Развитие грамматического строя речи дошкольников посредством игр-липучек


Автор: Ольга Ивановна Савицкая
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 43»
Должность: воспитатель


Речь ‒ чудесный дар природы ‒ не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

В.А. Сухомлинский

Хорошая речь важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической.

Грамматический строй речи это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя.

Морфологическая система это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка со взрослыми, в совместной деятельности с ними. Вот почему так важно, нам педагогам дошкольного образования, уделять особое внимание данному направлению работы.

Таким образом, можно сказать, что формирование грамматического строя речи является актуальной проблемой в работе с детьми дошкольного возраста.

Зная, что усвоить систему грамматических закономерностей дошкольникам очень сложно, они часто допускают ошибки, стараюсь использовать чаще игровой метод, однако и это не всегда является залогом успеха. Дети все равно быстро утомляются и теряют интерес к наглядному материалу, сюжету, а значит и к развивающей задачи.

Учитывая данные факты, увидела необходимость в разработке игр, которые не только развивают грамматический строй речи, но и позволяют создать эмоционально-положительный настрой у детей, обеспечивают интерес.

Доказано, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от степени сформированности движений пальцев рук, поэтому хотелось, чтобы игры способствовали не только становлению грамматическому строю речи дошкольников, а также развивали мелкую моторику одновременно.

Данным критериям отвечают игры-липучки, так как они способствуют формированию грамматического строя речи дошкольников, в то же время, развивая мелкую моторику. Вот почему я решила в процессе реализации задач по формированию грамматического строя речи дошкольников взять на вооружение именно игры-липучки.

Главная цель моего опыта работы развитие грамматического строя речи посредством игр-липучек.

Перед собой я поставила следующие задачи:

1. Формировать правильные лексико-грамматических категории.

2. Развивать познавательный интерес детей.

3. Обогащать игровой опыт детей и способы их игрового взаимодействия.

4. Развивать мелкую моторику рук.

Ведущая педагогическая идея опыта: Педагогическая работа по развитию грамматического строя речи дошкольников будет более эффективна, если при её организации использовать игры-липучки.

Практическая значимость: данный педагогический опыт может быть использованвоспитателями дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми дошкольного возраста, а также родителям дошкольников.

Предполагаемый результаты:

1. Активизируется познавательный интерес у детей.

2. Сформируются правильные лексико- грамматические категории.

3. Обогатится игровой опыт детей и способы их игрового взаимодействия.

4. Развиваются психические процессы и мелкая моторика рук.

А.Г. Арушанова отмечает, что формирование разных сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) протекает неравномерно и не одновременно, на различных этапах развития на первый план выдвигается та или иная сторона. В зависимости от этого на каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка приобретает специфические черт. В младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи.

Начав работать с детьми младшего возраста, обратила внимание, что почти у всех детей был достаточно сформирован активный и пассивный словарь, однако, многие неправильно употребляли родовые, числовые, падежные окончания существительных, местоимений, прилагательных (зеленые квадратов, красная мяч, много кружков и т.д.). Также имелись затруднения в составлении предложений (кошка поймала мыши, девочка моет посуда и т.д.), не говоря уже о коротком рассказе (составленный по игрушке, картине, серии картин), допускали ошибки типа «можу» вместо могу. И хотя такие морфологические ошибки являются возрастной закономерностью, поняла, что необходимо усиленно работать в данном направлении. Поэтому данной работе стала уделять большое внимание. Знаю, что успешнее всего использовать игровой метод, поэтому в основном работа строилась на его применении.

Работу с детьми по формированию грамматически правильной речи я проводила в основном через игры, отталкиваясь на следующие формы работы:

1. Словоизменение: категории числа: «Один — много»; категории рода: «Он, она, оно»; категории падежа: «У кого», Чего не стало», «Подарить кому», «Кормит кого», «Чем рисует мальчик», «Говорю о ком», «Читаю о чём» и т.д.

2. Словообразование: образование уменьшительно-ласкательных форм существительных «Назови ласково»; образование прилагательных от существительных «Какое варенье» и т.д.

3. Согласование: существительных с местоимениями «Чьи игрушки?»; существительных с прилагательными «Какое, какая, какой»; существительных с числительными «Сколько игрушек» и т.д.

4. Формирование фразы: простые нераспространённые предложения «Расскажем о кукле», распространённые предложения «К какому домику пойдем» и т.д.

Опыт работы с детьми показал, что однообразные игры быстро утомляют, надоедают детям, они ими быстро насыщаются. Учитывая важность проблемы, задумалась над идеей применения игрового метода в таком виде, который внес бы новизну в деятельность детей, сделал бы ее более увлекательной и интересной, при этом соответствовал бы специфике дошкольного возраста.

Так и возникла идея использовать уже имеющиеся игры в другом формате, а именно сделать из них игры-липучки. С помощью липучек я «превратила» некоторые игры уже совсем другое пособие, более функциональное.

В дальнейшем развитие грамматического строя речи детей стало для меня стала еще актуальнее, так как уже работала с дети среднего и старшего возраста с нарушениями речи.

В процессе педагогической работы, поняла, что идея использования игр-липучек не утратила своего преимущества, поэтому уже специально изготавливала игры на липучках.

Преимущества игр на липучках в том, что дети подолгу с увлечением прилепляют и снова отлепляют яркие картинки; данный процесс приклеивания завораживает, а интерес в разы повышает результативность. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.

Игры на липучках носят не только развивающий характер, но еще удобны в использовании: детали, скрепленные липучкой, не разъезжаются и остаются «на месте» где расположил их ребенок, и это делает игру максимально продуктивной.

Так, используя данные игры-липучки, убедилась, что благодаря не только наглядности, но и возможности действовать, они способствуют динамичности, эмоциональности их проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий.

Описание пособия игр-липучек

Пособие представляет собой игровое поле формата (А-4) и к каждому полю набор предметных картинок по лексическим темам, на которых наклеена самоклеящаяся липучка. Ребёнок должен подобрать предметную картинку к соответствующему предмету на поле и приклеить на липучку.

Для того, чтобы расширить функциональность игр, в группу был приобретён (на стену) ковёр светло-коричневый и коврики на подгруппу детей для работы за столами. Это очень удобно, я и ребёнок могут легко и быстро прикрепить к нему любую картинку, убрать или заменить; оно может быть использовано на любом занятии, являясь универсальным. Порой детей невозможно отвлечь от действия с картинками на липучках.

Характерными особенностями игр-липучек являются:

— широкое использование дидактического материала (различные дидактические игры можно преобразовать в игры-липучки),

— содержание игр-липучек можно варьировать (изменять и дополнять) в зависимости от условий и уровня развития детей,

— выполнение детьми разнообразных практических действий.

Для наиболее эффективного использования игр-липучек я соблюдаю следующие принципы:

1. Организация поэтапного применения игр-липучек с последовательным усложнением дидактических и развивающих задач.

В основу игр-липучек положен принцип обучения: «от простого к сложному». Каждая игра сначала проводится мною в простом варианте, в дальнейшем добавляю игровую задачу или усложняю существующую: например, в игре «Собери детей в гости» дети должны подобрать одежду для девочки и мальчика, а в игре «Объясните почему?» не только подобрать, но и объяснить свой выбор (Приложение 8).

2. Построение игры на основе сюжета и проблемной ситуации.

Игры-липучки имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или литературного произведения, которое хорошо знакомо детям; мотивацию в виде проблемной ситуации, которую необходимо решить, например «Подели игрушки», «Разложи по полочкам», «Собери детей в гости», «Наведи порядок в комнате» и т.д.

3. Систематизация и классификация игр-липучек по лексическим темам.

В самом начале своего опыта работы делила игры- липучки также как и другой материал по речевому развитию по разделам: словоизменение, словообразование, согласование, формирование фразы. Однако в дальнейшем обратила внимание, что удобнее для применения в работе разделить игры-липучки по тематическому принципу, так как с их помощью можно не только формировать грамматический строй речи дошкольников, но и знакомить с окружающим миром, а также использовать при закреплении пройденного материала.

На сегодняшний день в нашей группе имеется картотека игр-липучек, которые разделены по следующим лексическим темам:

1. Тема «Животный мир»

В данную картотеку вошли игры по следующим темам: «Дикие животные наших лесов», «Домашние животные», «Животные холодных стран», «Животные жарких стран».

2. Тема «Продукты питания».

3. Тема «Транспорт».

4.Тема «Игрушки».

5.Тема «Мебель».

6. Тема «Ягоды», «Фрукты».

7. Тема «Семья».

8. Тема «Одежда, обувь, головные уборы».

9. Тема «Профессии».

10. Тема «Цветы».

Все эти характеристики игр-липучек дают возможность применять их практически во всех видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребёнком.

Так как я создала игры-липучки к каждой лексической теме, поэтому применяю их практически на каждой непосредственно образовательной деятельности как часть занятия, например, по речевому развитию «Дикие животные». Причем применяю данные игры не только по речевому развитию, но по познавательному (ознакомление с окружающим миром), в частности по математическому развитию, например, при помощи игры «Кладовая Карлсона» формирую умение уравнивать неравные группы предметов (больше, меньше, поровну), упражняю в ориентировке в пространстве: справа-слева, посередине, впереди-сзади, выше-ниже, вверху-внизу; для формирования порядкового счета использую такие игры, как: «Расставь посуду по порядку», «Кто первый пришел, кто второй…», «Который домик красный, зеленый, синий…» и т.д.

Приведу еще один пример, как игры-липучки используются мною во всех видах образовательных областях (на примере лексической темы «Фрукты»): при организации занятия по математическому развитию использовала игру «Разложи поровну»; при формировании знаний об окружающем мире ‒ «Витамины фруктов»; в речевом развитии «Расскажи, куда положи фрукт» ‒ упражнять в использовании предлогов на, перед, под, за, в; социально-коммуникативное развитие ‒ «Чем поделишься с другом»; физическое развитие ‒ «Что неправильно сделал Незнайка» ‒ закреплять правила гигиены (моем овощи и фрукты), формировать культуру еды; и т.д.

В дальнейшем, после совместной деятельности, я ввожу игры-липучки в самостоятельную игровую деятельность. Дети имеют возможность самостоятельно поиграть в понравившуюся игру, так как в групповой комнате данные игры-липучки находятся в уголке по речевому развитию в свободном доступе.

Несомненно, значительную помощь в формировании лексико-грамматических конструкций оказывают родители. Совместная работа с родителями является неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи. Для повышения компетентности родителей мною были подготовлены следующие консультации: «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей 4-5 лет», «Значение игр по формированию грамматического строя речи», «Советы родителям», «Формируем грамматический строй речи у дошкольников». Познакомив родителей с играми-липучками, некоторые родители заинтересовались и изготовили их своими руками для игр с детьми в домашних условиях.

Делясь своим опытом с коллегами своего дошкольного учреждения, я подготовила и провела консультацию «Использование дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей», а также приняла участие в мастер-классе «Игры своими руками», в ходе которого поделилась своим опытом, а именно как сделать игру на липучках своими руками.

Анализируя свою деятельность по данной теме, пришла к выводу, что применение игр-липучек эффективно использовать для развития грамматического строя речи детей, так как у детей во время проведение игр активизируется познавательный интерес у детей, формируются правильные лексико-грамматические категории, обогащается игровой опыт детей и способы их игрового взаимодействия, а педагогический процесс проходит эмоциональнее и интереснее.

Таким образом, применение игр-липучек в педагогической деятельности позволяет мне решать сразу несколько задач: формирование грамматического строя речи дошкольников, активизации познавательных процессов, развитие мелкой моторики рук.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − шестнадцать =