятельности.

Решение педагогических ситуаций помогает сделать методическую работу интересной, содержательной, полезной для дальнейшего успешного профессионального роста воспитателя.

Педагогические ситуации, описанные в работе, можно использовать при проведении педагогических советов, методического объединения, семинаров-практикумов, так как коллективный анализ помогает прийти к наиболее оптимальному решению педагогических ситуаций.

В то же время педагогические ситуации эффективны, как примеры к раскрытию темы; как метод активизации при организации диспута; как средство, помогающее определить, насколько правильно понятны воспитателями теоретические положения математического развития дошкольников.

Таким образом, можно сделать вывод, что включение в методическую работу решение педагогических ситуаций повышает компетентность воспитателей в области математического развития дошкольников.

Литература

  1. Абашина В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): учеб. пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений / В.В. Абашина. – 2-е изд., испр. и доп. – Сургут: РИО СурГПИ, 2005. – 137 с.
  2. Аншукова Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя // Управление ДОУ. ‒ 2004. ‒ № 3. ‒ С. 29-32.
  3. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ // Управление ДОУ. ‒ 2004. ‒ № 3. ‒ С. 82-85.
  4. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. ‒ М.: ТЦ Сфера, 2005. ‒ 96 с.
  5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений / А.В. Белошистая. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 400 с.
  6. Блехер Ф.Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф. Блехер // Дошкольное воспитание, 2008. – № 11. – С. 14-23.
  7. Детская психология в вопросах и ответах : сборник педагогических ситуаций / под ред. Б.С. Волкова, Н.В. Волковой. – М., 2002. – 256 с.
  8. Красная Е.В., Панферов В.Н. Психологический анализ проблемных ситуаций, возникающих в работе воспитателя детского сада // Вопросы психологии. – 1991. – № 4. – С. 32-39.
  9. Математическое развитие дошкольников: учебно-методическое пособие / сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец – СПб.: Детство-Прес, 2012. – 94 с.
  10. Петроченко Г.Г. Педагогические ситуации в дошкольной педагогике /Г.Г. Петроченко. — Минск, 1994. — 120 с.
  11. Практические семинары и тренинги для педагогов // Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2014.
  12. Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Повышение профессионаьной компетентности педагога дошкольного образования : учеб.-метод. пособие. ‒ М.: Педагогическое общество России, 2013.
  13. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие / Е.И. Щербаковаю. ‒ М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. ‒ 392 с.