Автор: Козич Наталья Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 23 с этнокультурным (еврейским) компонентом»
Положение геометрии по сравнению с другими школьными предметами в своём роде уникально: ни один предмет первоклассники так не готовы воспринимать, как наглядную геометрию. В тоже время ни один предмет не начинают изучать в школе с таким запозданием (по отношению к благоприятному моменту), как геометрию. Ведь как утверждают психологи, образные компоненты мышления интенсивнее развиваются в младшем школьном возрасте, значит и пространственное воображение и логическое мышление, целесообразно развивать у учащихся начальных классов.
В последнее время отмечается снижение геометрической подготовленности учащихся. Это проявляется в первую очередь в низком уровне развития пространственного мышления. Опыт учителей математики показывает, что существует относительно небольшой процент учащихся, которые могут решать геометрические задачи на абстрактном уровне. Тестирование последних лет показывает, что при решении стереометрических задач только 28% поступавших дают правильный ответ, а выпускники школ на ЕГЭ по математике либо решают только планиметрические задачи, либо не выполняют геометрические задания вообще.
Пропедевтика изучения геометрии в начальных классах закладывает фундамент для дальнейшего успешного изучения геометрии в основном звене.
Я уже на протяжении девяти лет, в рамках внеурочной деятельности, веду кружок «Наглядная геометрия», так как эпизодическое включение в уроки математики геометрических заданий вряд ли может привести к достижению поставленной цели.
Слайд 3.При составлении рабочей программы опираюсь на авторскую программу Н.Б. Истоминой. Программа рассчитана на четыре года. Проводится в нашем лицее как внеурочное занятие с 1 по 3 классы, а в четвертом выделяется как модуль в предметной области «математика». При составлении рабочей программы я пользуюсь сайтом УМК «Гармония», на котором размещены: статья Натальи Борисовны о концептуальных особенностях курса, тематическое планирование, содержание курса и краткая характеристика тетрадей. ФГОС расширяет содержание геометрических понятий, представление о которых должно быть сформировано у младших школьников. Появляются различные пособия для учащихся 1-4-х классов в виде тетрадей, содержанием которых является геометрический материал.
Слайд 4.В числе таких пособий — Тетради «Наглядная геометрия» для 1-4-х классов. Решая задачу развития пространственного мышления учащихся, авторы Тетрадей «Наглядная геометрия» ориентировались на общекультурные цели обучения геометрии и стремились развить у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление, сформировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать её на языке, доступном младшим школьникам. Имеются так же пособия для учителей. Данные пособия помогают организовать внеурочное занятие, в них дается примерное распределение заданий по занятиям, краткая характеристика содержания с указанием цели каждого занятия и методические рекомендации к организации учебной деятельности, направленной на выполнение заданий.
Слайд 5.Приоритетной целью курса является формирование у младших школьников универсальных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения) в процессе усвоения математического содержания. В содержании программы заложена идея фузионизма (одновременное изучение плоскостных и пространственных фигур).
Слайд 6. Программа рассчитана на 1 час в неделю. При подготовке и проведении внеурочных занятий по «Наглядной геометрии» следует систематически выделять время для моделирования и конструирования, организуя практические работы школьников с бумагой, пластилином, цветным пластиком и т.д. Если есть возможность, советую систематически использовать на занятиях интерактивную дОску или проектор в различных ситуациях, как для демонстрации задания учащимся, так и для фронтального обсуждения полученных результатов.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Слайд 7. Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.
Если рассмотреть содержание по классам, то можно выделить темы (задания из этих тем вы видите на слайде), которые трудно осваиваются учащимися:
8,9 слайд. 1 класс: «Пространственные отношения» (большое количество предметов), «Линии» (умение проводить линии по поверхности объемных тел, а так же движение предмета по поверхности объемных тел)
10,11 слайд. 2 класс: «Объемные тела» (задания с разверткой и гранями).
12, 13 слайд. 3 класс: «Пересечение фигур» (пространственных), «Линии» (умение проводить линии по поверхности объемных тел, а так же движение предмета по поверхности объемных тел).
14,15 слайд. 4 класс: «Объемные тела» (задания с разверткой и сечением)
16,17 слайд. Успешное освоение таких тем зависит от методов и приемов, подобранных учителем. Одним из ресурсов используемых на занятиях, является образовательная онлайн-платформа Учи.ру: в программе каждого класса есть разделы Геометрия и Лаборатория. Дети в интерактивной форме, которая им интересна и доступна, успешно усваивают материал.
Для повышения эффективности внеурочной деятельности при проведении занятий, использую следующие современные образовательные технологии:
18—технология проблемного обучения (Эта технология привлекла меня такими возможностями построения занятия, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем.)
19—технология обучения работе в сотрудничестве (Групповая и парная работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу. При организации работы в группах или паре каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах и парах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Дети учатся договариваться, приходить к единому мнению).
20— игровые технологии (Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.)
21— ИКТ технологии (Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала, высокую степень дифференциации обучения. Применение ИКТ расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности, обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, учит навыкам контроля и самоконтроля, в совокупности — способствует повышению качества образования).
22—технология критического мышления (Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов). Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. 23 Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное. С одним кластером можно работать как один урок, так и на протяжении изучении нескольких тем. 24 Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной.
-здоровье сберегающие технологии (помнить о сохранности здоровья детей).
Опыт работы показал, что «Наглядная геометрия» открывает новые возможности в плане развития приемов мыслительной деятельности учащихся. Проведение такой внеурочной деятельности выражается в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления школьников, поэтому при составлении конспекта занятия предъявляю требования такие же, как при подготовке к уроку: целеполагание, постановка учебных задач, планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, система самооценки и самоконтроля, оценивание деятельности учащихся (дипломы об успешном изучении темы). Конечно же, требуется серьезная подготовка к каждому занятию, необходим раздаточный и демонстрационный материал для практической деятельности учащихся. Но это того стоит, ведь этот курс работает на будущее. В нем заложен огромный потенциал для общеинтеллектуального развития личности школьника. В этом учебном году я представила два открытых занятия областного уровня. Коллеги имели возможность посмотреть на практике, и оценить преимущества данного курса.
25 Спасибо за внимание!