ПРИ НАРУШЕНИЯХ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ
«Рисуем слова»
Цель: научить детей с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов.
Инструкция к игре: Послушайте слова и выложите столько фишек, сколько раз я хлопну.
«Жильцы»
Цель: учить делить слова на слоги.
Инструкция к игре: расселите жильцов (картинки) в соответствующие дома. С одним слогом – в дом с одним окном, с двумя слогами в дом – с двумя окнами, с тремя слогами – в дом с тремя окнами.
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ
Используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения некоторых предметов, символы для обозначения некоторых частей речи (= ) слово-действие, ( ) слово-признак, () предлоги.
«Помоги Наташе разложить вещи по местам»
Цель: закрепить понимание глаголов (вешать, класть, ставить); практическое употребление падежных конструкций с предлогами в, на.
Материал: большие предметные картинки с изображением шкафа, сумки, стола, холодильника, окна с подоконником, книжного шкафа, журнального столика, дивана; маленькие картинки, изображающие то, что можно поместить в шкаф, сумку, стол, холодильник.; предлоги ( ).
Ход игры: Детям предлагается разместить маленькие предметные картинки и схемы предлогов под большими и ответить на вопросы: «Куда положить ключ (повесить юбку, поставить банку сока)? Где лежит тетрадь (висит юбка, стоит пакет молока)?»
«Исправь ошибку»
Цель: развитие понимания логико-грамматических конструкций; практическое усвоение структуры предложения.
Материал:предметные картинки (червяк и цыпленок; кастрюля и женщина; бабочка и девочка; мышка и кошка), карточка =.
Ход игры: Логопед предлагает послушать предложение: «Рыба поймала мальчика», иллюстрирует его с помощью схемы ( = ). Ребенок исправляет ошибку, предварительно переставив карточки.
«Вкусный сок»
Цель: практическое усвоение детьми относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.
Материал: наглядная схема,изображающая стакан с падающей в него каплей сока, вокруг него – изображения фруктов.
Ход: Логопед, указывая на схему, предлагает детям сказать, какой сок они любят. Дети отвечают, используя схему: «Я люблю апельсиновый сок».
«Кто какую пользу приносит»
Цель: составление простого распространенного предложения.
Материал: наборное полотно с двумя карманами; предметные картинки.
Ход: Логопед показывает предметные картинки,расположенные в обоих карманах наборного полотна (в первом – с изображением домашних животных и птиц, во втором – с изображением тех предметов, которые связаны с пользой, приносимой животными и птицами) Демонстрируется наглядная схема (курица=яйцо). Логопед стимулирует составление предложений по схемам.
«Где лежит мяч?»
Цель: практическое усвоение падежных конструкций с предлогами на, под, в.
Материал: сюжетные картинки,изображающие различное положение мяча по отношению к другим предметам.
Ход: Логопед читает стихотворение: Вот играет Буратино мячик весело с Мальвиной. Ты, дружок, реши задачу: Кто куда закинул мячик? Дети рассматривают картинки, отвечают на вопрос и показывают схему предлога.
ПРИ ОБУЧЕНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
«Опиши овощи и фрукты»
Цель: закрепление навыка использования прилагательных,обозначающих различные признаки фруктов; развитие навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; формирование навыка составления описательного рассказа о предмете.
Материал: схемы для описания овощей и фруктов, выполнения действий по отношению к ним.
Инструкция: «Посмотрите на эти карточки. Они помогут вам правильно описать разные фрукты»; «представьте, что вы делаете с овощами и фруктами то, что обозначают эти карточки-схемы. А теперь отвечайте на мои вопросы. «Что можно сказать о лимоне, яблоке и т.д.»
Ход: Работа с детьми организуется поэтапно. На первом этапе предлагается детям описать овощи, фрукты с помощью схем – образец дает логопед. На втором этапе детям предлагается мысленно выполнить те или иные действия с фруктами (овощами), которые иллюстрируют соответствующие схемы, и ответить на вопросы логопеда по поводу результата действия.
«Угадай, какие это фрукты?»
Цель: развитие понимания категории рода у прилагательных; обогащение активного словаря детей прилагательными, обозначающими разные признаки предметов (фруктов); формирование умения описывать предмет (разные виды фруктов).
Материал: карточки-схемы, отображающие отдельные признаки и свойства фруктов; предметные картинки с изображениями фруктов.
Ход: логопед предлагает рассмотреть картинки фруктов и назвать их. Затем дети отгадывают, фрукт, который описал логопед с помощью карточек-схем. Предлагается детям загадать фрукт.
«Составим рассказ по опорным картинкам»
Цель:формирование связного речевого высказывания по опорным картинкам.
Материал: опорные картинки(мальчик; окно; дуб; дуб осенью, зимой, весной, летом; кормушка; скворечник, птенцы в гнезде).
Инструкция:«Послушайте мой рассказ (используя опорные картинки). Почему птицы не прилетали на этот дуб? (Они не прилетали, потому что мальчик никогда зимой не вешал кормушку, а весной не делал скворечник). Потом он исправил свою ошибку. Теперь на дубе всегда были птицы, зимой они прилетали к кормушке. А весной вили гнезда и выводили птенцов. Дуб ожил, на нем весело пели птицы!»
Ход: логопед с помощью опорных картинок составляет рассказ, стимулируя детей После рассказа задает вопросы и помогает им ответить с использованием других опорных картинок. После этого предлагает повторить рассказ.
«Составим рассказ вместе»
Цель: формирование связного высказывания, развитие логического мышления; развитие умения творчески закончить рассказ с опорой на предметные картинки.
Материал: стилизованные предметные картинки для составления наглядной модели рассказа (лицо мальчика; лыжи; солнце и ручейки; дом; вопросительный знак; самокат, санки коньки, кораблик, сачок).
Ход: логопед направляет внимание детей на составление начала рассказа с помощью опорных предметных картинок, затем стимулирует их к самостоятельному, творческому придумыванию окончания рассказа.