Цель – знакомство с православными монастырями и особенностями жизни в монастыре.
Задачи:
- Формировать представление о жизни в монастыре. Выявить, почему люди идут в монахи. Выявить роль монастыря в развитии русской культуры.
- Формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации.
- Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.
- Развивать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, выстраивать логическую цепь рассуждений, доказательство.
- Развивать умение сравнивать и обобщать информацию.
- Развивать речь, критическое мышление, самостоятельность обучающихся.
- Развивать духовно-нравственные качества личности.
- Воспитывать терпимость, уважительное отношение к людям.
Планируемые результаты
Регулятивные учебные действия:
- Умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения;
- Умение оценивать и контролировать свои действия.
Познавательные учебные действия:
- Раскрыть смысл понятий «монах», «послушание», «монашеские обеты». Формировать представление о жизни в монастыре.
- Выявить, почему люди идут в монахи.
- Выявить роль монастыря в развитии русской культуры.
- Умение работать с разными источниками информации.
Универсальные логические действия :
- Умение анализировать объекты с целью выделения признаков, выстраивать логическую цепь рассуждений, доказательство.
- Умение сравнивать и обобщать информацию.
Коммуникативные действия :
- Умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностныеучебные действия:
- Пробудить познавательную активность.
- Развивать духовно-нравственные качества личности.
- Воспитывать терпимость, уважительное отношение к людям.
Деятельность обучающихся:
- Регулятивные учебные действия: ставят учебную задачу, оценивают и контролируют действия.
- Познавательные учебные действия: раскрывают смысл понятий «монах», «послушание», «монашеские обеты»; сравнивают и анализируют объекты, выстраивают логическую цепь рассуждений.
- Коммуникативные действия: договариваются, распределяют роли, осуществляют совместный поиск решения.
Основные понятия: монастырь, монах, инок, послушание, монашеские обеты.
Оборудование : компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, интерактивная доска DualBoard, электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры. 4-5 класс», карточки для работы в паре и в группе, рабочий лист, энциклопедия для детей Т. 5, ч. 1 (История России и ее ближайших соседей), толковый словарь русского языка В.В. Репкина и С.И. Ожегова, документальный фильм «10 лет Биробиджанской епархии», DVD, 2012 г.
Ход урока .
1. Актуализация знаний.
— Сегодня на уроке будете слушать, рассуждать, читать, анализировать.
— Какова задача нашего урока?
(учиться слушать товарищей, вступать в диалог, осмысливать услышанное, прочитанное)
— Начнем с проверки домашнего задания. Какие вопросы для викторины вы подготовили к уроку?
— Я тоже подготовила задание. У вас на столах карточки с заданием для работы в парах. Прочитать и выполнить его.
Задание : Установить соответствие между изображением таинства и его названием.
Изображение | Таинство |
| |
(1 пара работает у интерактивной доски DualBoard)
— Как вы рассуждали?
— Соотнести свою работу с образцом на слайде.
— Где совершают эти таинства?
— Продолжим открывать секреты православной культуры.
2 .Знакомство с понятием «монастырь».
— Рассмотрите репродукцию картины русского художника 19 века Бориса Михайловича Кустодиева.
— Опишите увиденное на картине.
— Послушайте внимательно произведение Владимира Григорьевича Волкова в его собственном исполнении.
(Звучит произведение Владимира Григорьевича Волкова «Монастырь».)
— Что объединяет художественное и музыкальное произведения?
— Определить тему урока.
Прочитать тему урока: Монастырь.
— На какие вопросы хотелось бы найти ответы? Определить учебную задачу.
1. Что такое монастырь?
2. Какова жизнь в монастыре?
3. Почему люди идут в монахи?
4. Роль монастыря в развитии русской культуры.
— Какие вопросы предлагают раскрыть авторы?
Знакомство с рубрикой «Вы узнаете» с. 80 в учебнике «Основы православной культуры».
— Вы определили план, по которому будете работать?
План
1. Почему люди идут в монахи?
2. От чего отказываются монахи?
— Совпали ли мнения?
— Как понимаете понятие «монастырь»?
— Какие ассоциации возникли?
— Где можно найти информацию?
Обращение обучающихся к толковым словарям С.И. Ожегова и В.В. Репкина:
Монастырь –
1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию. Мужской м. Женский м.
2. Территория, храм и все помещения такой общины.
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой:
Монастырь –
1) Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собою отдельную церковно-хозяйственную организацию.
2) Церковь, жилые и хозяйственные строения, территория и т.п., принадлежащие такой общине.
3) Закрытое учебное заведение при монастыре для девушек.
— Что выяснили из определения?
Слово «монастырь» в переводе с греческого языка означало «уединенное место».
Монастыри бывают мужские и женские.
— Что общего в определениях?
— Некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто эти люди?
— Найти определение понятия «монах» в статье на с. 80 (1-2 абзацы)
— Как понять «иноки»?
— Монахов часто называют иноками, так как в отличие от мирян они избрали «иную» жизнь, «иной» путь. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу.
Группа ребят индивидуально работает с рабочим листом .
Задание . Подпиши, как называются части монашеского облачения и что они символизируют, используя статью «Монашеское облачение» в рубрике «Это интересно» с. 81 учебника и изображения.
— Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян?
Что узнали о монашеском облачении, расскажут вам ребята, которые работали индивидуально.
Интерактивная доска DualBoard. Ученики указывают части монашеского облачения и рассказывают, что они символизируют.
—Монахи одеты по-особенному. На голове носят камилавку или клобук – головной убор черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину. Их одежда состоит из рясы и мантии. В руках они неспешно перебирают четки, произнося «про себя» молитву.
Работа с электронным сопровождением к модулю «Основы православной культуры». Интерактивные модели «Монашеское облачение».
— Что узнали нового?
— На какие вопросы нашли ответы?
Музыкальная пауза .
3. Учебная задача: выяснить, почему люди идут в монахи и от чего они отказываются.
— Предположите, легко ли стать монахом?
Чтение с пометами.
Задание :
Используя текст пособия с. 80-81, выяснить, почему люди идут в монахи.
V– уже знал
+ – узнал новое
? – хочу узнать
— Что узнали нового?
Главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3-4 часа, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся.
— Что значит, призвание? /зов сердца/
Значение слова при-зва́-ни·е
1. Действие по значению гл. призывать, призвать
2. Склонность, способность к какому-либо делу, занятию
3. Высокое назначение, предназначение
— Как отличить призвание от случайного каприза?
— Для каких профессий призвание имеет важное значение?
Призвание имеют люди из разных областей деятельности.
— Вы хотели бы найти своё призвание?
— Найти в статье на странице 81-82 (1 абзац) этапы жизни в монастыре и записать их в тетрадь.
1. Послушание.
2. Монашеский обет.
3. Постриг.
4. Получение нового имени.
— Какие этапы вы выделили?
— Как понимаете «монашеский обет»?
Отказ от своеволия (послушание), отказ от семейной жизни (безбрачие), нестяжание (отказ от личной собственности).
Нестяжание (бедность) – «Удовлетворение себя одним необходимым».
— Так легко ли стать монахом?
Монах проходил разные монастырские службы, начиная с самых черных работ, при строгом посте, «изнуряя плоть свою по вся дни, бодрствуя и молясь по вся нощи». Так усвоялось первое и основное качество инока, отречение от своей воли, послушание без рассуждения. Тем самым он проходил школу физического труда и нравственного самоотвержения.
Просмотрите видеосюжет о женской обители – единственном в области монастыре во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского.
/Документальный фильм «10 лет Биробиджанской епархии», DVD, 2012 г./
Справка :
Епархиальный женский монастырь во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского открыт в 2007 году в селе Раздольное Биробиджанского района ЕАО. Назначена настоятельницей обители монахиня Анастасия (Иванченко).
В 2011 г. начато строительство каменного сестринского корпуса.
При монастыре организовано подсобное хозяйство. В подсобном хозяйстве имеются лошадь, жеребенок, 2 коровы, теленок, индейки, куры.
Игумен (игуменья) – настоятель (настоятельница) монастыря.
—От чего отказываются монахи ?
— Какие черты характера воспитываются в монастыре? (милосердие, трудолюбие, терпимость, смирение, вера, любовь)
«Смирение и любовь — самые высокие добродетели. Они должны быть отличительными чертами монаха…» (Преподобный Варсонофий.)
— Как вы это понимаете?
— На какие вопросы нашли ответы? От чего отказываются монахи?
Одиночество и сосредоточенность нужны для познания внутреннего мира человека, осмысления жизни.
4. Учебная задача:Выявить роль монастыря в развитии русской культуры .
— Вернемся к картине, с которой начали наш разговор.
— Когда появились первые монастыри?
С XI века на Руси появляются первые монастыри. Первые монахи – Антоний и Феодосий в Киево-Печерской лавре.
Справка.
Ки́ево-Пече́рская Ла́вра — один из первых по времени основания монастырей в Киевской Руси. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»).
— У нас много православных обителей – и маленьких и больших. Какие вам известны?
/Свято-Троицкая Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь, Ново-Иерусалимский, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь./
— Какова роль монастыря в жизни русского народа?
— Где можно найти такую информацию?
— Есть разные источники, но в данный момент помогут статья учебника и статья детской энциклопедии «История России».
Групповая работа
Задание для работы в группе:
Используя текст пособия (с. 80-81), статью детской энциклопедии «История России», рисунки и записи составьте кластер – «Роль монастыря в жизни русского народа».
Проверка работы групп.
— Какова роль монастыря в жизни русского народа?
Ответы в виде схемы появляются позже на слайде.
Монастыри – настоящие крепости, надежно охраняли русские города. Крепостные башни, помимо той роли, которую они выполняли в качестве оборонительных сооружений, часто использовались для нужд монастырского хозяйства. В башнях устраивались кладовые, мастерские, разнообразные монастырские службы: поварские, квасовареные, прядильные.
Ведение хозяйства, книжное дело, строительство и архитектура на века заложили основы многих культурных традиций России. Создавались при монастыре школы, больницы. Многочисленные монастыри создавались в уединенных уголках вдоль берегов рек (Оки, Волги), что сделало их местами отдыха и торговли для путешествовавших по рекам купцов.
Рассказ учителя о Свято-Тро́ицкой Се́ргиевой Ла́вре.
Справка.
Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая Се́ргиева Ла́вр а — крупнейший православный мужской монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре́. Основан в1337 году преподобным Сергием Радонежским.
Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. Троицкий монастырь был духовным центром московских земель, поддержкой московских князей. В монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ.
Лавра (греч. Laura) – название крупнейших мужских православных монастырей, подчиненных непосредственно патриарху.
Сообщение ученика о Соловецком монастыре.
Солове́цкий монасты́рь — мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на Соловецких островах в Белом море. Возник в 1420-1430-е годы.
Благодаря образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа, монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведён железный промысел.
Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал себе всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Ивана Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского.
— Какую задачу ставили?
— На какие вопросы нашли ответы?
— Чем монастырь отличается от церкви?
Основатель монастыря часто шел в лес, чтобы спастись в безмолвном уединении с природой. Об отношении христианина к природе мы поговорим на следующем уроке.
5. Итог
— Составить синквейн.
1. Написать имя существительное.
2. 2 имени прилагательных.
3. 2-3 глагола.
4. Предложение.
5. Слово – смысл темы.
Итоговый ответ обучающихся.
— Закончить урок хочу произведением «Монастырь» в исполнении Ксении Дубина
Автор: Светлана Вольная
В густой листве затерян монастырь, Над ним лишь небо да как вата облака. Вокруг полей российских гладь и ширь, А вдалеке виднеется река. Святой источник спрятан средь берез, Лишь только ветер шелестит листвой. Блуждаем в царстве собственных мы грез, Боясь спугнуть волнующий покой. Прозрачный воздух, ярка неба синь, А вдалеке виднеется река. В густой листве затерян монастырь, Над ним не властны время и века.
Рефлексия.
6. Домашнее задание.
По выбору:
— Подготовить рисунки и вопросы по теме.
— Составить кроссворд.
— Подготовить сообщение о монастыре.
— Разработать правила поведения в монастыре.