«Народный танец как средство личностного развития»: мастер-класс на курсах повышения квалификации для педагогов дополнительного образования детей


Автор: Елизавета Сергеевна Шайхисламова
Место работы: МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана
Должность: учитель ритмики


Сегодня перед российским образованием стоит задача создания педагогических технологий, формирующих особую атмосферу этического и эстетического отношения к людям, окружающему миру, культуре. Думаю, что введение в программу ритмики для начальных классов учебной дисциплины «Народный танец» стало одним из эффективных средств реализации означенных целей. Эта позиция основана на глубоком убеждении в том, что народный танец обладает широчайшим спектром возможностей воспитательного, эстетического, этического, оздоровительного воздействия на развитие школьников. Это связано с многогранностью народного танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, эстетического и художественного развития. Танцевальное произведение, правдиво передающее замысел художника, как и любое другое создание искусства – важное средство эстетического воспитания. В процессе исторического развития народное искусство всегда выступало как хранитель нравственного опыта человечества. Танцевальная культура, являясь одной из наиболее устойчивых форм народного искусства, аккумулирующих духовно-практический опыт народа, обладает способами кодирования, хранения и трансляции культурных ценностей и смыслов. Картина мира, воспроизводимая в народном танце посредством музыки и действия, дает ребенку надежные нравственные ориентиры в окружающем его культурном пространстве.

Для современной российской образовательной системы характерно усиление роли национальной культуры. Но для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, на уроках ритмики я стремлюсь закладывать прочный фундамент, предполагающий глубокое знание учащимися фольклора, традиций и обрядов не только своего народа. И здесь трудно переоценить значение такого культурного феномена, как народный танец.

Народный танец характеризуется такими качествами, как традиционность, (народные представления о природе, человеке, социуме, а также характерные способы их художественного отображения), синкретичность (единство танцевального инструментального и театрально-игрового начал), вариативность (личностный исполнительский поиск, ориентированный на заданный традицией образ), коллективность (ансамблевый характер народных танцев, коллективное начало в детском творчестве), функциональность (связь народного танца с жизнью, ситуацией исполнения).

На уроках ритмики ребёнок использует танцевальную форму как особый способ самоощущения и самовыражения. На уроках народного танца знакомится с характером, темпераментом, эстетическими идеалами народа, его отношение к добру и злу, как в природе, так и в общественной жизни. Под влиянием традиций и обычаев, транслируемых как на поведенческом, так и на эмоциональном уровне, на моих уроках народного танца дети усваивают стереотипы поведения мужчины и женщины. Традиционный народный танец благодаря своим образам, создающимся с помощью специфических жестов, поз и мимики, оказывает положительное влияние на развитие у детей коммуникативных способностей. Знакомясь в процессе занятий народным танцем с многообразием форм проявления человеческих взаимоотношений, ребенок учится понимать и уважать культуру, отличную от той, в которой они воспитан, что способствует развитию толерантности.

Учащиеся постепенно приходят к пониманию, что у каждого народа сложились свои танцевальные традиции, свой пластический язык, особая координация движений, приемы соотношения движения с музыкой, однако в обрядовых и бытовых танцах многих народов отразились одни и те же ценности. Предмет «Народный танец» помогает мне научить учащихся познавать единство этих ценностей и понимать, что форма их выражения может существенно различаться в зависимости от менталитета того или иного народа. А понимание – это шаг к принятию культуры, к толерантности, к формированию поликультурного мышления, к воспитанию поликультурной личности, способной на конструктивное сотрудничество с носителями различных этнокультурных ценностей.

Считаю, что занятия народными танцами являются одним из лучших естественных и доступных видов здоровьесберегающих технологий. Существуют целые пласты традиционных форм двигательной культуры, которые в принципе не могут быть заменены иными. Помимо того что занятия народными танцами придают формирующейся детской осанке грациозность, а также положительно воздействуют на общее физическое здоровье, развивая гибкость и пластичность, они способствуют формированию у учащихся физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитывают у них культуру здоровья, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Через народный танец я развиваю у детей психоэмоциональную сферу личности., которая оказывает прямое влияние на развитие его коммуникативных способностей, раскрытие всего многообразия качеств личности. С психологической точки зрения во время занятий народными танцами учащиеся приучаются не просто к общению со сверстниками, а умению выстраивать эти отношения, в том числе на невербальном уровне.

Учащиеся нашей школы, имеют возможность продолжать занятия народным танцем на более высоком уровне, в ансамбле танца «Школьные годы», исполняя такие народные танцы, как: «Русский экстрим», «Удальцы-молодцы», хоровод «Золотая цепочка», хоровод «Метелица», кадриль, «Жили у бабуси», «Еврейский вальс» и др.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 5 =