Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированных лексических единиц (гласных звуков, слогов и слов)


Автор: Ирина Алексеевна Карпенко
Место работы: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №21"
Должность: учитель-логопед


Упражнение 1

Вариант 1.

Определение длины звучания языковой единицы, показ символа (короткого или длинного флажка) по следам восприятия гласных звуков, слогов, слов разной длины.

Вариант 2.

Определение силы звучания языковых единиц, показ символа (будильник – громкий звук, снежинка – слабый звук) по следам восприятия гласных звуков, слогов, слов, произнесенных с разной силой.

Упражнение 2

Произнесение гласных звуков (слогов, слов) разной длины, с разной силой в соответствии с предложенным логопедом символом (см. упр. 1).

Упражнение 3

Вариант 1. Подбор слова к символу с опорой на предметные картинки.

Ход упражнения. У каждого ребенка – один символ, обозначающий длину слова (короткий или длинный флажок), и две предметные картинки, одна из которых является иллюстрацией короткого (1) слова, другая – длинного (2), например: еж, бегемот.

Инструкция: «Посмотрите на картинки, назовите слово, подходящее для символа».

Вариант 2. Подбор символа к слову с опорой на предметную картинку.

Ход упражнения. У каждого ребенка – два символа, обозначающих длину слов, и одна предметная картинка, например: самолет.

Инструкция: «Назовите картинку, выберите символ для слова».

Упражнение 4

Подбор слов к символу без опоры на предметные картинки.

Ход упражнения. Логопед показывает один из символов, обозначающий длину слова.

Инструкция: «Придумайте слова, подходящие для символа».

Упражнение 5

Классификация предметных картинок на основе определения длины названия.

Ход упражнения. У каждого ребенка – два символа, обозначающих длину слов и набор предметных картинок. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Назови картинки, положи каждую к нужному символу».

Упражнение 6

Оценка правильности подбора символа к предложенной языковой единице.

Ход упражнения. Каждый ребенок называет гласный звук (слог, слово) различной длины звучания. Логопед в произвольном порядке выбирает символ для произнесенной языковой единицы.

Инструкция: 1) «Произнесите звук (слог) коротко или длительно»; «Произнесите длинное (короткое) слово;

2) «Определите, подходит ли флажок к этому звуку (слогу, слову)».

Упражнение 7

Оценка соответствия длины языковой единицы и символа.

Ход упражнения. На магнитной доске — предметная картинка (например, кот) и символ, обозначающий длину слова (например, длинный флажок). Примечание. Картинки и символы меняются (неправильный подбор чередуется с правильным). Инструкции повторяются.

Инструкции: «Произнесите название картинки. Это длинное слово или короткое? Правильно подобран флажок? Если нет, выберите нужный».