Цель ‒ развивать творческие способности и мелкую моторику детей через использование технологии тестопластики.
Программные задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с народными традициями встречи весны.
Расширить знания о птице жаворонок.
Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа птицы, передовая ее характерные особенности.
Совершенствовать умения лепить из соленого теста, используя способы раскатывания, вытягивания, прищипывания и сплющивания.
Развивающие:
-
Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус.
Развивать навыки общения в ходе непринужденной беседы.
Воспитывающие:
Воспитывать у детей эмоционально положительные отношения к результатам работы.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Материалы и оборудование: аудиозапись произведения П.И. Чайковского «Зима», аудиозапись пения жаворонка, иллюстрация жаворонка, мяч, соленое тесто, бусинки, дощечки для лепки, кисточка, баночка с водой, стеки.
Предварительная работа: разучивание заклички «Весна, весна, красная», дидактическая игра «Скажи наоборот», индивидуальное разучивание заклички «Жаворонок» и стихотворения.
Словарная работа: жаворонки ‒ вестники весны, слова ‒ антонимы.
Содержание образовательной деятельности
1. Организационный момент. Игра «Хорошо»
Хорошо, что солнце светит. (Дети изображают руками солнце)
Хорошо. (Хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер. (Руками плавные движения вправо и влево)
Хорошо. (Хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями. (Ходьба на месте)
Хорошо. (Хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном. (Развести руки в стороны)
Хорошо. (Хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом. (Руки над головой пальцы соединить)
Хорошо. (Хлопают в ладоши)
2. Слушание отрывка П.И. Чайковского «Зима»
— Послушайте музыку и скажите, какому времени года она посвящена? Правильно, ребята, это музыка зимы. Долго зима длится у нас. Надоело нам слушать завывание вьюги да кутаться в теплую одежду от сильных морозов. Хочется с зимой попрощаться, да весну позвать.
3. Художественное слово. Ребенок читает стихотворение
Пускай весна придет скорей,
Мы так соскучились по ней.
С ней станет солнышко добрей
И дни светлее и длинней.
4. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Зимой дни холодные, а весной – (теплые).
Зимой деревья голые, а весной – (зелёные).
Зимой птицы грустные, а весной (весёлые).
Зимой солнце тусклое, а весной – (яркое).
Зимой лед на реке толстый, а весной – (тонкий)
Зимой небо пасмурное, а весной – (ясное)…
5. Хороводная игра «Весна, весна красная»
— Чтоб весна быстрее пришла, раньше люди зазывали ее. Давайте и мы встанем в хоровод да весну позовем.
Весна, весна красная,
Приди весна с радостью, (дети идут по кругу)
С великой милостью, (делают поклон)
С льном высоким, (руки поднимают вверх)
С корнем глубоким, (присаживаются на корточки)
С хлебом обильным, (руки вытягивают вперед и разводят в стороны)
С рожью зернистою, (соединяют ладони перед грудью)
С пшеничкой золотистою! (руки поднимают вверх и покачивают ими)
6. Рассказ воспитателя «Жаворонки вестники весны»
— На Руси всегда очень серьезно относились к красавице Весне. Весну ждали, встречали, чтобы она пришла с теплом, доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. В давние времена считалось, что весна наступает и с прилетом птиц-жаворонков. Посмотрите, какая это птичка. Вот так она выглядит в природе. Послушайте, как она поет.
На Руси хозяйки пекли печенье из теста в форме птичек-жаворонков и раздавали их детям. Те бежали на улицу и пели заклички, чтоб весна быстрее приходила. Послушайте одну из них.
7. Художественное слово «Закличка» (читает ребенок)
Жавораточки, красны лапочки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну ясную, весну красную
Нам зима-то надоела:
Весь наш хлебушек подъела,
Всю соломку собрала,
На печь в угол загнала.
8. Показ способа лепки жаворонков из соленого теста.
— Сегодня мы с вами будем встречать весну по старинным русским традициям. Научимся лепить птичек – жаворонков из соленого теста. Сначала берём кусок теста и делим его на две равные части пополам, затем каждую раскатываем и делаем толстую «колбаску». Накладываем одну «колбаску» на другую, крестиком. Затем из нижней колбаски формируем пальцами голову и прищипываем клюв, а из другого конца колбаски делаем хвост птички. Прищипываем и расплющиваем его. Из верхней колбаски делаем крылья, расплющивая концы так же как хвост. После этого стекой разрезаем хвост и крылья, делаем пёрышки. Глаза делаем из бусинок. Вот мой жаворонок готов! Предлагаю и вам сделать похожих на моих жаворонков. Но сначала приготовим наши пальцы.
9. Пальчиковая гимнастика. «Ладошки»
Разотру ладошку сильно, (трём ладонь о ладонь)
Каждый пальчик покручу, (тянем левой рукой за каждый пальчик правой руки)
Поздороваюсь с ней сильно, (одна рука пожимает другую)
И вытягивать начну, (тянем сначала левой рукой кисть правой, потом наоборот)
Затем руки я помою (трём ладонь о ладонь)
Пальчик в пальчик я вложу, (замок)
На замочек их закрою,
И тепло поберегу!
Выпущу я пальчики! (шевелим пальцами)
Пусть бегают как зайчики.
10. Продуктивная деятельность детей.
11. Анализ детских работ
— Вот и работа сладилась, а теперь давайте рассмотрим, какие у нас получились жаворонки. (Дети выставляют работы на выставку). Очень красивые у вас получились наши настоящие вестники весны. Какие приемы лепки вы использовали? (Ответы детей) Сразу видно, что вы очень старались. Когда жаворонки высохнут. Мы с ними пойдем на улицу закликать весну.