Симфония № 7


Автор: Радюк Мария
Место работы: МБОУ «Лицей № 23 с этнокультурным (еврейским) компонентом»
Должность:


«Читатель, а ты не задумывался о том, насколько музыка помогает нам в жизни? Ежедневно мы слушаем различные музыкальные композиции, тем самым получая много ярких и положительных эмоций.

А что было с музыкой в годы войны?

Она помогала людям побеждать смерть.»

3 октября 1941 года

«Меня зовут Гриша Мюзиков. Раньше я был обычным мальчишкой: постоянно гулял, ходил в школу. У меня не было никаких забот. Каждый день я проживал просто незабываемо, особенно когда меня записали в музыкальную школу, на класс скрипки. Эмоциям не было предела! С раннего детства я обожал всё, что было связано с музыкой. Можно сказать, что не мог без неё жить! Больше всего я любил симфонии Шостаковича. В 1939 году его оркестр посетил Ленинград, где исполнил новое музыкальное произведение «Симфония 6». Тогда я был очарован и застыл в благоговении от исполняемых мелодий. Но мои мечты не разделяла бабушка Люда. Она считала это «чушью» и даже чуть не выкинула листы с нотами, которые я сам сочинил. Конечно, я не злюсь на неё, ведь она единственная моя родная бабуля.

Но все мои мечты и надежды были разрушены в тот же миг, в один день, когда началась война. Сначала мы думали, что это ненадолго, на месяц, и совсем скоро советские солдаты выгонят фашистов.

Но всё случилось совсем по-другому.

Началась блокада.

Моя учительница посоветовала нам вести дневники, чтобы меньше думать о происходящем.

Надеюсь, это поможет…»

Наступила зима. Ленинград атаковали редчайшие морозы. Порой столбик термометра опускался до -40 градусов. Неудивительно, что вскоре топливо на освещение и отопление просто исчерпалось. Это же можно сказать и о еде. С каждым днём с улицы вывозилось всё больше и больше исхудавших трупов людей, которые не смогли выдержать такую тяжёлую судьбу.

Пробираясь по унылым дорогам блокадного города, Гриша нёс вёдра с водой. Это была его ежедневная обязанность, не считая похода за хлебом. Его бабушке Людмиле с трудом удавалось доходить до проруби с водой. Наконец Гриша добрался до дома.

Домом, знаете ли, это тоже тяжело назвать. Двухэтажное здание ещё царской постройки было наполовину разрушено от ударов немецких бомб. Стёкла на многих окнах были разбиты. Но даже закрыть их было нечем. Забравшись на второй этаж, мальчик открыл дверь в квартиру. В ней было 3 комнаты, в каждой из которых жили другие семьи. Грише с бабушкой выделили небольшую каморку с двумя кроватями и небольшим столом.

— Бабушка, я вернулся, – сказал Гриша.

— Гришенька, мальчик мой! – Людмила Михайловна подошла к внуку и забрала вёдра с водой. – Давай, проходи, замерз же небось.

Она постоянно волновалась, когда Гришка уходил из дома, ведь боялась объявления тревоги.

Не снимая старую телогрейку, доставшуюся ему от деда, парень сел на кровать, достал дневник и начал писать.

6 января 1942 года

«Сегодня знаменательное событие! Я иду в филармонию! Конечно, когда я был младше, мне удавалось не пропускать ни единого спектакля. Особенно выступлений нашего оркестра. Но в такие тяжёлые времена музыка стала для меня роскошью. Иногда я даже не могу играть на скрипке из-за отсутствия сил. Но сегодня мы будем выступать для ленинградцев, чтобы поднять их «боевой» дух и вселить веру в победу! Только надо придумать, как выйти из дома, чтобы бабушка не заметила. Думаю, я выбегу, когда она уйдет к её подружке тёте Ире после полудня.

Пожелай мне удачи, читатель!»

Сбежать из вида бабы Люды Грише удалось легко. Захватив с собой скрипичный футляр, он отправился в сторону филармонии. Оркестр, где выступал мальчишка, назывался «Мелодия победы» и состоял из 16 молодых ребят, которые так же, как и Гриша, не могли жить без музыки. Даже не имея сил, многие из них старались играть.

Мальчик пришёл как раз вовремя. Отрепетировав выход, руководитель и дирижёр Дмитрий Дмитриевич сказал напутственные слова юным музыкантам:

— Играйте с душой. Бездушное перебирание клавиш не сможет спасти жителей Ленинграда от тоски и мыслей о смерти.

Мы это понимали как никто.

Концертное выступление началось.

Красивая музыка очаровывала пришедших. Казалось, что она будто бы закрывала человеческие глаза на всю военную смуту. На голод. На смерти. Люди наслаждались каждой проигранной мелодией.

И вот начинается партия Гриши. Роль главной скрипки очень важна в команде оркестра, ведь она даёт начало кульминации музыкального исполнения. Скрипач проиграл лишь только ля минор, как грозно завыла сирена.

Спокойствие граждан было нарушено. Счастливые лица людей сменились тревожными. Началась эвакуация. Не успев забрать инструменты, дети вместе со взрослыми побежали в убежище. Гриша начал бояться за бабушку.

«А как же бабушка? Она же сейчас с ума сойдёт, что меня нет!»

Дмитрий Дмитриевич поймал мальчишку около дома:

— Ты чего убегаешь!? Погибнуть под бомбами хочешь?

— Но моя бабушка! Она не знает, что я здесь! – прокричал Гриша

Дирижёр отвел его в убежище и сказал оставаться тут, до прекращения ударов метронома.

Мальчик начал ждать.

Первый удар.

Второй.

Третий.

Через полчаса буря утихла, и все начали выходить наружу. Прихватив уцелевшую скрипку, Гриша побежал домой. В голове только одна мысль: «Бабушка! Бабуля! Хоть бы ты была жива!»

Дом был цел. Парень открыл дверь квартиры и увидел бабу Люду в слезах.

— Бабушка, – неуверенно промолвил он, – я здесь. Со мной всё хорошо.

Развернувшись, Людмила Михайловна ещё пуще расплакалась и начала ругать внука:

— Гриша! Что же ты наделал!? А если бы ты попал под бомбёжку! Почему ты убежал!?

— Я уходил… Уходил играть… Бабуль, это же всё во благо!

— Ох… Сердце моё, за что же ты меня так, Гринечка … Знала я, что ваша музычка до добра не доведёт! Всё! Я больше ничего не хочу слышать! Теперь ты вообще не будешь играть!

Бабушка выхватила из худощавых рук внука скрипку и ушла.

Огорчённый Гриша сел за стол и снова достал дневник:

«Дорогой читатель, тебе когда-нибудь запрещали делать то, что является смыслом твоей жизни? Сегодня я это ощутил. И знаешь, это самое ужасное чувство, которое может быть. Я же без музыки как без души!»

Спрятав дневник под подушку, мальчик лёг на кровать и уснул.

Прошло больше месяца с того момента, как Грише запретили играть. С этого времени многое поменялось, даже ухудшилось, ведь минуты жизни ленинградцев сокращались с каждым днём. Даже здоровье самого Гришки подкосилось. Теперь его мучил частый кашель и, что более тревожно, – мысли о смерти. Теперь ничто не могло заставить вернуть его желание жить.

Однажды Гриша снова пошёл за водой. Налив в вёдра воды, он хотел поднять их, но не смог. Мальчиком овладел сильный кашель и ему стало тяжело дышать.

Гриша упал на холодный снег…

Проснулся он уже в своей постели, рядом с которой сидела его бабушка, державшая внука за руку, и какой-то мужчина. Приглядевшись, Гриша понял, что это Дмитрий Дмитриевич. Он спас мальчишку от холодной смерти.

— Гришенька! – стала целовать его бабушка. – Бедненький мой!

— Бабуль, всё хорошо, мне уже лучше, – сказал я и поздоровался с учителем.

— Григорий, я очень рад, что ты в порядке. Я чудом увидел тебя среди вёдер и повёз на санях к Людмиле Михайловне.

— Спасибо вам огромное.

— Ох, Гришуня, тебе наверное холодно! Пойду сбегаю к соседке Нинке, может, у неё найдется одеяло, – сказала бабушка и ушла.

Мальчик всё так же лежал, прикованный к постели, и смотрел пустыми глазами в потолок.

— Гриша, что с тобой? Почему ты перестал ходить на репетиции? Нам не хватает твоей игры первой скрипки, – с волнением проговорил дирижёр.

— Дмитрий Дмитриевич, я уже не вернусь в оркестр. Бабушка запретила мне играть и забрала мою скрипку, – пробормотал я, сдерживая слёзы.

— Григорий, отставить отчаяние! Ты разве забыл, как твоя музыка спасала ленинградцев от тоски, боли и разочарования?

Вдруг Гриша вспомнил все концерты, которые проводил оркестр «Мелодия Победы», как многие его знакомые после выступления становились радостными и даже иногда не обращали внимание на собственный голод.

— Учитель, вы правы! Я не должен унывать, ведь мы должны помогать нашему народу одержать победу над фашистами. Так если не орудием, значит, мы спасём музыкой! – уверенно ответил мальчик.

— Вот это наш Гриша! Ну что, будешь снова играть? – спросил Дмитрий Дмитриевич.

Парнишка кивнул и добавил:

— Мы проведём концерт, который победит смерть!

Спустя неделю кропотливой работы Гриша снова направлялся в филармонию. Сегодня весь Ленинград соберётся туда, чтобы услышать новое музыкальное произведение.

Выступление началось. В зале и вправду собралось много людей, и Гриша увидел знакомый силуэт. Баба Люда! Но что она здесь делает?

— Симфония № 7. «Мелодия, победившая смерть»!

Заиграли инструменты. Медленное начало и выход первой скрипки. Гриша проигрывал грустную, протяжную мелодию до тех пор, пока не люди не услышали учащающиеся тикающие звуки метронома.

Но в тот же миг тоска сменилась на радость! Музыканты начали играть всё громче и громе, всё веселее и задорнее.

Загудела сирена. Ошеломлённые люди не понимали, почему оркестр продолжает исполнять композицию, и продолжали слушать. Никто из них теперь не боялся кричащей сирены.

И только когда музыканты закончили, метроном утих. Это была ложная тревога. Немцы не смогли ударить по блокадному Ленинграду, так как самолёт подбил советский лётчик.

Все встали, и зал наполнился аплодисментами.

10 февраля 1944 года

«Здравствуй, дорогой читатель. Вот и заканчивается последний лист моего дневника. Нам удалось пережить все несчастные 872 дня ожесточённой блокады. Закончились голод и смерть. Теперь нам не придётся прощаться с родными людьми и прятаться в сырых укрытиях от летящих бомб. Теперь музыка снова станет источником радостных эмоций. Но никто из нас не забудет, как она спасла всем нам жизнь в самые трудные годы войны!»

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − 17 =