Данный урок проводится первым по теме «Размножение и развитие организмов» в 10 классе по программе курса «Общая биология» (70 часов, 2 часа в неделю) Д.К. Беляев.
Тип урока – изучение нового материала
Вид урока – проблемная лекция с элементами беседы
Цель урока
а) образовательная – раскрыть особенности полового, бесполого, вегетативного размножения организмов, значение размножения для поддержания численности популяций в природе
б) развивающая – способствовать формированию общеучебных умений.
в) воспитательная – создать условия для формирования материального единства органического мира.
Методы
По уровню активности познавательной деятельности :
- объяснительно-иллюстративный метод (объяснение понятий);
- проблемное изложение изучаемого материала (постановка проблемы по ходу урока);
По функциям :
- методы устного изложения и активизации познавательной активности (демонстрация схем, таблиц);
- методы закрепления (беседа, применение знаний в новой учебной ситуации);
- методы проверки и оценки знаний (фронтальный опрос при актуализации знаний).
По источникам познания :
- словесные методы (объяснение, беседа);
- наглядный метод (демонстрация динамического пособия);
- практический метод (анализ различных источников, подготовка сообщений, презентаций).
Этапы урока
I. Организационный.
Подготовка к уроку. Приветствие.
II. Актуализация знаний и умений учащихся.
Закономерности изменения структурно-функциональных характеристик клетки во времени составляют жизненный цикл клетки. Клеточный цикл – период существования клетки от момента образования путем деления материнской клетки до собственного деления и смерти.
Вопросы:
1. Какие изменения предшествуют делению?
2. Вчем сущность митотического деления?
3. Вчем заключается биологическое значение митоза?
III. Постановка темы, цели и задач урока.
Запись темы урока в тетради:
«Формы размножения организмов».
Постановка проблемы:
«В чем сущность способов размножения? Какой способ размножения наиболее совершенне?
IV. Формирование новых знаний и умений .
На основании знаний, полученных при изучении биологии в 6-8 классах, ответьте на вопросы:
1. Какие способы размножения в природе вам известны? (Бесполое, половое)
2. Что характерно для бесполого размножения? (Характеризуется тем, что новая особь развивается из соматических клеток)
В ходе беседы вместе с учениками составляем схему
Способы размножения
1. Бесполое
— деление клетки пополам
— спорами
— вегетативное
-почкование
— корневыми черенками
— стеблем
— листом
— клубнями
— луковицей
— усами
— почками
2. Половое размножение
— оогамия (яйцеклетка +сперматозоид)
— гетерогамия (слияние двух подвижных клеток со жгутиками)
— партеногенез (развитие из неоплодотворенной яйцеклетки)
— изогамия (слияние двух одинаковых гамет)
Проблемные вопросы:
1. Каково значение вегетативного размножения? (Позволяет быстрее получить потомство, добиться наибольшего сходства с материнской особью)
2. У мхов и папоротников образуются споры, с помощью которых эти организмы размножаются. Какие преимущества дает организму размножение с помощью спор по сравнению с вегетативным размножением? (Споры –специализированные клетки, имеют индивидуальную наследственность)
3. Что характерно для полового размножения? (Происходит при участии половых клеток)
4. У пчел, ос, тлей, дафний встречается особая форма полового размножения – партеногенез. Объясните, можно ли искусственно вызвать партеногенез у тех видов, для которых в нормальных условиях он не характерен?
5. Какая форма размножения наиболее совершенна и почему? (Половое, так как при большом количестве половых клеток значительно увеличивается возможность воспроизведения многочисленного потомства. Благодаря слиянию двух клеток с разными наследственными признаками повышается наследственная изменчивость, осуществляется выживание в ходе естественного отбора при изменении условий среды. Все это повышает приспособительные возможности вида).
V. Закрепление и обобщение полученных знаний.
Работая самостоятельно с текстом учебника заполните таблицу
Вопросы:
1. Для каких организмов наиболее характерно половое и бесполое размножение?
2. В чем их особенности?
3. Какие клетки участвуют в половом и бесполом размножении?
4. Какие результаты размножения?
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Анализ активности, полноты, логичности ответов учащихся, выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
Параграф № 21.