Занятие исследовательского клуба


Автор: Лариса Владимировна Назарчук
Место работы: МБОУ «Центр образования имени В.И. Пеллера»
Должность: учитель начальных классов


Тема: Коллективное исследование по теме «Волшебное вещество соль».

Цель Формирование первоначальных исследовательских умений и навыков.

Задачи:

  • Развивать умения определять тему, цель, задачи исследования;

  • Учить отбирать методы, необходимые для проведения исследования;

  • Развивать умение работать в группах;

  • Развивать память, внимание, мышление, логику;

  • Воспитывать чувство коллективизма;

  • Прививать интерес к самостоятельным исследованиям.

Ход занятия

I. Организация детей.

(Ребята стоят вместе со мной у доски полукругом). Сегодня на занятии нашего клуба мы продолжаем учиться проводить самостоятельные групповые исследования, как это делают настоящие взрослые ученые. Вы готовы?

Хорошо! Тогда скажите мне, юные ученые, а что такое исследование? (В дневнике исследователя)

Учитель: Исследование – это поиск истины, действия по выработке новых знаний.

II. Выбор темы а интерактивной доске)

— С чего необходимо начинать исследование? (С определения темы)

— (Входит вахтер с письмом) Ребята, для того, чтобы определить тему нашего исследования, я предлагаю вам прочитать письмо, которое пришло к нам из Солнечного города. Как вы думаете, кто его мог нам прислать?

— Верно, Незнайка. Что же у него случилось, что он был вынужден прислать письмо нам в клуб юных исследователей?

— Давайте прочтем его. (1 ученик читает письмо)

— «В Солнечном городе закончилась соль, и я решил привезти её из другого города. Путь был не близким. Погрузил я 2 мешка соли на ослика, и отправился в путь. Но на пути текла речка. Я решил перейти с осликом речку вброд. Речка оказалась довольно глубокой, и вода намочила мешки с солью. Придя в город, я обнаружил, что мешки пустые. Ребята, помогите мне разобраться, что это за волшебное вещество – соль, и как мне быть?».

— Ну что, поможем Незнайке? Какова же будет тема нашего исследования?

— Я согласна с вами и думаю, что в ходе исследования этого вещества мы объясним Незнайке, что произошло с его солью, и поможем ему вернуть её в Солнечный город.

Итак, тема исследования – СОЛЬ.

III. Определение цели и задач исследование (На интерактивной доске)

— Какой следующий шаг нашего исследования? (Определить цель)

— На какой вопрос отвечает цель? (Зачем я провожу данное исследование)

Цель: Расширить знания о веществе «соль» для того, чтобы помочь Незнайке.

— Итак, цель поставлена, переходим к следующему шагу нашего исследования. Что еще необходимо определить. (Определить задачи)

— Я напоминаю, что задачи – это основные шаги по изучению нашей темы. Что именно мы хотим узнать о веществе «соль», чтобы помочь Незнайке.

— Исследовать свойства соли (Мы должны пояснить Незнайке, почему исчезла соль)

— Выяснить, как добывают соль (Может, в Солнечном городе можно добывать соль и мы расскажем, как это можно сделать?)

— Изучить, как человек использует соль (Может, соль и вовсе не нужна человеку, и Незнайке не стоит расстраиваться)

— Итак, задачи поставлены, можно переходить к исследованию нашей темы? (Нет)

Почему? (Надо определить методы – способы, с помощью чего?).

С помощью каких методов можно провести наше исследование?

IV. Сбор материала и его запись.

Молодцы! Для того, чтобы данными методами достичь нашей цели, я предлагаю вам поработать группами. Для того, чтобы разбиться на группы, вам необходимо собрать поговорку о соли, которая разделена на части, эти части находятся у вас. Вы должны найти, у кого есть подходящая часть, собраться в группы и составить из элементов целое.

  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

  • Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать (Пуд соли – это 16 килограммов. Сколько времени должно пройти, прежде чем вы с кем-то «на пару» съедите пуд соли. По расчётам учёных, человек потребляет в год около пяти килограммов соли, значит, пуд соли вдвоем можно съесть в полтора-два года.).

  • Без денег торговать, как без соли хлебать.

Итак, группы образовались.

1 группа, ваша пословица? Как вы её понимаете? Вы работаете над решением 1 задачи – исследуете свойства соли.

2 группа, ваша пословица? Как вы её понимаете? Вы работаете над решением 2 задачи – как добывают соль.

3 группа, ваша пословица? Как вы её понимаете? Вы работаете над решением 3 задачи – где и как используют соль.

Чтобы помочь Незнайке, у каждой группы исследователей есть свой мешочек, но он пустой. В ходе исследования за верную и четкую информацию вы будете получать в свой мешочек пуд (16 кг) соли. А в конце исследования мы наполним этой солью вот этот большой мешок и отправим его в Солнечный город. Всё, что вы узнаете, помечайте себе на листах рисунками, знаками, чтобы потом рассказать об этом остальным группам.

1 группа, вы работаете над первой задачей и должны рассказать нам о свойствах соли. Заполните свой мешочек новыми знаниями об этом волшебном веществе. (Выдаётся мешочек с заданиями)

1 группа «Свойства соли»

Д ля того, чтобы узнать свойства соли, вам предстоит воспользоваться 3 методами:

Помни, что соль, которую ты употребляешь в пищу, называется поваренная или каменная соль.

Опыт № 1. Определи свойства соли.

  • Под лупой рассмотри кристаллы соли. Запиши в таблицу, какие они по цвету и форме (белые, прозрачные, крупинки).

  • Попробуй соль на вкус. (Острый) Запиши в таблицу.

    Опыт № 2. Проверь соль на растворимость.

Возьми 2 стакана. В одном стакане теплая вода, в другой холодная. В каждый стакан насыпь по ложке соли и размешай соль одновременно в двух стаканах.

Растворилась ли соль?

В какой воде она растворилась быстрей?

Результат запиши в таблицу.

Результат: в теплой воде растворение проходит быстрее.

Опыт № 3. Изменение плотности воды.

Перед тобой банка с пресной водой. Опусти аккуратно в неё сырое яйцо. Что произошло с яйцом? Аккуратно вытащи яйцо.

Возьми соль и раствори в банке 4 столовых ложки соли. Размешай до полного растворения, опусти вновь сырое яйцо. Что произошло? Почему?

Запиши результат в таблицу.

Результат: соль изменяет плотность воды.

Опыт № 4. Выпаривание поваренной соли.

Посмотри данный опыт через Интернет. Для этого нажми в ноутбуке кнопку «воспроизвести». Сделайте вывод, можно ли путём выпаривания получить соль обратно. Запиши вывод в таблицу.

Результат: поваренная соль хорошо растворяется в воде, и обладает обратимым процессом.

Я предлагаю представителя 1 группы рассказать о решении 1 задачи исследования – свойства соли (надеваю головной убор и на экране высвечивается слайд). Есть дополнения членами группы?

— Скажите, какие методы вы использовали для решения своей задачи?

— Вы помогли Незнайке узнать о том, что соль исчезла, так как она растворилась в воде. Но мы видим, что соль обладает обратимым процессом. Что можно сделать с мешками Незнайки, чтобы в них вновь образовалась соль? (Нагреть, высушить).

— Ребята, 1 группа нам рассказала, что соленая вода выталкивает, держит предметы и не даёт нам утонуть, вспомните, где на уроке окружающего мира мы затрагивали это свойство соли? (Мертвое море)

— Молодцы, я наполняю ваш мешочек солью.

2 группа, вы работаете над второй задачей, и должны рассказать нам, как добывают соль. Вам также надо заполнить свой мешочек новыми фактами. (Выдаётся мешочек с заданиями).

2 группа. «Как добывают соль».

Д ля того, чтобы узнать. как добывают соль, вам предстоит воспользоваться 2 методами:

Откройте книгу «Я познаю мир». Прочитайте, какими способами добывают соль. Рассмотрите фотографии. На основе прочитанного заполните схему.

Каменную соль, её ещё называют поваренная соль, добывают двумя способами: карьерным и шахтным. Ша́хта — промышленное предприятие, осуществляющее добычу полезных ископаемых подземным способом.

Карьерный способ: Осенью на берегу моря выкапывают небольшой водоем. Его через канаву наполняют морской водой. Она здесь находится некоторое время, пока не осядут песок, глина, камешки. Затем ее выпускают в следующий бассейн, а весной в третий. Все это время вода испаряется, концентрация соли в ней возрастает. К концу лета в последнем бассейне появляется слой соли. Его сгребают в бугры высотой 10-15 м, а затем вывозят на фабрики.

А вот на озере Баскунчак в Астраханской области очень большая концентрация соли (на 1 литр воды полный стакан соли). Соль добывают солевые комбайны. Они двигаются по рельсам, которые уложены прямо на соляную корку, и всасывают смешанная с водой соль, которая называется солепульпа. Затем крупные куски соли отделяются от воды и дробятся. Все это происходит в специальной камере внутри комбайна. Потом кристаллы соли промывают, при этом удаляя различные примеси. Пока соль проходит первичную обработку, к комбайну по параллельным рейсам подходит железнодорожный состав с вагонами. Соль из комбайна высыпается в вагоны и отправляется на фабрику, где соль дробят, очищают и фасуют в пачки.

Шахтный способ (в шахтах) этим способом добывают соль, которая находится глубоко в земле. Каменная соль образует под землей огромные горы, которые лежат на глубине 5-8 километров. Для её добычи прокладывают шахты. Они выглядят как города, построенные из соли. Соль везде: под ногами, на стенах. В такой шахте большое количество машин: самоходные вагоны, буровая установка, конвейер, по которому движется добытая соль. Буровой машиной разрушают соляной пласт, погружают соль на конвейер, по которому она транспортируется в бункер. Потом она выгружается в специальные ёмкости до 14 тонн и поднимается наверх. После чего доставляется на солефабрику.

Какие способы используют для добычи соли?

Опишите каждый из них.

Я предлагаю представителя 2 группы рассказать о решении 2 задачи исследования – как добывают соль. (надеваю головной убор и на экране высвечивается слайд). Есть дополнения членами группы?

Что бы вы могли посоветовать Незнайке для того, чтобы обеспечить жителей Солнечного города солью? (Если есть море, заняться добычей соли или найти месторождение соли)

Я рада, что вы дали хорошие, практичные советы Незнайке, и я наполняю ваш мешочек солью.

3 группа. «Где и как используют соль».

3 группа, вы работаете над третьей задачей и должны рассказать нам, как добывают соль. Вам также надо заполнить свой мешочек новыми фактами (Выдаётся мешочек с заданиями).

Д ля того, чтобы узнать где и как используют соль, вам предстоит воспользоваться методами:

Откройте книгу «Я познаю мир». Прочитайте, как используется соль, и на основе прочитанного заполните таблицу, перечислив пользу данного вещества.

Медицина – иодированная соль, соляные шахты от бронхита.

Пища – консервирование, соление рыбы, мяса, грибов.

Быт – чистящее вещество (отстирывать пятна), посыпают снег и лед на проезжей части.

В сельском хозяйстве – добавляется в корм скоту.

С помощью опыта проверьте, можно ли соль использовать как чистящее вещество и быстро топить лед.

Опыт№1. Соль – чистящее средство.

Возьмите грязный стакан, насыпьте на губку немного соли, протрите стакан и сполосните его в теплой воде. Каким он стал?

Сделайте вывод? (С помощью соли можно мыть посуду).

Опыт № 2. Незамерзающая соль.

Перед вами две чашки со льдом. В одну чашку добавьте ложку крупной соли, а другую оставьте без изменения. Рассмотрите, где быстрее тает лёд: в чашке с солью или без. Сделайте вывод. (Соль способствует быстрому таянию снега и льда).

— А вот как можно использовать соль в медицине, и какой вред может принести соль, спросите специалиста, нашего школьного медицинского работника Ирину Анатольевну.

— Какими методами вы пользовались при исследовании вопроса?

— Что показалось наиболее интересным?

V. Обобщение полученных данных. Подведение итога работы.

Я думаю, что группы выполнили свои задачи и готовы поделиться новыми сведениями. Мы приступаем к обобщению полученных данных.

Итак, как вы думаете, с чего следует начать?

  • Что такое соль и её свойства (видео) + насыпаю в мешочек соль.

  • Как добывают соль? (видео) + насыпаю в мешочек соль.

  • Где и как используют. + насыпаю в мешочек соль.

Молодцы, посмотрите. сколько интересного мы открыли для себя! Как вы думаете, мы достигли цель, которую поставили в начале исследования.(расширили свои знания о соли)?

Ребята, благодаря своим усилиям и своей любознательности вы собрали мешочки соли, которые мы можем отправить в Солнечный город, но неизвестно, как быстро они попадут к Незнайке.

Как вы думаете, что может сделать сам Незнайка, чтобы вернуть свою соль?

Ребята, вы знаете, я предлагаю вам вместе с мешочками соли отправить Незнайке от нашего клуба подарок. А подарок этот будет необычный, он расскажет Незнайке и его друзьям, как еще можно использовать соль.

Посмотрите, из чего будет сделан наш подарок? (Из теста)

Вы можете подумать: как из теста, ведь испортится, покроется плесенью? Но нет, это тесто не испортится, потому что оно соленое. Чтобы приготовить подарок из соленого теста, я предлагаю вам подойти к столу, выбрать формочки и составить композицию

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − 1 =