Взаимодействие учебного предмета «Английский язык» с предметами начальной школы


Автор: Сахарова Ольга Николаевна
Место работы: МБОУ "Начальная общеобразовательная школа №14"
Должность: учитель английского языка


Современные социокультурные проблемы выдвигают новые требования к учителю: научить школьников мыслить масштабно. Этого можно достичь, если в восприятии ребенка соединить локальные знания по каждому предмету в широкую, целостную картину мира. Вот почему в настоящее время необходимо уделять столь пристальное внимание усилению межпредметных связей, интеграции различных компонентов образовательного процесса.

 

Понятие «интеграция» трактуется как восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение. Интеграция — это объединение знаний на основе общих закономерностей.

Принципы интегрированного подхода проявляются в следующем:

1. Усвоение различных аспектов языка (фонетики, грамматики, лексики) происходит не отдельно, а интегрированно. Учащиеся схватывают и усваивают их в процессе выполнения речевых действий. Обучение языковым средствам происходит не раздельно, а взаимосвязанно. Дети овладевают звуками, интонацией, словами, грамматическими формами, выполняя речевые действия с языковым материалом и решая разнообразные задачи общения. Поэтому я организовываю работу на уроке так, чтобы все формы и виды общения взаимодействовали друг с другом, и обучение им осуществлялось взаимосвязанно. Иными словами, 4 вида речевой деятельности рассматриваю как взаимозависимые части речевой практики.

2. Поскольку иностранный язык в основе своей интегративен, то обучение строю с учетом взаимодействия содержания предмета «Английский язык» с содержанием предметов начальной школы. Взаимодействие должно происходить как по линии усвоения знаний, обогащения информацией о культуре страны с учетом содержания предметов, изучаемых в начальной школе, так и по линии деятельности. Очень важно в процессе общения детей на занятиях включать в их деятельность элементы, характерные для их развития в ходе изучения предметов начальной школы. Необходимо усиливать межпредметные связи, развивая память, внимание, мышление, навыки и умения (например, развитие навыков монологической речи), которые работают не только на иностранный язык, но и на другие предметы.

 

Каждый ребенок формирует свою модель мира и действует, основываясь на свои сенсорные системы, т.е. органы чувств. Их же он использует и для обработки информации. У каждого ребенка есть одна преобладающая сенсорная система. Детям-визуалам для усвоения материала важно видеть, аудиалам – слышать. Дети-кинестетики воспринимают и перерабатывают, воспринимают информацию, прикасаясь к предметам и ощущая их. Важно, чтобы стиль восприятия, обучения ребенка совпадал со стилем преподавания. Или же детям необходимо дать некоторое время для перевода информации из одной сенсорной системы в другую. Ребенок не может жить и учиться, чтобы все свои мысли, свои знания не воплощать в различных типах детской деятельности (изобразительной, музыкальной, конструкторской, двигательной и др.). Память ребенка это – его интерес, он еще мал для того, чтобы сознательно поставить цель и запомнить. Эту особенность младших школьников необходимо развивать в процессе обучения иностранному языку в начальной школе.

 

Исходя из вышесказанного, важно детям на уроках дать возможность подвигаться, например, имитируя движения животных или изображая какую-либо букву. Разучивание и исполнение песенок, стихотворений, особенно с элементами двигательной активности, не только позволят усвоить или припомнить какую-либо информацию, но и сделают урок ярче, интереснее и насыщеннее. Совершенно необходимое для детей занятие – это рисование. Они очень любят рисовать иллюстрации к стихотворениям. Я скрепляю рисунки, оформляю титульный лист – получается книжка. Необходимо окружить детей привычным миром игрушек. Ребенку недостаточно только смотреть, ему необходимо взять предмет в руки, определить его форму, материал и построить что – то свое. Каждому даю возможность взять игрушку в руки, рассмотреть ее, поиграть с ней. Задания, где детям предлагается «позвать» игрушку и рассказать о ней, они выполняют с большим удовольствием.

Таким образом, чем меньше ребенок, тем шире мы должны использовать его сенсорные системы, тем больше учебный процесс должен опираться на его практические действия. Все виды деятельности, типичные для младших школьников, должны быть, по возможности, включены в общую канву занятия. Чем больше видов восприятия задействовано, тем эффективнее урок.

Считаю, что в утверждениях «Ребенок не сможет», «Он не в состоянии усвоить такое», «Возрастные ограничения» видна скорее всего не защита детей от посягательств на естественный ход их развития, а отгораживание их от действительных способностей.

 

Ниже показано, каким же образом взаимодействует учебный предмет «Английский язык» с другими предметами начальной школы и даны примерные задания, развивающие общеучебные умения и навыки. Следует помнить, что большую роль в деле осуществления интеграции различных дисциплин играют не только уроки, но и внеурочная деятельность младших школьников, разнообразные по форме и содержанию внеклассные мероприятия.

Родной язык. Литературное чтение

Общеучебные умения и навыки:

  1. Умения вести и поддержать диалог, логически, развернуто и разноструктурно высказывать свои мысли, т.е. умения, связанные с общекоммуникативными и мыслительными процессами.

  2. Уяснение отличия монологической и диалогической речи.

  3. Введение понятия полилога.

  4. Умение ориентироваться в читаемом и извлекать информацию.

  5. Орфографические и каллиграфические умения письма.

Формы и приемы взаимодействия на уроках английского языка:

  1. Наблюдение за формой, значением и употреблением языковых явлений и лексических единиц.

  2. Сопоставление языковых явлений английского языка с родным.

  3. Организация устного речевого общения (беседы по темам, а также на основе услышанного, увиденного, прочитанного.)

  4. Сопоставление высказываний по теме с опорами или без них.

  5. Работа с письменным источником информации (тексты, диалоги, сказки).

  6. Выполнение письменных заданий, списывание букв, слов, фраз.

Что подлежит формированию и развитию:

  1. Умение наблюдать, дифференцировать, сравнивать, сопоставлять, систематизировать языковые явления;

  2. Умение сделать вывод, поисковое поведение;

  3. Лингвистическое отношение к слову, интерес к слову.

  4. Культура речевого и неречевого поведения, коммуникативные умения.

  5. Умение прогнозировать содержание по заглавию, понимать смысл читаемого, членить текст и озаглавливать его.

  6. Интерес к чтению.

  7. Языковая мыслительная догадка.

  8. Аккуратность, умение сличать образец письма с написанным.

  9. Умение писать письмо, поздравительную открытку.

Задания (примерные):

  1. Найти, составить, употребить, выписать и т.д. сложные слова (например, snow: snowdrift, snowstorm, snowflake, snowballs, snow queen, snow house, snowman, snow girl).

  2. Найти противоположные по смыслу слова, т.е. антонимы (bigsmall, girlboy, standsit, upunder, hotcold).

  3. Наблюдение явления омонимии (take shower, take a bus, take a flower).

  4. Наблюдение явления (sea – see, meet – meat, read – red).

  5. Найти эквивалент английской пословицы на русском языке (Early to bed, early to rise makes a man healthy, wealthy and wise. – Кто рано встает, тому бог подает.).

  6. Прочти (послушай) слово и скажи, на какое слово из русского оно похоже по звучанию (sport, trolleybus, giraffe).

  7. Заимствованные слова, русский в английском – английский в русском (football, pelmeni).

  8. Догадайся о значении слова.

  9. Сравнение с русским языком образования множественного числа имен существительных и притяжательного падежа, спряжения глаголов, образование временных форм.

  10. Сравни слова и скажи, чем они отличаются (схожи).

  11. Догадайся о значении слова. Как ты догадался?

  12. Прочитай слово и скажи, сколько в нем букв и звуков.

  13. Послушай фразу и раздели ее на слова.

  14. Напиши первую букву, с которой начинается слово, изображенное на картинке.

  15. Прочитай заглавие текста и предположи, о чем рассказ.

  16. Прочитай текст и придумай заглавие.

  17. Раздели текст на части. Почему так?

  18. Прочитай текст. Это сказка, рассказ, смешная история?

  19. Какое слово лишнее? (логические цепочки к тексту, например, red, black, dog, white).

  20. Верно/ не верно высказывание к тексту.

  21. Какая картинка подходит к тексту?

  22. Всевозможные задания с написанием букв.

  23. Диалоги, монологи по темам программы.

  24. Где монолог, а где диалог. Как определили? (ознакомление с основными характеристиками монолога и диалога).

  25. Подпиши открытку к празднику.

  26. Сочинение на русском языке по темам: «Английский вокруг нас», «Английский в моей семье», «Мне нравится английский», «Английский в будущем», «Английский в мире профессий».

Математика

Общеучебные умения и навыки.

  1. Умения наблюдать, систематизировать, ориентироваться, сравнивать предметные явления.

  2. Ориентация во времени.

  3. Умения считать, определять количество.

  4. Умения читать и записывать числа.

  5. Умения читать план, схему, чертеж.

Формы и приемы взаимодействия:

  1. Работа над языковым грамматическим и лексическим материалом (предлоги, наречия, обозначающие местонахождение предметов) с использованием его в ситуациях непосредственного и опосредованного общения.

  2. Использование наречий: больше, длиннее, выше, такой же, как…, круглый, как… и т.д.

  3. Использование в соответствующих ситуациях общения языкового материала, показывающего последовательность действий (грамматический материал – Present, Past Indefinite, Continuous; лексический материал – сначала, затем, потом, после и т.д)

  4. Использование грамматического материала (множественное число), числительных в ситуациях общения, требующих счета, названия дат жизни, возраста, определение количества.

  5. Использование плана помещения (класса, квартиры) в качестве смысловых и содержательных опор.

Что подлежит формированию и развитию:

  1. Пространственные представления, представления о расположение предметов в окружающем мире.

  2. Умения сравнивать группы предметов.

  3. Сравнивать по размеру и форме.

  4. Образное мышление

  5. Временные представления.

  6. Умения логической последовательности в изложении актов.

  7. Понятие времени и его протяженности, определение времени по числам, определение времени периодов.

  8. Умения назвать дату.

  9. Умения ориентироваться.

  10. Умения извлекать информацию из невербального источника (схема, план).

Задания (примерные):

  1. Посмотри и скажи, где расположены игрушки.

  2. Cпрячь игрушку и скажи, где она находится.

  3. Рассмотри план, схему класса (квартиры, комнаты) и скажи, что и где находится.

  4. Расскажи, как ты добираешься до…. Используй схему, план.

  5. Расскажи о своем рабочем дне. Составь расписание дня.

  6. Что ты делаешь сначала, до…, потом, после…?

  7. Когда дни рождения родственников? Сколько им лет?

  8. Посчитай в обратном порядке?

  9. Назови числа, которые делятся на два и которые не делятся.

  10. Загадки про числа, математические сказки.

  11. Скажи, сколько ты видишь кошек, собак, ….

  12. Реши примеры, решение проговори на английском языке.

  13. Соедини точки по порядку чисел и скажи, что у тебя получилось.

  14. Сопоставление монологических и диалогических высказываний по опорным схемам.

  15. Составление кроков, схем.

Окружающий мир

Общеучебные умения и навыки:

  1. Умения делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

  2. Умения наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

  3. Умения взаимодействовать с окружающей средой.

  4. Умения организовывать свой труд.

  5. Умения взаимодействовать, сотрудничать с окружающими людьми.

  6. Умения и знания, связанные со здоровым образом жизни.

  7. Знания об окружающей действительности.

  8. Знания о культуре питания, о гигиене питания.

  9. Знания о культуре и быте других народов.

Формы и приемы взаимодействия:

  1. Использование ситуаций, связанных с вопросами здорового образа жизни, личной гигиеной, распорядка дня.

  2. Учит общению с семьей, одноклассниками через использования ситуаций, касающихся поведения дома и в школе, в лесу, в парке, во дворе.

  3. Ознакомление с названиями профессий и рода занятий и включение их в ситуации общения.

  4. Беседы, диалоги, монологи, тексты о культуре, быте, жизни других народов.

  5. Беседы, диалоги, монологи, тексты о здоровом образе жизни.

  6. Пословицы, загадки, поговорки.

  7. Включение в ситуации общения материалов и вопросов, связанных с погодой, животным и растительным миром нашей страны и стран изучаемого языка.

  8. Использование ситуаций, связанных с бережным отношением к природе (элементы экологического воспитания).

Что подлежит формированию и развитию:

  1. Умение соблюдать распорядок дня, распределить время и организовать себя, соблюдать личную гигиену, вести здоровый образ жизни.

  2. Культура общения и поведения.

  3. Интерес и уважение к разного рода занятиям и видам труда.

  4. Умения определять полезные и «вредные» продукты питания.

  5. Знания жизни, культуры и быта других народов.

  6. Представление о многообразии окружающего мира, природы.

  7. Способность ощущать и сознавать себя частью природы и быть ответственным за нее.

  8. Общий кругозор.

Задания (примерные):

  1. Расскажи о любимом животном.

  2. Расскажи о своем питомце.

  3. Загадки о животных.

  4. Назови цвет животного.

  5. Какое слово лишнее? (bear, cat, fox, wolf)

  6. Назови животных диких, затем домашних.

  7. Какие животные живут в наших лесах, а какие в Америке, Африке, Австралии.

  8. Кто и где живет? (в лесу, в реке, на дереве).

  9. Кто и что ест?

  10. Нарисуй любимое животное.

  11. Ты – друг природы и заботишься о животных и растениях. Нарисуй плакат и сделай подписи на английском языке.

  12. Кто из детей поступает неправильно? Что нужно сказать, чтобы они этого не делали?

  13. Какие продукты полезны для здоровья человека и почему? Какие – нет.

  14. Расскажи о своем распорядке дня.

  15. Что нужно делать, чтобы оставаться здоровым?

  16. Расскажи, кто по профессии твои родственники. Кем ты хочешь стать?

  17. Нарисуй флаг англоговорящей страны (или любой другой) и расскажи о нем.

  18. Нарисуй достопримечательность англоговорящей страны и расскажи о ней.

Технология

Общеучебные умения и навыки:

  1. Умения и навыки организовывать рабочее место.

  2. Навыки работы с различным материалом.

  3. Навыки самообслуживания.

Формы и приемы взаимодействия:

  1. Изготовление поделок, отражающих русское и национальное стран изучаемого языка, сувениров, елочных и рождественских украшений, макетов.

  2. Использование заданий по составлению изображений предметов из их частей.

  3. Использование ситуаций общения, связанных с помощью по дому, с обязанностями по классу, с уходом за растениями и т.д.

Что подлежит формированию и развитию:

  1. Навыки моделирования.

  2. Навыки работы с картоном, бумагой, пластилином, клеем, ножницами.

  3. Умение соблюдать пропорции.

  4. Фантазия, воображение, творчество.

  5. Интерес к культуре другой страны.

  6. Общий кругозор.

  7. Трудовые навыки.

  8. Интерес и уважение к разного рода занятиям и видам труда.

Задания (примерные):

  1. Перенеси контуры Санта Клауса на картон, вырежи по контуру и раскрась. Сравни с русским Дедом Морозом.

  2. Изготовление открыток к различным праздникам (к Новому году, Рождеству и др.), подписать ее по-английски.

  3. Изготовление снежинок, елочных рождественских украшений на уроке, посвященном празднованию Рождества в разных странах.

  4. Изготовление папье-маше пасхального яйца и его украшение.

  5. Изготовление подарка для Лулу к ее дню рождения (можно дома, с родителями).

  6. Изготовление из пластилина игрушки – животного, рассказ о ней.

  7. Изготовление макетов, папье-маше овощей, фруктов, мебели (можно дома, с родителями).

  8. Изготовление масок зверей инсценировка сказок.

ИЗО

Общеучебные умения и навыки:

  1. Умение наблюдать, быть внимательным.

  2. Правильно держать карандаш, фломастер.

  3. Умение дифференцировать, представлять целое, восстанавливать его по частям.

  4. Умение откликаться на красоту окружающих предметов.

Формы и приемы взаимодействия:

  1. Выполнение изображений по числовому, точечному, пунктирному контуру.

  2. Раскрашивание готового рисунка.

  3. Завершение рисунка.

  4. Выполнения рисунка к заданным ситуациям общения, к содержанию воспринятой на слух или в ходе чтения информации (возможно как контроль понимания).

Что подлежит формированию и развитию:

  1. Внимание, наблюдение.

  2. Умение провести безотрывную линию.

  3. Определение цветовой гаммы, умение выбрать сочетания цветов.

  4. Эстетический вкус.

  5. Фантазия, воображение, творчество.

  6. Представление о целостности восприятия предмета.

  7. Интерес к культуре другого и своего народа.

  8. Общий кругозор.

Задания (примерные):

  1. Реши примеры, и ты узнаешь, в какие цвета тебе раскрасить рисунок.

  2. Восстанови по точечному контуру рисунок и расскажи о ….

  3. Посмотри на открытки и нарисуй свои открытки к Рождеству, Новому Году, 8 Марта.

  4. Раскрась пасхальное яйцо.

  5. Раскрась Санта Клауса и сравни с Дедом Морозом.

  6. Нарисуй свои иллюстрации к стихотворениям.

  7. Нарисуй предметы, которые похожи на буквы английского алфавита.

  8. Нарисуй витрину магазина и скажи, какие продукты тебе нравятся.

  9. Нарисуй свою любимую игрушку, зверушку и расскажи о ней.

  10. Нарисуй семью и расскажи о ней.

  11. Нарисуй друга и расскажи о нем.

  12. Нарисуй иллюстрацию к тексту.

  13. Какие бы ты использовал цвета, чтобы нарисовать осень, лето, весну, светофор, флаг своей страны и стран изучаемого языка.

  14. Нарисуй то, о чем поется в песне.

  15. Нарисуй иллюстрацию «Мой любимый урок».

  16. Нарисуй своего любимого сказочного персонажа и расскажи о нем.

  17. Нарисуй инопланетянина и опиши его.

  18. Нарисуй флаг англоговорящей страны (или любой другой) и расскажи о нем.

  19. Нарисуй достопримечательность англоговорящей страны и расскажи о ней.

Музыка

Общеучебные умения и навыки:

  1. Умение слушать и слышать.

  2. Умение различать, дифференцировать звуки, мелодию и эмоционально реагировать на музыку.

  3. Умение воспроизводить мелодичный звук.

  4. Умение сравнивать мелодии и звуки.

Формы и приемы взаимодействия:

  1. Использование приемов произносительным звуковым сторонам речи, приемов узнавания, воспроизведения, обучения звукоподражания.

  2. Использование приемов прохлопывания с целью различения слова, фразы.

  3. Использование жестикуляции при обучении интонированию и в воспроизведении мелодии.

  4. Включение в урок разучивание песенок, считалок, игр с музыкальным сопровождением.

  5. Ознакомление детей с названиями, звучанием и изображением наиболее характерных для страны изучаемого языка.

  6. Ознакомление с фольклором страны изучаемого языка, национальными музыкальными инструментами.

Что подлежит формированию и развитию:

  1. Способность различать и воспроизводить музыкальные звуки.

  2. Способность пользоваться слуховыми представлениями.

  3. Музыкально – ритмическое чувство, способности.

  4. Способность чувствовать эмоциональную выразительность музыки.

  5. Исполнительские навыки.

  6. Способность передавать в движении характер музыки.

  7. Интерес к музыке, к культуре, фольклору.

  8. Музыкальный и эстетический вкус.

  9. Способность узнавать национальную музыку, сравнивать ее.

  10. Умение переносить язык иностранной песни на язык движения, ритмики, танца.

  11. Общий кругозор.

Задания (примерные):

  1. Подбери ритм к рифмовке, отстукивая ее по парте или прихлопывая в ладони.

  2. Использования приема хлопка с целью различения слова, фразы, с целью постановки ударения в предложении (например, при проговаривании предложения I dont clean my teeth учитель и дети производят хлопок при произнесении слова clean).

  3. Послушай и скажи, кто или что может издавать такие звуки (животные, музыкальные инструменты, дверь, окно, стул, шелест бумаги и т.д.)

  4. Послушайте песню и скажите, какая она по характеру. Как вы об этом догадались?

  5. Слушайте песню и хлопайте в такт мелодии.

  6. Слушайте песню и отбивайте такт ногой.

  7. Слушайте песню и изображайте то, о чем в ней говорится.

  8. Рассмотри картинку и по позе определи, кто на каком инструменте играет.

  9. Нарисуй то, о чем говорится в песне.

  10. Прослушай песню и назови слова, которые рифмуются. Придумай свои рифмы.

  11. Чем отличаются русские мелодии от народных английских мелодий?

  12. Слушайте песню, хлопайте в ладоши в конце каждой фразы.

  13. Танцуй и пой.

 

Физкультура

Общеучебные умения и навыки

  1. Двигательные умения, способствующие развитию физических качеств.

Формы и приемы взаимодействия:

    1. Включение в занятия физкультпауз в целях релаксации и поддержания физической формы.

    2. Использование для проведения физкультпауз упражнений общеразвивающего характера, способствующих укреплению мышц спины, рук, ног; подвижных и малоподвижных игр.

    3. Сопровождение физических упражнений музыкальным оформлением, придавая им характер музыкально-двигательных упражнений.

    4. Сопровождение музыкально-двигательных упражнений проговариванием текста.

    5. Имитация движений животных, спортивных игр.

    6. Игры с мячом.

Что подлежит формированию и развитию:

  1. Правильная осанка.

  2. Развитие мышц рук, ног, туловища.

  3. Наблюдательность, внимание, ловкость.

  4. Чувство ритма.

  5. Умения подвижных игр, игр с мячом предметом.

  6. Умения взаимодействовать в игре.

  7. Интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями и желание быть физически здоровым.

  8. Умение координировать одновременное участие в деятельности нескольких анализаторов (речевую и неречевую моторику).

  9. Непроизвольное запоминание.

  10. Чувство ритма.

Задания (задания):

  1. Песни и песни-зарядки с сочетанием двигательной активности.

  2. Выполните команду учителя, одноклассника (Jump! Swim! Run! Play football! Clap your hands). Имитация движений.

  3. Двигательные игры на внимание.

  4. Изобрази движением туловища букву.

  5. Изобрази животное так, чтобы другие догадались, что это за животное.

  6. Найди игрушку и скажи, где она находится.

  7. Национальные типичные для народа – носителя изучаемого языка игры на движения к различным праздникам.

  8. Проведение уроков по спортивной тематике в спортивном зале.

Таким образом, реализация принципа интеграции позволяет учителю:

  • Повысить эффективность обучения за счет того, что ребенок использует иностранный язык не только в искусственно создаваемых ситуациях, но в своей реальной жизни. Дети видят смысл в том, что они делают. Происходит расширение сферы применения английского языка за счет включения иноязычной речи в другие виды деятельности, что делает иноязычные знания более ориентированными на конкретные области применения.

  • Учебный процесс, построенный на этом принципе, открывает ребенку «окно в другой мир» (И.Л. Бим) и расширяет тем самым его понимание собственного бытия.

  • Развитие детей средствами музыки, изобразительного искусства, труда означает развитие их творческих способностей.

  • Интегрированный подход позволяет связать обучение английскому языку с личностью ребенка, его личностным опытом, желаниями, наклонностями, интересами, эмоционально-чувственной сферой.

XXI век был ознаменован раскрытием практически неограниченных возможностей и потенциала ребенка. Амонашвили Ш.А. писал: «Если Вселенная действительно безгранична и бесконечна, то ребенок – единственная живая модель этой безграничности и бесконечности». Считаю, что нет пределов способностям ребенка, если учитель проявляет к детям оптимальные и творческие отношения.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 5 =